Формирование кадрового состава гражданской службы в государственном органе обеспечивается на основе следующих принципов:
1) назначение на должность гражданской службы гражданских служащих с учетом их заслуг в профессиональной служебной деятельности и деловых качеств;
2) совершенствование профессионального мастерства гражданских служащих.
Приоритетными направлениями формирования кадрового состава гражданской службы являются:
1) профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;
2) содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
3) ротация гражданских служащих;
4) формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
5) оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
|
|
6) применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.
В настоящее время система профессионального уровня включает в себя 4 элемента:
1. профессиональная подготовка кадров для ГС – процесс обучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимых для надлежащего исполнения должностных функций по замещаемым должностям.
Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образования. Основанием является:
*назначение ГС на иную должность в порядке конкурса;
*включения в кадровый резерв
*по результатам аттестации.
2. профессиональная переподготовка ГС – дополнение к базовым знаниям, позволяющим присвоит ГС новую специализацию.
От 6 мес.до 1 год – без отрыва от службы;
От 3 мес. до 6 мес. – с отрывом от службы с сохранением средней заработной платы.
3. повышение квалификации – обновление теоретических и практических знаний ГС в целях поддержания квалификации достаточного для исполнения обязанностей. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
ГС направляется на повышение квалификации при выполнении дополнительных функций или при необходимости перемещения одной группы должностей.
По окончании обучения слушателям выдаются документы государственного образца:
• по программам объемом от 24 до 72 уч. часов - удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Завершается экзаменом в форме тестирования;
|
|
• по программам объемом от 73 до 144 уч. часов – свидетельство о повышении квалификации. Завершается экзаменом в форме тестирования и защита итоговой работы.
4. Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях.
Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку гражданских служащих на очередной год включает в себя:
1) государственный заказ на профессиональную переподготовку гражданских служащих;
2) государственный заказ на повышение квалификации и стажировку гражданских служащих.
Формирование государственного заказа осуществляется государственными органами по согласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой с учетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетом профессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым в этих государственных органах.
Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего, установленный согласно Указу Президента РФ «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих РФ» от 28.12.2006 г. №1474, разрабатывается гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом сроком на три года.
В индивидуальном плане указываются:
а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
б) направления дополнительного профессионального образования;
в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.
Кадровый резерв – специально сформированное на основе индивидуального отбора и комплексной оценки группы работников, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми и личностными качествами для выдвижения на более высокие должности.
Принципы:
1. формируется на конкурсной основе;
2. формируется с учетом сводного резерва;
3. формируется для замещения вакантной должности в своем государственном органе;
4. оформляется правовым актом;
5. на каждую должность набирается не менее 2 и не более 4 чел.
6. время нахождения в кадровом резерве 3 года.
Кадровый резерв формируется для замещения:
1) вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
2) вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
3) должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.
Для подготовки граждан, включенных в резерв управленческих кадров, могут быть использованы следующие формы работы:
участие в мероприятиях, проводимых государственным органом (работа в составе рабочих, экспертных групп, координационных и консультативных органов; подготовка и проведение конференций, семинаров, совещаний; участие в мероприятиях мониторингового характера);
стажировка в государственных органах;
самостоятельная теоретическая подготовка (обновление и пополнение знаний по отдельным вопросам теории и практики государственного управления; обучение специальным дисциплинам, необходимым для повышения эффективности деятельности государственного органа).