Справедливости. Роль социальной работы в развитии

Тема 21. Правовое и социальное равенство. Проблема социальной

Тема 19. Социальная политика государства и ее связь

Тема 12. Организационно-практические принципы социальной работы...…104

Тема 11. Нравственно-гуманистический характер социальной работы..……100

Тема 3. Методологические принципы и закономерности

Содержание

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Строительных материалов и изделий

Процессы и аппараты в технологии

Колесник Николай Андреевич

Учебное издание

Конспект лекций

для студентов специальности

1-70 01 01 “Производство строительных изделий и конструкций“

Ответственный за выпуск Н.А. Колесник

Редактор Т.В. Строкач

Компьютерная вёрстка Е.Л. Кармаш

Корректор Е.В.Никитчик

    Издательство БрГТУ Лицензия № 02330/0549435 от 08.04.2009 г. Подписано к печати 09.02.2010 г. Формат 60×84 1/16. Бумага «Снегурочка». Усл. п. л. 11,6. Уч.-изд. л. 12,0. Тираж 100 экз. Заказ № 980. Отпечатано на ризографе учреждения образования «Брестский государственный технический университет» 224017, Брест, ул. Московская, 267.

Конспект лекций

Красноярск 2008


Введение …………………………………………………………………………. 3

Модуль 1. Социальная работа как наука …………………………………… 7

Тема 1. Феномен социальной работы …………………………………………... 7

Тема 2. Объект и предмет теории социальной работы ……………………..... 16

социальной работы ……………………………………………………………... 23

Тема 4. Понятийный аппарат теории социальной работы …………………… 34

Тема 5. Методы научного исследования в социальной работе:

классификация, использование и проблемы развития ……………………...... 40

Тема 6. Теория социальной работы в системе научного знания ……………..48

Тема 7. Философско-антропологические основания социальной работы …...54

Тема 8. Системный подход в социальной работе ……………………….…….62

Тема 9. Теоретические модели социальной работы ………………………….67


Модуль 2. Социальная работа как профессиональная деятельность …..95

Тема 10. Социальная работа как деятельность: понятие и структура.………95

Тема 13. Субъект-объектные отношения в социальной работе.…………..…111

Тема 14. Теоретические аспекты профессиограммы специалиста

по социальной работе..……………………………………………………….….119

Тема 15. Уровни организации и основные направления

социальной работы в современном обществе..…...……………………………125

Тема 16. Социальное обслуживание населения как современная парадигма

социальной работы…..…………………………..………………………………133

Тема 17. Социальная защита населения …….…………………………………140

Модуль 3. Институциональные аспекты социальной работы …..………148

Тема 18. Социальная работа как институт современного общества,

его основные функции.…………………………………………………………148

с социальной работой………..………………………………………………….157

Тема 20. Нормативно-правовые основы социальной работы ……………...…163

социального партнерства ………………………………………………….……174

Тема 22. Система социальных служб и их функции ……………………...…..183

Тема 23. Проблемы эффективности в социальной работе ………………..….190

Тема 24. Взаимодействие теории и практики социальной работы ……….…197

Литература ……………………………………………………………...……….202


ВВЕДЕНИЕ

Теория социальной работы является одной из базовых дисциплин при подготовке будущих специалистов-практиков, социальных администраторов и исследователей в области социальной работы. Она направлена на формирование системных представлений о социальной работе как о неотъемлемом феномене современного общества. В рамках данного курса анализируются теоретические, методологические, мировоззренческие, нравственные основы современной социальной работы, её профессиональные принципы, формы, уровни и направления. Теория социальной работы теоретически реконструирует целостную картину социальной работы как важного института современного общества, включающего различные взаимодействующие между собой элементы.

Целостный взгляд на социальную работу как феномен современного общества предполагает рассмотрение социальной работы в различных аспектах – как науки, профессиональной практической деятельности, учебной дисциплины и институциональной системы органов и учреждений, а также её взаимодействия с другими социальными институтами. В программу курса включены темы, в которых детально анализируется содержательное наполнение всех её компонентов – объект, предмет, методы и понятийный аппарат социальной работы как науки; основные цели, задачи, принципы, уровни и направления социальной работы как профессиональной деятельности; различные аспекты социальной работы как учебной дисциплины; система органов и учреждений, главные функции социальной работы как общественного института, изучение способов её правового регулирования, общих тенденций развития нормативной базы и другие.

В то же время курс теории социальной работы выступает как интегративный, объединяющий знания, полученные в области философии, социологии, политологии, культурологии, социальной истории, криминологии и других социальных и гуманитарных наук и обеспечивающий межпредметные связи между различными дисциплинами профессионального цикла. Программа курса предусматривает изучение такого определяющего для любой области вопроса, как понятийный аппарат, составляющий основу профессионального языка современной социальной работы, без которого не в состоянии обойтись ни один ученый-исследователь или специалист-практик. Только специальный теоретический анализ позволяет добиться рефлексивного понимания терминов социальной работы, способности точно понимать и формулировать идеи, несущие сложное теоретическое содержание.

В настоящее время в силу сравнительной молодости института социальной работы, неразвитости понятийного аппарата, её полидисциплинарного характера зачастую складывается ситуация, когда многим социальным явлениям пока не находится соответствующего терминологического обозначения, и как следствие они обозначаются даже в среде профессиональных социальных работников терминами обыденного языка. В других случаях, наоборот, сложившееся в обыденном и профессиональном языке понятие не получает четкого определения, не находит своего однозначного репрезентанта, который бы фиксировал его значение. В подобной ситуации понятие начинает трактоваться по-разному различными субъектами социальной работы – как теоретиками, так и практиками.

Решение данной задачи в рамках изучения курса теории социальной работы позволяет в значительной степени избавиться от широко распространенного смешения терминов, интуитивного понимания и имплицитного употребления некоторых понятий социальной работы и добиваться в каждом случае последовательной экспликации их значения и его осознанного употребления. Это важно ещё и потому, что позволяет добиться согласованности, единообразия в понимании значений ряда терминов, которого зачастую не хватает в практике и теории социальной работы в настоящее время, как в профессиональной среде, так и в научных публикациях, периодических и учебных изданиях.

Основа любых знаний вообще в какой-либо сфере – это знание понятий. Оно обеспечивает понимание всего остального теоретического материала. Курс теории социальной работы преследует цель не только усвоение понятий социальной работы, но и формирование навыка их правильного употребления, в частности, в процессе выполнения тематических заданий по теоретическому описанию заданных модельных ситуаций и действий специалиста по их разрешению.

Одной из важных задач, на которые нацелено изучение курса теории социальной работы является знакомство с разнообразными теоретическими моделями социальной работы. Именно при изучении данного курса вы должны уяснить, понять, представить всю сложность и неоднозначность социальных явлений, тем более таких, которые связаны с негативными последствиями для индивидов, групп и общества в целом. Существенной особенностью социальной работы как науки является ее плюралистичность и полипарадигмальность. Существенной, но не исключительной, поскольку она существует во всех областях современного социального и гуманитарного знания.

Изучая психологию, философию, социологию вы наверняка обратили внимание, что в этих научных дисциплинах существует многообразие подходов в решении, как частных, так и наиболее важных, центральных вопросов, что находит проявление в существовании множества направлений и научных школ. В философии это позитивизм и экзистенциализм, материалистическая диалектика и постмодернизм; в социологии это функционализм и структурализм, социология повседневности и марксистская социология, понимающая социология и т.д.

Современные мировоззренческие и методологические основы науки не только не отрицают, но и признают допустимость плюральной основы в науке, наличие различных точек зрения по одним и тем же проблемам вопросам и социальная работа в этом отношении не является исключением. Вы должны быть готовы к идейному плюрализму в области теории социальной работы и подойти ответственно к его оценке и выбору наиболее адекватных, на ваш взгляд, теорий. Занятия по теории социальной работы помогут вам разобраться в многообразии школ и направлений в социальной работе, как исторических, так и современных и связанных с ними соответствующих теоретических моделях и парадигмах практики социальной работы.

Большое внимание в рамках курса теории социальной работы уделяется изучению различных теоретических моделей социальной работы – как на лекционных занятиях, так и на семинарских и в плане самостоятельной работы. При этом рассматриваются их теоретико-методологические и мировоззренческие корни, особенности применения в тех или иных ситуациях, в работе с различными типами клиентов.

Еще одним важным вопросом теории социальной работы, как и любой прикладной дисциплины, является взаимосвязь теории и практики, объединение возможностей результатов научных исследований и практической деятельности. В силу определенных исторических условий в различных сферах жизни нашего общества еще в советское время возник заметный разрыв между этими двумя составляющими человеческой деятельности, между подчас передовыми научными исследования и их практическим применением.

Зачастую обстоятельства складывались так, что наши учёные обладали приоритетом в некоторых областях науки, шли, говоря словами песни Юрия Визбора «впереди планеты всей» и опережали коллег во всех странах мира. Но до практического внедрения в производство и повседневную жизнь людей эти достижения чаще всего не доходили. В постсоветский период, один из вызовов, с которым столкнулось наше общество и молодая растущая российская демократия – преодоление этого разрыва, сближение и синтез теории и практики. Наверняка вы на своем опыте стали замечать, как благодаря производству современных отделочных материалов, на основе новейших технологий в лучшую сторону меняются в последние годы наши города, как радикально изменилась бытовая техника, которая облегчает нашу повседневную жизнь, берет на себя множество операций и облегчает наш быт, как изменился транспорт, вобравший в себя достижения научно-технического прогресса.

Все эти примеры иллюстрируют возможности реализации потенциала естественных и технических наук. Но ведь и социо-гуманитарные науки не являются здесь исключением и не должны отставать в реализации главной задачи любой науки – сделать жизнь людей более комфортной, удобной, безопасной, интересной и насыщенной. Можно сказать, что в последнее время и социальные науки разворачиваются «лицом к человеку». Сегодня общество предлагает индивиду множество различных услуг социально-гуманитарного характера, среди которых не только давно привычные юридические, финансовые услуги, но и социально-психологические, способные помочь человеку в его личностном росте, преодолении психологических проблем. Психологические тренинги и ролевые игры, консультирование и реабилитация, групповая психотерапия и арттерапия – вот неполный перечень такого рода личностно-ориентированных услуг, в которых находят применение знания из области психологии, социальной педагогики, социальной работы.

Так и в социальной работе – приобретённые теоретические знания не должны быть чисто академическими знаниями и лежать мертвым грузом на дальних полках вашего сознания. Студенты, обучающиеся по специальности социальная работа, должны понимать, что задача при изучении теоретических знаний не только в том, чтобы приобрести целостное представление о социальной работе как о современном феномене и закономерностях его развития, но и научиться воплощать в практике основополагающие принципы, учитывать важнейшие закономерности, применять оптимальные методы, разработанные на «теоретической кухне» социальной работы.

Все это обусловливает необходимость изучения возможных и уже имеющихся форм взаимодействия теории и практики. Ввиду разнообразия теоретических интерпретаций социальной работы отдельно рассматривается проблема выбора и ориентации специалиста в этом теоретическом разнообразии, критерии, которые могут использоваться при выборе теории социальной работы, а также факторы, оказывающие влияние на этот выбор.

Программа данного курса предусматривает анализ общих принципов и конкретных форм сотрудничества представителей «научного фронта» социальной работы и работников социальных учреждений – центров социальной помощи, реабилитации, социального обслуживания, а также органов управления социальной сферой. Данное направление особенно нуждается в развитии, поэтому здесь существует широкое поле для ваших идей, креативных предложений, находок, которые могли бы помочь в объединении усилий исследователей и профессиональных специалистов по социальной работе.

Итак, изучение курса теории социальной работы призвано помочь вам:

- сформировать системное представление о социальной работе как об общественном феномене и ее основных элементах;

- изучить теоретические модели социальной работы и ее методологическую основу;

- проанализировать внутренние связи социальной работы как целостной системы;

- установить и описать межпредметные связи социальной работы как научной дисциплины;

- осуществить экспликацию основных понятий;

- проанализировать взаимосвязь теории и практики социальной работы;

- изучить основные тенденции и закономерности развития социальной работы за рубежом и в России;

- теоретически осмыслить наиболее актуальные проблемы социального развития современного Российского общества и возможности их решения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: