Лекция 1. Градостроительные и социальные аспекты

Социальная структура общества– это совокупность социальных групп, систем взаимосвязи людей, которые реализуют свои стратегии индивидуального развития на основании различных культурных ценностей.

Социальная структура общества

Как уже говорилось, социология рассматривает не отдельного индивида, а группы и общности людей. Если рассматривать в качестве ведущего элемента социальной структуры общность, можно подразделить её на следующие виды:

группы, или когда индивид входит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель. Конфликт с внешней средой –индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, со стороны административных и экономических норм. Они вступают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы. Также различают следующие типы социального конфликта: Конфронтация –пассивное противостояние групп с противоборствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие неустранимых разногласий и оказание давления. Соперничество –борьба за признание личных достижений и способностей со стороны общества, социальной группы. Цель соперничества – приобретение лучших позиций, признание, демонстрация превосходства путём достижения престижных целей. Конкуренция –особый тип конфликта, цель которого состоит в получении выгоды, прибыли либо доступа к социальным благам. Таким образом, конфликт, с точки зрения социологии – это, прежде всего модель поведения с особым распределением ролей, последовательностью событий, способами выражения взглядов, ценностных ориентаций, формами отстаивания интересов. Когда интересы чётко демонстрируются, выявлены субъект, объект и средства конфликта и стратегия поведения, тогда это будут открытые конфликты. Если же интересы в конфликте структурированы слабо, численность участников мала, поведение участников скрытое, то такой тип конфликта называется скрытым. Для наличия конфликта требуются три условия: объективно складывающаяся конфликтная ситуация, субъекты конфликтов и наличие повода для конфликта, то есть своеобразного «спускового механизма», способствующего развитию событий. Разрешение конфликта может быть полное или частичное. Полноеразрешение означает прекращение конфликта, кардинальную перестройку всего образа конфликтной ситуации. При этом установка на борьбу сменяется ориентацией на сотрудничество. При частичномразрешении конфликта чаще изменяется только внешняя его форма, но сохраняются внутренние побудительные установки к продолжению противоборства. При разрешении социального конфликта используются следующие методы: - Метод избегания конфликтаможет выражаться в избегании встреч с противником, однако остаётся сама причина конфликта. - Метод переговоров позволяет избежать применения насилия. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту конфликта. Переговоры позволяют рассмотреть альтернативные ситуации, обществе изменений. Конфликт делает социальные отношения более мобильными. Причиной социального конфликта оказывается несовпадение интересов и целей соответствующих социальных групп, на что указывали Э. Дюркгейм и Т. Парсонс. То же можно сказать и о несовпадении индивидуальных и общественных ценностей. При удовлетворении потребностей одних людей возникают препятствия, создаваемые другими людьми. При этом появляются противоположные ценностные ориентации, которые становятся причиной конфликта. Другим важным источником конфликтов является социальное неравенство. Оно существует всегда и способствует стимуляции деятельности человека. Конфликт же возникает при такой степени неравенства, когда оно расценивается одной из социальных групп как сдерживающее, препятствующее удовлетворению её потребностей. Функции конфликта могут иметь как позитивный, так и негативный характер. К позитивной можно отнести функцию разрядки психологической напряжённостив отношениях противодействующих сторон, которая помогает взаимной адаптации индивидов и стимулирует положительные изменения. Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно связующая.Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу. Ещё одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консолидирующуюроль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству. С другой стороны конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Экономический конфликт может стать фактором разбалансированности экономики в целом. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями. Конфликты можно классифицировать в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом: Личностный конфликтвключает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне её индивидуального сознания. Межличностный конфликт –это разногласия между двумя или более людьми из одной или нескольких групп. К ним могут подключаться отдельные личности, не образующие группы. Конфликт принадлежности –когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, когда конфликтующие образуют группу внутри большой · Социальная общность –реально существующее, относительно целостное множество индивидов, которое выступает самостоятельным субъектом социального и исторического действия (народность, нация, социальный слой). · Групповая общность (социальная группа) - это целостное объединение индивидов, которое имеет внутреннюю и внешнюю структуру и характеризуется устойчивостью временных и пространственных границ, осуществляя совместную деятельность. · Массовая общность – представляет собой множество индивидов, которое характеризуется неупорядоченностью и случайностью и имеет неопределённый количественный и качественный состав (политические, экологические движения, общественные объединения). · Территориальная общность – совокупность людей, обладающих единством отношений к определённой территории; это система экономических, социокультурных, административно-управленческих связей между людьми определённой территории. Т.о., общность – это реально существующая относительно самостоятельная совокупность людей, выступающая субъектом социального действия и объектом социального взаимодействия. В отличие от общности, социальная группа – стабильная совокупность людей, связанных общими отношениями, деятельностью, её мотивациями и нормами. Социальная группа является связующим звеном между отдельным человеком и обществом в целом. Различия между социальными группами и отдельными индивидами по объективным (экономическим, профессиональным) и субъективным (стиль жизни, ценностные ориентации) характеристикам отражает понятие «социальная дифференциация».Она показывает динамику социального взаимодействия, являясь движущей силой развития социальных организаций. В основе дифференциации лежит принцип неравенства между людьми, который стратифицирует общество, т.е. разделяет его на слои – страты. Страта – это социальный слой людей, имеющих одинаковые показатели по следующим критериям: доход, уровень образования, власть, социальный престиж. Социальная стратификация является процессом формирования социальных страт. Перечисленные критерии определяют совокупный социально-экономический статус,т.е. положение и место человека в обществе, который играет в социологии важнейшую роль: Приписываемый статусхарактеризует жёстко закреплённую систему стратификации, т.е. закрытое общество,в котором переход от одной страты в другую запрещён (рабство, кастовый строй). Достигаемый статусхарактеризует динамичную систему стратификации или открытое общество,где допускается свободное перемещение людей по странам. Исходя их характера социальной дифференциации, можно выделить следующие черты стратификационных систем: · Кастовая.Предполагает этнические различия, закреплённые религиозным порядком и ритуалами. Каждая каста – это замкнутая структура, занимающая строго определённое место в общественной иерархии. Возможности мобильности в кастовой системе крайне ограничены. · Сословная. Предполагает различия групп людей по их юридическим правам, которые жёстко связаны с обязанностями. Принадлежность к сословию передаётся по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы отношений. · Классовая. Не регламентируется государством и не передаётся по наследству, следовательно, имеет самые широкие возможности социальной мобильности. Обратной стороной проблемы социального неравенства и дифференциации является социальная мобильность. Согласно определению П.