В силу исторически сложившихся условий и выполняемых функций органы исполнительной власти субъекта РФ имеют приоритетное значение в триаде ветвей власти. Конституция РФ не выделяет их доминирующее положение, однако вхождение их в единую систему органов исполнительной власти России (ст. 77, ч. 2), осуществление ряда полномочий органов федеральной власти обусловливают их ведущую роль в управлении наиболее важными процессами в регионе. Способствует этому и закрепление в уставах единоначалие в осуществлении исполнительной власти главой администрации.
Формирование системы органов исполнительной власти республики, края, области и других субъектов РФ происходит в соответствии с Конституционным положением, а также нормативными актами, определяющими правовой статус республики, края, области как субъектов РФ, правовой статус и организацию взаимодействия органов власти. Такими актами являются конституции, уставы краев и областей, схемы управления, законы, а также положения об отдельных органах исполнительной власти республик, краев, областей, утверждаемые главой исполнительной власти субъекта РФ. В связи с тем, что создание исполнительных органов власти, их функции и структура в субъектах РФ производится самостоятельно, во многих из них в этом вопросе имеются свои особенности. Но, как правило, исполнительные органы власти возглавляет «высшее должностное лицо субъекта РФ» (руководитель) высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 181).
|
|
Республики учреждают пост главы государства, именуемого президентом, главой республики или главой государства. Пост президента учрежден: в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балка-рии, Ингушетии, Марий Эл, Сахе (Якутии), Северной-Осетии (Алании), Татарстане, Тыве, Чувашии.
В Коми – Глава республики.
В Карелии и Хакасии – Председатель правительства.
В Мордовии – Глава республики и Председатель правительства.
Только некоторые республики объявляют главу государства главой исполнительной власти, а иногда он объявляется высшим должностным лицом республики. Законодательство предусматривает не только статус, права и обязанности высшего должностного лица субъекта РФ, но и процедуру его отзыва и освобождения от должности по распоряжению Президента РФ.
В республиках исполнительным органом власти, как правило, является правительство, которое подотчетно президенту республики и ответственно перед парламентом.
В краях, областях, автономных округах и автономной области исполнительными органами являются администрации. В их функции входят задачи обеспечения социально-экономического развития регионов, исполнения законов РФ, актов Президента и Правительства РФ в связи между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
|
|
Администрация (правительство) субъекта РФ разрабатывает и представляет на утверждение представительному органу власти бюджет и обеспечивает его исполнение, распоряжается и управляет имуществом, относящимся к собственности данного субъекта РФ; разрабатывает и осуществляет программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью и др.; принимает в пределах своей компетенции правовые акты: постановления, распоряжения, осуществляет иные исполнительно-распорядительные функции и полномочия. Состав администрации (правительства) формируется главой соответствующей администрации (правительства).
В администрации (правительстве) субъекта РФ представлены, как правило, следующие управления (иногда министерства), комитеты, департаменты, отделы: юстиции; внутренних дел; финансов; труда и социального развития; сельского хозяйства; строительства; здравоохранения; физической культуры и спорта; культуры; земельных и имущественных отношений; внешнеэкономических связей; поддержке предпринимательства и др. Структура Администрации на примере Ростовской области отражена в приложении Г.