Сорокина, это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой.Мобильность выступает средством реализации возможностей человека и способом сдерживания недовольства населения. Чем более открыто общество, тем выше мобильность, значит, больше шансов подняться по социальной лестнице. Различают горизонтальную мобильность –когда индивид переходит от одной социальной позиции к другой, не меняя своего социального статуса и оставаясь в пределах одного социального слоя; вертикальную мобильность –когда индивид переходит из одного социального слоя в другой, изменяя свой статус. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящейи является стабилизирующим фактором общества, что способствует его динамизму. В постиндустриальных экономически развитых странах стратификационная система определяется тремя стратами: высшийилиправящий слой; слой производственныхинепроизводственных работников; средний слой. Высший слой включает в себя собственников основных средств производства и топ-менеджеров экономических и структур. Слой производственныхинепроизводственных работниковобъединяет лиц наёмного труда, не имеющих собственности на средства производства. Средний слой –это собственники небольших средств производства, непосредственно участвующие в производственных процессах. В их состав входят большая часть интеллигенции и средняя группа служащих (менеджеры среднего и низшего звена). организаций; - неформальные позитивные - публичное одобрение в виде славы, почёта, похвалы, комплиментов; - формальные негативные - наказания, предусмотренные правительственными указами, административными инструкциями, юридическими законами; - неформальные негативные - порицания, насмешка, издёвка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелательность. Т.о., социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вместе с ценностями и нормами составляя его механизм. Отношение «человек - общество» является главным в системе отношений социального контроля. Данное отношение осложняется наличием уровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляются возможности сознательной оценки, принятия, изменения тех стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне общественного сознания. Индивидуальное сознание является основанием самоконтроля; общественное сознание - социального контроля. Субъектами контролирующего действия выступают не только государство, но и социальные институты. Способы реализации социального контроля в группе и обществе следующие: - социальный контроль через социализацию осуществляется таким образом, что люди выполняют свои роли бессознательно в силу своих обычаев, традиций, привычек; - социальный контроль через групповое давление, когда человек не может участвовать в реальном жизненном процессе, основываясь только на внутреннем контроле, так как на поведение индивида накладывает отпечаток включённость его в социокультурную среду, систему отношений институциональных норм группы. Эффективность социального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы, зависит, прежде всего, от его статуса. Лекция 12 Социальный конфликт Конфликт –это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъект взаимодействия. Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов социальных групп с интересами других субъектов. Существование общества без конфликтов невозможно, потому что конфликт является неотъемлемой частью бытия людей, источником происходящих в мощью нормативного (морального, правового, административного) регулирования поведения людей. Без функций социального контроля общество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения, закреплённые законом. Социальный контроль выполняет охранительную и стабилизирующую функции, а его содержание и механизм составляют такие понятия как власть, социальные нормы, санкции. Власть - форма социальных отношений, характеризующая способность влиять на направление деятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредством организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, контроля и насилия. Власть существует и функционирует на трёх уровнях социальной структуры общества: общественном, охватывающем наиболее сложные социальные отношения; публичном, объединяющим общности и отношения в них (организации, объединения, союзы); личном, в малых группах. Для наиболее качественного функционирования власть должна институционализироваться, оформиться через иерархию организаций, учреждений, институтов, и чем более выражен этот процесс, тем более развиты формы социального контроля. Социальные нормы - средство социального регулирования поведения индивидов и групп путём предписания, требования, пожелания и ожидания. Нормы - это образцы, которые предписывают то, что люди должны говорить, думать и делать в ситуациях общения и деятельности; они выполняют функции интеграции, упорядочивания, поддержания процессов функционирования общества, социальных групп и индивидов. Обществом ценится то, что способствует его стабильности и целостности. С одной стороны, нормы - это обязанности одного человека по отношению к другому, они формируют сис- тему социальных отношений в группе и общности; с другой стороны - это ожидания социальной группы от индивида того поведения, которое присуще его социальной роли. Поэтому в переходные периоды дезинтеграция общества приводит к разбалансированию системы социальных норм. Социальные санкции -оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации субъектов общественных структур. Санкции - это не только наказания, но и поощрения, которые способствуют соблюдению социальных норм. Вместе с ценностями санкции определяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы защищены с двух сторон - со стороны ценностей и со стороны санкций. Т.о., санкции - это совокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, т.е. за конформизм, и система наказаний за отклонение от них, т.е. за девиантность. По существу установление конформизма - это одна из целей социального контроля. Выделяют четыре типа санкций: - формальные позитивные - публичное одобрение со стороны официальных Современное российское общество характеризуется высоким ростом социальной поляризации. Согласно классификации академика Заславской, российское общество состоит из четырёх слоёв: верхнего, среднего, базовогои нижнего.На середину 90-х: верхний – 6%, средний – 18%, базовый – 66%, нижний – 10%. В верхний слой входит верхушка государственной бюрократии, руководители корпораций и банков (олигархи). Средний слой на 70% состоит из представителей средней и нижней номенклатуры. Базовый слой составляют массовая интеллигенция и адаптировавшиеся к новым условиям рабочие, крестьяне и служащие. Нижний слой объединяет людей, не сумевших адаптироваться к социальным изменениям и ориентирующихся на государственную помощь. Кроме того, выделяют политическую и экономическую элиту (0.5%) и десоциализированное «социальное дно» (10%). Лекция 4 Социальные институты Социальный институт – одно из главных понятий в социологии, потому что, являясь важнейшими составляющими структуры социума, позволяют раскрыть его сущность. Социальный институт(institutum –установление, устройство) – это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов. Процесс упорядочения и формализации социальных связей называется институционализацией.В отличие от социальной группы, в которой взаимодействие людей служит удовлетворению различных потребностей, социальный институт нацелен на реализацию конкретной и важной как для личности, так и для общества потребности. Изменение структуры потребности приводит к изменению типологии социальных институтов. Удовлетворению таких фундаментальных потребностей, как потребность в безопасности, воспроизводстве, передачи культуры и т.д. служат следующие основные социальные институты: институт семьи и брака; экономический институт; политический институт; институт культуры и социализации; институт религии. Функции и структурные элементы основных институтов общества.
Функции Институты Основные роли Физические черты
Забота, воспитание детей Семейно-брачные Отец, мать, ребёнок Дом, обстановка
Добывание пищи, одежды, жилья Экономические Работодатель, работник, покупатель, продавец Производство, офис, магазин
Поддержание законов, правил и стандартов Политические Законодатель, субъект права Общественные здания
Содействие соборным отношениям и установкам веры Религиозные Священник, прихожанин Собор, церковь
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям образования Учитель, ученик Школа, университет

Таким образом, социальный институт есть совокупность взаимосвязанных ролей и статусов, которыми наделены люди и которые он регламентирует с помощью установленных норм и правил. Динамика социального института выражается в трёх процессах: в жизненном цикле института, в функционировании зрелого института, в эволюции института.

Жизнеспособность социального института характеризуется следующими чертами:

- постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

- чёткое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;

- регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;

- наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов.

является той причиной, которая заставляет человека искать нелегальные средства достижения цели, т.е. отклоняться от общепринятых культурных норм и ценностей. Главную причину девиации Мертон видит в разрыве между целевыми установками общества и социально одобряемыми средствами их осуществления. Исходя из этого, он выделяет следующие типы индивидуальных стратегий поведения людей, которые выступают как способами социализации, так и ресоциализации: · Конформность –утверждает поведение, соответствующее культурным целям и средствам их достижения; · Инновация – предполагает согласие с целями, но в то же время отрицает социально одобряемые средства их достижения; например, поддерживая цель достижения богатства, не все могут пользоваться такими средствами, как образование, престижная работа, высокий статус - отсюда такие девиации, как преступления, шантаж и т.д.; · Ритуализм – акцентирует своё внимание на отрицании целей, но принятии традиционно одобряемых обществом средств их достижения; обычно проявляется в снижении уровня притязаний или может являться источником девиантного поведения у бюрократа, абсолютизирующего формальные процедуры; · Ретретизм – предполагает отрицание цели и средств, характерен для лиц, оказавшихся за чертой социальных интересов (наркоманы, алкоголики, бомжи); · Бунт (мятеж) - означает отчуждение от господствующих целей, стандартов и формирование новых целей и средств их достижения. Девиация начинается с фрустрации, с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленную цель. Это напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, направленная против других и против себя. Если человек длительное время не выходит из этого состояния, то формируется невроз - болезнь, возникающая в результате конфликта человека с социальной средой, столкновений желаний человека и реальной действительности. Тогда предпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от норм путями - бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию, добиваясь своих целей - это конфликтная девиация. Если требования и цели удовлетворяются, девиация прекращается, если нет, то она продолжается в формах делинквентного (преступного) поведения, которое социально наказуемо. Для того чтобы преодолеть социальную дезорганизацию, девиацию, аномию, нарушения в ценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль.Это механизм саморегуляции в социальных системах (группах, коллективах, организациях, обществе), осуществляющий её с по- результат отдельных проявлений отрицательных черт характера индивида. В данном случае совершаемые индивидом отклонения терпимы и не являются девиантными; 2. вторичное отклонение, когда индивид совершает уже существенные отклонения от принятых в данной группе норм, и его действия квалифицируются как девиантные. Совершивший первичное отклонение индивид продолжает занимать тот же социальный статус и выполнять те же роли. Когда индивид переходит на этап вторичного отклонения, его социальные связи прерываются, престиж и статус падают, возможна изоляция от социальной группы. Это способствует возникновению условий для повторения актов отклоняющегося поведения, что приводит к принятию индивидом ценностей девиантной субкультуры. Появление девиантной личности является следствием нарушения хода её социализации. Она нарушается в двух случаях: когда в семье, в которой воспитывается ребёнок, отсутствует формирование социального интереса, нет ориентации на будущее, постоянные конфликты; когда общество постоянно изменяется, многие нормы противоречат друг другу, воспитание ребёнка вступает в противоречие с идеологией социальных групп и институтов, с ценностями массовой культуры - происходит обострение конфликта отцов и детей. Существование в реальной жизни большого числа противоречащих друг другу норм и неопределённость социального контроля порождают трудности возможного выбора линии индивидуального поведения. Это приводит к явлению, названного Э. Дюркгеймом аномией общества – состояние отсутствия норм, при котором личность не имеет уверенности в выборе линии нормативного поведения. По Э. Фромму, человек в этой ситуации утрачивает чувство преданности и принадлежности обществу, идентичности с группой и с самим собой, утрачивает потребность в установлении связей, испытывает чувство одиночества и отчуждения, обособление от экономических, политических и нравственных норм. Т. Парсонс описывает состояние аномии, при котором подавляющее число индивидов находится в положении дезинтеграции с социальными институтами, что отрицательно влияет на формирование чувства безопасности и психологического здоровья. Другой социолог Р. Мертонотмечает, что аномия является результатом не свободы выбора, а невозможности множества индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. В то время, как государство поддерживает усилия своих граждан в их стремлении к повышению благосостояния и к высокому социальному положению, легальные возможности членов общества для достижения такого состояния ограничены. Социальное неравенство Источниками эволюции институтов являются эндогеннные(внутренние) и экзогенные(внешние) факторы. Среди экзогенныхважнейшими факторами являются воздействия на социальную систему элементов культуры и личностей. Эти воздействия обусловлены накоплением человечеством новых знаний, а также изменением ценностных ориентаций и в целом общественного мировоззрения. Эндогенныеизменения социальных институтов происходят в основном из-за их неэффективности и нереализации интересов социальных групп и характеризуются обновлением различных норм и предписаний. В зависимости от сферы действия выполняемых функций, социальные институты подразделяются на реляционные,определяющие ролевую структуру общества по различным признакам – пол, возраст, образование и регулятивные,определяющие границы независимых по отношению к нормам общества действий индивида. Они же определяют санкции, предусмотренные при выходе за эти границы. Функционирование социального института зависит от того, насколько его социокультурные элементы станут частью внутреннего мира личности, преобразуются в социальные роли и статусы. Формирование социального института происходит стихийно или сознательно, но в любом случае он характеризуется наличием цели. Кроме цели обязательно имеются функции, которые обеспечивают достижение этой цели. Поэтому, социальный институт - это ещё и специфическое образование, выполняющее общественно значимые функции и обеспечивающее достижение целей, относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках социальной организации общества. Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, согласующиеся со стандартами поведения, и подавляют девиантное поведение. Чем стабильнее, упорядоченнее функционируют все социальные институты, тем устойчивее общество, динамичнее его развитие. Однако происходящие в обществе процессы постоянно изменяют потребности различных субъектов, следовательно, меняется характер взаимодействия социальных институтов с обществом. Если изменения потребностей не найдут отражения в структуре и функциях социального института, в его деятельности возникает дисфункция. Дисфункциявыражается в неясности целей деятельности института, неопределённости функций, понижении его социального авторитета. В таком случае чаще всего теряется основное качество социального института – деперсонализация. Его принцип заключается в том, что функционирование института, удовлетворяющего социальным потребностям, в основном не зависят от личностей тех, кто выполняет задачи, решаемые институтом. Его оптимальная деятельность достигается за счёт объективно действующего механизма, обеспечивающего распределение социальных ролей. Дисфункция в деятельности института заставляет подгонять его работу под интересы отдельных лиц, их персональных качеств. Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие функциисоциальных институтов: - функция закрепления и воспроизводства общественных отношений.Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, чем обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. - регулятивная функция.Состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения. - интегративная функция.Включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил и систем ролей, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. - транслирующая функция.Её задача состоит в передачи социального опыта новым поколениям. - коммуникативная функция.Необходима для распространения институциональной информации как внутри института, так и между ними для управления и контроля норм и правил. Перечисленные функции являются явными, т.к. ожидаемы и необходимы. Однако существуют и латентные, скрытые функции. Например, церковь стремится закрепить своё влияние через идеологию и внедрение веры. Семейное воспитание может привести к конфликту индивида с культурной средой. Лекция 5 Этносоциальные общности Этносоциальная общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры,складывающиеся обычаиили традициинарода или этноса. Этнос – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая общность людей, обладающих сходными, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также самосознанием, т.е. осознанием своего единства и отличия от всех других подобных общностей. Важным в понимании этничности является признание решающей роли Анализ объективных и субъективных факторов социализации личности позволяет выделить в ней две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация –врождённая или приобретённая способность человека к приспособлению. К врождённым основам относятся инстинкты, темперамент, задатки, способности человека. К приобретённым факторам относятся воспитание, интеллект, творческие способности, реальный жизненный опыт. Социальную адаптацию рассматривают с двух точек зрения: как пассивный процесс приспособления человека к требованиям общества и как двухсторонний процесс взаимодействия субъекта и социальной среды. Интериоризация –это формирование внутренней структуры личности с помощью усвоения ею норм, ценностей и других компонентов социальной среды, процесс перевода элементов внешней среды во внутреннее «Я». Интериоризация формирует индивидуальность, неповторимость духовного мира, своеобразие деятельности, познания и общения личности. Единство адаптации и интериоризации предполагает высокую степень внутренней активности личности и формирует её жизненный стиль, от которого зависит дальнейший ход социализации. Если в процессе жизнедеятельности личности или общества происходят различные изменения, кризисы, то возможен пересмотр прежних ценностных ориентаций, что выражается в процессе ресоциализации- усвоение личностью новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних. Лекция 11 Социальные отклонения и социальный контроль В процессе социализации возможны различные отклонения и дезинтеграция личности. Такие явления называются девиантным (отклоняющимся) поведением,а людей, которые следуют такому поведению, девиантами(преступники, отшельники, гении). Девиантность определяется соответствием и несоответствием поступков социальным ожиданиям и нормам. Однако расслоение общества, наличие множества субкультур, размывание традиций делает определение девиантного поведения всё более трудным. Что в одной социальной среде может быть девиацией, то в другой вполне обычным поведением. Отклоняющееся поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер: героизм, альтруизм, самопожертвование. В нормальном обществе на долю позитивной и негативной девиации приходится по 10 – 12% населения. Становление личности девианта проходит два этапа: 1. первичное отклонение, когда поведение в целом соответствует культурным нормам, ошибки незначительны, поступки терпимы и представляют принимая пассивную форму адаптации к условиям жизни. В качестве источника социализации человека выступают следующие факторы: · Первичный опыт, связанный с периодом раннего детства; · Передача культуры как формы деятельности через социальные институты; · Интерактивное общение и взаимное влияние людей в процессе их совместной деятельности; · Процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль. Социализация бывает первичная и вторичная. Первичная социализация связана непосредственно с воздействием на человека его ближайшего окружения, семьи, друзей и т.д. Особенно велика роль первичной социализации на этапах становления личности. Вторичная социализация осуществляется опосредованно социальными группами, институтами, организациями и её влияние велико в зрелом возрасте, когда социальные статусы и роли человека уже определены, и они подвергаются корректировке и реализуются. Содержание социализации определяется типом общества. В демократическом обществе социализация должна нести гуманистическую направленность. В авторитарном обществе, наоборот, игнорируются права и свободы человека, индивидуальность личности и её творческие возможности. Социализация предполагает две стороны: объект и субъект. Объект социализации - это те, на кого направлен этот процесс, отдельные люди или группы людей. Субъект социализации - это те, кто осуществляет этот процесс, т.е. отдельная личность, социальная группа, социальный институт, организация. Один и тот же человек может выступать в качестве субъекта и объекта социализации, поэтому в рамках одного взаимодействия субъект социализации не только оказывает воздействие на её объект, но и сам испытывает обратное воздействие на себя. Социализация человека происходит в основном исходя из группового опыта, однако индивидуальный опыт иногда имеет решающее значение. Поэтому объединение факторов социальной среды с личностными предпосылками выступает как механизм социализации. Социология выделяет две модели социализации: «модель подчинения» и «модель интереса». «Модель подчинения»предполагает социализацию в условиях регламентации, отбора информации контроля; социальные институты предписывают личности стандартный набор социальных ролей, профессиональных, нравственных, психологических качеств, которыми она должна обладать. Общество осуществляет социальный контроль над исполнением взятых на себя человеком обязательств. «Модель интереса»является противоположной предыдущей модели; здесь преобладает свобода выбора; личность имеет возможность самореализации в рамках предложенных условий и регламентаций. этнической идентичности. Самоотнесение индивида с определённой этнической общностью, осознание принадлежности к ней подчёркивает значимость этнической идентификации, включённости в этничность. Этническая идентичность формируется в процессе социализации индивида. К этнообразующим факторам относятся: единство территории, природные условия, экономические связи и т.п., однако это не этнические категории. К этническим признакам, отражающим реальные различия между этническими общностями, относятся особенности в области этнического самосознания и культуры этноса. Характер этноса – это не характер индивида, а совокупность специфически психологических черт, присущих социально-этнической общности. Таким образом, не каждый индивидуум наделён всеми присущими этносу чертами характера. В психологии этноса большое место занимают этнические стереотипы, которые аккумулируют коллективный опыт. Этнические стереотипы – это приписывание определённых черт народу. Однако стереотипы могут быть истинными и ложными, т.к. они в самосознании отражают действительные и воображаемые черты. Этнические стереотипы, существующие в каждой культуре этноса, содержат, как правило, положительное отношение к «своим» и отрицательное к «чужим». Психологическая мотивация такого разграничения является формой самоутверждения, базирующаяся на сознании собственного превосходства. Каждая этническая общность имеет свои стереотипы поведения, в которых одним и тем же действиям придаётся различное содержание или одно и то же содержание выражается в различных действиях. Достоверность этнических стереотипов относительна, они могут воспроизводить объективные особенности этноса, но их нельзя считать характеристикой народа. Другим важнейшим этническим определителем выступает язык, который играет роль интегрирующего фактора в сохранении этнической группы. Он реализует коммуникативную функцию и культуру: исторический путь, условия жизни этноса, социально значимые объекты. Язык выступает в самосознании этноса как высшая ценность. Таким образом, важны те элементы культуры этноса, которые становятся осознаваемой опорой в межэтнических различиях. Первичную значимость имеют те культурные характеристики, которые используются в качестве маркеров для дифференциации этнических общностей. Существуют следующие основные концепции происхождения этноса: · Пассионарная теория этногенеза Л. Гумилёва. Согласно его концепции, этнос возникает как результат адаптации человека в биоценозе, т.е. совокупности растений и животных, принадлежащих к одной среде обитания – ландшафту. Он является причиной и условием формирования этноса. Т.е., · этнос возникает как биофизическое явление, как часть природы. Под пассионариями понимаются люди, обладающие необыкновенной энергией и страстностью, которые играют огромную роль в формировании этноса. Пассионарный инстинкт или инстинкт деятельности, определяющий поведение этих людей, способствует объединению этноса, его развитию во всех областях. Т.о., эта концепция происхождения этноса решается с позиций естественных законов природы: этносы живут и умирают не столько как социальные, сколько как биофизические общности. · Теория происхождения этноса Ван ден Берга. Он полагает, что этнические группы произошли на основе генетического родства в прошлом. Естественный отбор способствует сплочению организмов, содействуя их выживаемости. Таким образом, этничность объясняется как расширенная форма родового отбора и связи. · Концепция Э. Смита,который объясняет происхождение этносов на основе «коллективного бессознательного», тех архетипов, которые складывались в течение истории каждого народа и повлияли на образование различных этносов. Несмотря на различия этих концепций, все они имеют общее, которое состоит в признании объективности процессов рождения и формирования этнических образований. Однако существует ещё один подход к происхождению этноса: Конструктивистский. Его последователи (Андерсон, Бурдье, Тишков)считают, что этнические общности, их дифференциация являются интеллектуальной конструкцией писателей, учёных, политиков. В конечном счёте, этничность – это продукт человеческого сознания, имеющий иррациональную природу. Т.е., в этом подходе отрицается объективность существования этноса. Говоря о соотношении понятий «этнос»и «нация», то в отличие от этноса, когда рассматриваются этнокультурные особенности группы людей – язык, традиции, обычаи, менталитет, стереотипы, нация – это совокупность людей, имеющих одно общее отечество.Т.е., нация используется в значении политической и гражданской общности. Существуют несколько групп факторов, влияющих на межэтнические отношения: · Исторические факторы,т.е. исторические события, которые определяли отношения народов, особенности исторического развития этноса, взаимодействующего с другими этносами. В этом контексте межэтнический конфликт обращает внимание своих участников на завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое. · Политические факторы,под которыми понимаются характер политического строя и государственная этническая политика, которые оказывают ности, или меняющий свои занятия; homo soveticus - человек, зависящий от государства. Таким образом, личность - это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся к ней. Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация – это процесс усвоения личностью социального опыта, образцов поведения, общественных установок, системы связей и отношений, в которую личность включена в качестве субъекта труда, общения и познания.В ходе социализации происходит и самореализация личности. Социализация способствует эффективному взаимодействию человека с человеком и социальной общностью, предполагает познание человеком социальной действительности. Истоки современной концепции социализации содержатся в трудах французского социолога Г. Тарда, который положил в основу теории социализации принцип подражания, определяющий личностные формы общения. Джордж Мид, основатель символического интеракционизма, рассматривал социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, с которыми связаны определённые социокультурные значения и символы. Исходным моментом здесь является не отдельный индивид, а процесс социального общения, в ходе которого формируются индивидуальные качества личности. По Э.Эриксону, социализация предстаёт как ответная реакция человека на кризисы его жизненных циклов, которые следуют друг за другом в течение всей его жизни. Развитие личности происходит в процессе социальной адаптации к изменяющимся условиям преодолевая жизненные кризисы. На этапе становления личности можно выделить как позитивные, так и негативные механизмы социализации. К позитивным относятся: · Имитация –стремление ребёнка копировать определённую модель поведения родителей или других лиц ближайшего социального окружения. · Идентификация – способ усвоения поведения, установок, ценностей значимого Другого как своих собственных. К негативным механизмам относятся: · Стыд –результат внешнего развития, · Вина –результат внутреннего переживания – это чувственно-эмоцио-нальные состояния, препятствующие или закрепляющие что-либо в ходе социализации. Процесс социализации в детстве связан с мотивацией поведения и формированием ценностных ориентаций. Социализация взрослых направлена на изменение внешнего поведения и преодоление стереотипов и иллюзий детского восприятия мира. В старости социализация человека ослабевает, В социологии существует четыре концепции понимания личности: 1. Ролевая концепция –личность рассматривается как функция от выполняемых ею социальных ролей (Дж. Мид, Т. Парсонс). 2. Концепция личности З. Фрейда –личность рассматривается как конфликтная система бессознательных влечений и общественных запретов. 3. Поведенческая концепция – личность рассматривается как система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер). 4. Деятельностный подход Л. Выготского– личность рассматривается с точки зрения её предметной деятельности и общения. Личность, являясь продуктом общества, в разные периоды его развития отражает в своих характеристиках все социальные изменения. Так, Д. Рисмен в 60-е годы разработал концепцию «одномерного человека». Современное общество делает человека одномерным, воспринимающим происходящее в плоскости примитивных альтернатив, т.е. личностью с упрощённым социальным восприятием и грубым аппаратом интерпретации. Такие социологи, как Т. Адорно, К. Хорни сделали вывод, что нормальная личность современного общества - невротик - человек, страдающий неврозом. Из-за распада системы общностей, где были общепринятые устойчивые ценности, в современном обществе каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений, стереотипов. Человек отделяется от самого себя, отчуждается, теряет самоидентификацию, а его представления о должном, нормативная структура личности - Super Ego становится «размазанным», плюралистичным. Российский социолог И. Конутверждает, что современный человек вообще отвергает любую роль. Он становится «актёром», который способен к постоянным социальным перевоплощениям и играет множество ролей, серьёзно их не принимая. Тот, кто вживается в роль, становится невротиком, т.к. не может соответствовать меняющимся требованиям, которые выдвигаются разнообразным окружением множества общностей, в которые он структурно и культурно вписан. Представитель конфликтологического направления социологии Р. Дарендорф,используя термин Аристотеля homo politicus (человек, участвующий в общественной жизни), разработал свою современную типологию личностей. Подчёркивая, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий, он пользуется термином homo sociologicus, выделяя его типические виды: homo faber - в традиционном обществе «человек трудящийся», личность, наделённая важной общественной функцией; homo consumer - современный потребитель, личность, сформированная массовым обществом; homo universalis - человек, способный заниматься разными видами деятель- сильное влияние на отношения между этносами. Вопрос о власти, к которой стремятся национальные лидеры, является ключевым для понимания причин роста этноцентризма и конфликтов. · Социально – структурные факторы, провоцирующие развитие напряжённости, этнической конфликтности. Конфликты возникают в результате конкурентной борьбы за одинаковый статус между представителями разных этносов. Отстающие в социальном положении группы стремятся потеснить доминирующую высокостатусную группу. Таким образом, межэтнический конфликт является результатом совокупности факторов. В настоящее время происходит усиление этнической значимости. Этнос стал выступать в качестве референтной группы. Это происходит в связи с тем, что глобальной тенденцией всех сфер общественной жизни являются интеграционные процессы, унификация условий жизнедеятельности человека. В экономической сфере эти процессы ведут к созданию единого мирового хозяйства, в области культуры формируется универсальный международный стиль жизни. Однако этнические ценности не исчезают, и стремление к сохранению собственных традиций, языка, культуры, этнического самосознания выступает в качестве противовеса интеграционным тенденциям, необходимой формой сохранения этносов. Поэтому они начинают играть роль референтных групп для многих людей в условиях размывания сословных и других социальных границ, ролевых различий пола и возраста. Лекция 6 Социальный прогресс и социальные изменения Общество – живая динамическая система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Если в обществе не будет происходить никаких изменений, оно начинает стагнировать (загнивать). Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные взаимодействия, которые приводят к изменениям и развитию социального микро- и макроуровня. Социальное развитие – это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей, предполагает переход от простого к сложному, от высшего к низшему. Из всей совокупности типов социального развития можно выделить следующие: циклический, линейный, нелинейный. I. В обществе отчётливо проявляются политические, экономические и социальные циклы: политические кризисы сменяются политической стабильностью, за экономическим процветанием наступает упадок, повышения уровня благосостояния населения чередуется с его снижением. Т.о., каждый из процессов в обществе сменяет другой. Социально-историческое развитие идёт по кругу, что позволяет говорить об его определённой обратимости. Цикличность означает повторение тенденций прошлого, но с некоторыми новыми вариациями. Продолжительность цикла может быть короткой и длинной. Циклы различаются количеством фаз, ритмикой, ускорением или замедлением интервалов. Циклические процессы способствуют воспроизводству социальной системы, воспроизводству её функций (производство материальных благ, их распределение, регламентация поведения людей), воспроизводству социальных общностей (этносы, нации, классы, страты), воспроизводству устойчивых форм деятельности (научная, производственная, художественная) и социальных ролей. Цикличность придаёт ритм общественным процессам, является способом существования и сохранения общества. Однако каждый новый цикл не является абсолютным повторением прежнего. Существуют различные формы циклических процессов: по типу маятника, волновые движения, спиралевидные. Изменения по типу маятника считаются наиболее простой формой циклического процесса. В качестве примера можно привести инвестиционную социальную политику, когда средства на развитие социальной сферы общества то увеличиваются, то сокращаются, возвращаясь к первоначальной сумме. Примером волновых процессов в обществе служит цикл технических нововведений, который, достигая своего волнового пика, идёт на убыль, затухая. Спиралевидный тип является наиболее сложной формой циклических изменений, характеризуясь как повторение старого на ином уровне. Это такой процесс изменений, когда обновление и устаревание являются лишь частичными. Каждый цикл изменяющегося явления как бы отрицает предшествующий, превращаясь в свою противоположность, в другое качество и в то же время возвращаясь в своё прежнее состояние. Но этот возврат к старому осуществляется на новом уровне, с обнаружением новых свойств. Спиралевидная модель является образом социальной преемственности. Спиралевидные процессы реализуются в обществе, как по восходящему типу, так и по нисходящему. II. Линейный тип социальных изменений рассматривает всю историю человечества как единый и главное – направленный процесс. Линейный тип социальной динамики возник как результат влияния иудейско-христианской традиции и превратился в общественном сознании в идею эволюционизма, в идею прогресса. Линейный прогресс направлен в будущее, воспринимается развитии творческого потенциала субъектов организации. Согласно социологическим исследованиям, организации, выполняющие простые задачи, решают их эффективнее, если существует иерархическая структура управления. А организации, которые решают сложные, комплексные и неоднозначные Т.о., организация – это высший уровень развития социальных систем связей. Она способствует превращению социальной группы в коллектив, определяет социальную направленность и функционирование коллектива, лежит в основе коллективных действий. Современная внешняя среда, в которой функционируют организации, характеризуется возрастающей сложностью и неопределённостью. Для того, чтобы управление организацией было адаптировано к рыночной самоорганизации необходимо иметь чётко выраженную стратегию управления и обладать практическими навыками её реализации. Стратегия –это генеральная программа действий, направленная на приоритетные проблемы и ресурсы для достижения главной цели, но таким образом, чтобы организация приобрела единое направление развития. Исходным моментом стратегии является определение сферы деятельности и формулирование миссии –чёткоеопределение целей и основных приоритетов. Миссия или философия бизнеса должна вызывать как мотивацию персонала, так и доверие у потребителей. III. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ Лекция 10 Личность в системе социальных связей Проблема человека находится в центре внимания многих наук и составляет основу и предмет междисциплинарных исследований. В социологии различаются по смыслу понятия человек, индивид, индивидуальность, личность. Человек –понятие самое общее, ведущее своё происхождение с момента выделения человека разумного. Индивид – понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Личность –это социальное качество индивида, возникающее только в системе его социальных связей и характеризующее его социальную сущность. Личность выступает как носитель общих и специфических социальных свойств человека, характеризующих его национальную и классовую принадлежность, профессию и вид деятельности, мировоззрение и ценностные ориентации. проблемы, дают лучшие результаты, если организационно-технологические отношения исключают иерархическую систему власти. Любая организация функционирует в определённой среде окружения (экономика и рынок, политика и идеология, техника и технология, экология, социальность и культура). Полностью самодостаточных и закрытых организаций существовать не может. Эти обстоятельства вынуждают организацию определять стратегию своей деятельности и поведения. Если организация стремится максимально изолироваться от воздействия значимых других» и сохранить свою самостоятельность, то такая стратегия называется «буферной». Если же организация расширяет контакты и ведёт открытую политику сотрудничества, то такая стратегия называется «стратегией наведения мостов». - исполнитель – умеет реализовать идеи, способен к монотонной, однообразной работе, которая требует сосредоточения; - работяга – ни на что не претендует, выполняет любую черновую работу; - шлифовщик – по своей природе этик и психолог, умеет снимать напряжение в межличностном общении, успешно преодолевает конфликты; обычно к нему обращаются за советом. Уровни, формы, виды и методы управления организацией определяют технологиюсоциальных отношений и связей, динамику взаимодействия между людьми. Технология понимается как система физических объектов (оборудование, материалы, информационные средства); как соединение человека с техническими средствами; как функционирование различных подразделений и служб. Влияние социальной структуры организации на её эффективность зависит от взаимодействия двух уровней: формального и неформального. Если неформальный уровень организации не подвержен официальной регламентации, то формальный наоборот. Организация по своей природе всегда стремится к формализации. В её основе лежит принцип разделения труда и необходимой специализации. Разделение труда выступает как система статусов – должностей с их функциональными обязанностями. Так формируется целесообразность и рациональная иерархия, которая безлична, формализована и абстрактна. Но формальная структура организации, как правило, приводит к побочным явлениям – может превратиться в бюрократическую систему. Положительным в бюрократии является: высокая хозяйственно-экономи-ческая эффективность, регламентация, точность, оперативность, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтных ситуаций; отрицательным–отсутствие гибкости и ситуативного подхода в управлении, игнорирование специфики конфликтных ситуаций, абсолютизация формальных методов работы, неумение адаптировать средства к цели. Главным недостатком бюрократической организации является отсутствие стимулирования в как движение вперёд во времени и пространстве. Особенность линейной динамики заключается в том, что каждый этап общественного прогресса выступает моментом генетического продолжения предшествующего этапа. Линейные процессы частично поглощают в себя свойства предшествующих, обогащают и развивают дальше. Наиболее ярким выражением линейных представлений являются идеи социального эволюционизма. Они представляют собой стремление осмыслить исторический процесс как единую линию, как часть общей космической эволюции. С точки зрения Г. Спенсера эволюционный процесс состоит в усложнении форм общественной жизни. Общество развивается от простого к сложному, от традиционного к модернизированному, индустриальному и постиндустриальному. Э. Дюркгеймвидел процесс эволюции как движение от общества с неразвитым разделением труда и механической солидарностью членов общества к обществу с развитым разделением труда, сложной структурой и органической солидарностью. III. В XX теория линейных изменений подвергается критике. Реальность доказала, что не существует вечных линейных закономерностей и универсальных стадий эволюции. Линейный тип изменений – это лишь один из многих возможных. Чтобы линейная тенденция сохранялась, необходимо, чтобы общество не подвергалось воздействию внешних сил, находилось в равновесии. Однако общество непрерывно изменяется, а эти изменения происходят одновременно во множестве процессов. Главным субъектом социальных изменений является человек в совокупности своих социальных ролей и статусов, взаимодействие которых происходит по нелинейному типу. Социальная синергетика показывает, что общество может изменяться самым неожиданным, непредсказуемым способом. Это происходит, когда социальная система не может восстановить своё равновесие с помощью прежних механизмов, а инновационная активность масс стремится освободиться от всех системно-структурных ограничений. Тогда возникает ситуация, когда перед обществом вырастает проблема выбора своего нового состояния. Такое разветвление называется «бифуркацией». Общество, переживающее бифуркацию, представляет собой хаотическую систему, в которой случайные отклонения (флуктуации) сменяют прежний порядок. Т.о., переход общества от одного состояния к другому не всегда носит детерминированный характер, и направление движения может быть непредсказуемо. Исторический процесс – это веер возможных альтернатив, это многовариантность общественного развития, источником которого является энергия, воплощённая в поведении людей. Эволюционные изменения могут проявляться в форме социальных революций и реформ. Реформа отождествляется с количественными измене- ниями, которые накапливаются постепенно. Революционные изменения отражают качественный, глубокий, радикальный характер преобразований. Но между революцией и реформой нет абсолютной грани, поэтому в обществе количественные и качественные изменения есть взаимообусловленные и взаимопроникающие этапы одного и того же процесса развития. Тем не менее, современная социология, не отрицая революционной формы развития, переносит центр тяжести в анализе социальных изменений на эволюционную, реформистскую форму. В этом плане представляет интерес теория модернизации, которая рассматривает процесс перехода от традиционного общества к современному, постиндустриальному. Изначально модернизация понималась как «вестернизация», копирование западного образа жизни. Модернизация описывалась как форма «догоняющего развития», а главным средством реформ считалась экономическая помощь. Предполагалось, что достижение определённого уровня дохода на душу населения автоматически вызовет изменения и во всех других сферах общества: политической, социальной, культурной. Однако в действительности такой взгляд стал ошибочным. Сам переход теперь трактуется не как скоротечный, а как длительный период, в котором возможны не только развитие, но и простое воспроизводство прежних структур. Главный упор делается на национальную форму проведения реформ с сохранением традиционных институтов и ценностей. А решающим фактором, от которого зависит процесс преобразований, признаётся социокультурный фактор – тип личности, национальный характер. Истоки идеи социального прогресса появились уже в трудах Платона и Аристотеля и развивались дальше в работах Ф. Бэкона, И. Канта, Г. Спенсера, М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Д. Белла, каждый раз получая импульс к новому развитию. В качестве критериев прогресса выступали уровень материального благосостояния членов общества, степень социальной справедливости и равенства, индивидуальной свободы, развития науки и др. Классические представления о прогрессе рассматривают его как постепенное движение человечества к всё более высоким уровням цивилизации. Причём движение носит неизбежный характер и продолжается, несмотря на все отклонения и случайности. Полное процветание общества – цель прогрессивного движения. Все классические представления основывались на понимании необратимости линейного времени, линейного типа развития, когда прогресс определяется логикой предшествующего развития и оценивается как положительная разница между прошлым и настоящим или настоящим и будущим. Однако после первой мировой войны появились сомнения в прогрессивности развития и особенно сомнения в нравственном прогрессе. Стало наглядным и бесспорным, что прогресс в одной области приводит к регрессу в другой. Социальные науки подвергли крити- ческих целей и тактических задач можно дать следующее определение: организация – это социальная группа, ориентированная на достижение совместных целей и на формирование высокоформализованных иерархических структур динамического взаимодействия и управления. Организация включает в себя следующие взаимодействующие между собой элементы: социальная структура; цели – достижения; субъекты организации; технология; внешняя среда. Социальная структура является ведущим элементом организации и включает в себя: - общепринятые нормы, ценности и роли; - поведение субъектов организации; - формализацию, при которой позиции и иерархия строго детерминированы; - неформальное общение, основанное на личных симпатиях, доверии и престиже. Социальная структура организация ориентирована на цели – достижения организации, которые подразделяются на: - цели – задания, как программа общих действий, сформулированная на основе рекомендаций, выданных извне организацией более высокого или независимого уровня управления; - цели – ориентации, как совокупность стратегических целей субъектов организации: обобщённые цели (миссия) персонала и личные цели индивидов; - цели – системы, как коллективное стремление сохранить организацию в виде самостоятельного корпоративного целого. Субъекты организации– это так же важный элемент социальной системы. Объединение усилий и достижение организационного эффекта возможно только при правильном распределении ролей внутри организации: - организатор – пользуется уважением, обладает высокими профессиональными и деловыми качествами, умеет работать с людьми; неофициальный лидер; - генератор идей – креативная личность, стремится дойти до истины, мозг группы, но реализовать свои идеи предоставляет другим; занимает независимое положение; - энтузиаст – воодушевляет других своим энтузиазмом и оптимизмом, не считается со своим здоровьем; эмоционален; - контролёр-аналитик – логичен, способен реально оценить выдвинутую идею; исполнителен и педантичен; - искатель выгоды – скользит по поверхности, интересуется внешней стороной дела; исполнителен, хороший посредник между людьми; обычно самый популярный субъект группы; - промежуточные:(имеют деловую направленность и социальное предназначение) – кооперативы, артели, товарищества; - учебные:школа, лицей, колледж, вуз; - ассоциативные: семья, неформальная группа, научная школа. Организация является эффективным средством деятельности различных социальных структур и элементов. Результат совместной деятельности группы индивидов выше, чем сумма составляющих индивидуальных усилий. Такой эффект приращения, полученный в ходе совместной деятельности, называется синэнергией – (2+2=5) и является одним из свойств организации. Для того, чтобы этот эффект проявился в полной мере, организация должна создать оптимальные условия и мотивацию для совместной деятельности. Если этого нет, то результативность организации будет хуже, чем сумма составляющих индивидуальных действий субъектов организации – (2+2=3). Существует несколько вариантов процесса возрастания энергии социальной организации: · Простая массовость, т.е. одновременность и целенаправленность множества индивидуальных усилий; кроме этого при данной ситуации появление вторичного эффекта объединения за счёт психологического взаимодействия и взаимодополнения, взаимоконтроля и взаимного сравнения (тяжёлый груз ни один человек в отдельности поднять не сможет, но это вполне может сделать множество людей совместными усилиями); · Расчленение непрерывного трудового процесса на однотипные операции,выполнение которых одновременно множеством людей приводит к принципиально новому результату(передавать из рук в руки кирпичи на большое расстояние значительно эффективнее, чем носить их каждому человеку в отдельности); · Разделение труда, при котором работник добивается наиболее высоких результатов, благодаря доведению закреплённых за ним рабочих операций до совершенства исполнения. · Эффект целостности организации скрыт в стратегических принципах взаимодействия индивидуальных и общих усилий, в единстве целей – достижения и задач – реализации, во взаимодополняемости при разделении труда и совместной деятельности. Признаками организации являются упорядоченность и направленность. Высокая упорядоченность может быть связанна с низкой организацией, и наоборот, менее жёсткая упорядоченность, но более организованные и эффективные формы общения. Поэтому для хорошей организации необходима не максимизация, а оптимизация взаимодействий и упорядоченности. На основании того, что организация является рациональной целесообразной системой и общностью людей, направленной на достижение стратеги- ке оптимистическую идею линейно – поступательного развития человечества, лежащую в основе парадигмы социокультурного прогресса. Например, концепция единой западной цивилизации, у которой общественный прогресс предстаёт как совокупность универсальных приёмов и способов, действующих в любой культуре, в любом обществе, автоматически обусловливает их вестернизацию. Она определяет для всех народов единую судьбу и единую цель - достижение западной цивилизации, западной идентичности. Существуют альтернативные концепции социального прогресса, возникшие в русле постмодернизма. Например, теория мировой системы И. Уоллерстайна отказывается то самого понятия прогресс, т.к. оно предполагает постоянную направленность изменений, в то время как изменения могут быть напр

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: