Введение. В тарифе на электроэнергию фокусируются противоречивые интересы поставщиков, потребителей, властей региона

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Раздел 6. ТАРИФЫ НА ЭНЕРГИЮ

ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

В тарифе на электроэнергию фокусируются противоречивые интересы поставщиков, потребителей, властей региона. Конфликты интересов часто возникают из-за отсутствия эффективного взаимодействия энергоснабжающей организации и потребителей при разработке и регулировании тарифов.

В разных странах применяются тарифные системы, различающиеся принципами формирования и структурной сложностью. Периодически вносятся коррективы в ценообразование в электроэнергетике, приспосабливая его к изменениям в сферах собственности и организации, внешним условиям развития отрасли, интересам потребителей и сдвигам в структуре энергопотребления.

Мировой опыт свидетельствует, что и в условиях вертикально-интегрированной структуры энергокомпаний, обслуживающих закрытый для конкуренции специфический рынок, имеются значительные резервы совершенствования ценообразования и повышенияэффективности регулирования тарифов на электроэнергию.

В основе концепции ценообразования лежат технико-экономические особенности энергетического производства и принцип приемлемости тарифов как для производителей. так и для потребителей электроэнергии. При разработке тарифов учитываются две основные технико-экономические особенности электроснабжения:

• совпадение во времени производства и потребления электроэнергии;

• неравномерность потребления в течение суток и на протяжении года. Система потребительских (розничных) тарифов на электроэнергию должна отвечать требованиям:

• устойчивого обеспечения энергокомпании финансовыми ресурсами для покрытия текущих (эксплуатационных) и инвестиционных затрат;

• соответствия дифференцированной стоимости обслуживания разных категорий потребителей;

• стимулирования снижения издержек производства, передачи и распределения электроэнергии;

• рационализации режимов электропотребления и снижения потерь в электросетях;

• повышения эффективности энергоиспользования (стимулирования энергосбережения и электрификации);

• финансовой поддержки отдельных потребителей (крупных, энергоемких, градообразующих предприятий);

• социальной защиты (малообеспеченные слои населения).

Стоимость обслуживания потребителей региона. Совокупная стоимость обслуживания представляет собой необходимую валовую выручку энергокомпании в расчетном периоде (например, за год); она включает суммарные текущие издержки и прибыль.

Стоимость обслуживания - это основа для определения среднего по региону тарифа. Для его расчета следует стоимость обслуживания разделить на объем электропотребления за расчетный период. Средние тарифы дифференцируются по регионам (зонам) страны в зависимости от условий энергетического производства и характера электрических нагрузок.

В вертикально-интегрированной энергокомпании суммарные издержки обычно включают затраты на производство, передачу и распределение электроэнергии. Выделяются переменная составляющая издержек, которая зависит от объема производства (в основном затраты на топливо), и постоянная, зависящая только от установленной мощности энергоустановок и стоимости основных фондов компании. Постоянные издержки играют особую роль в электроэнергетике вследствие высокой капиталоемкости отрасли, необходимости создания пиковых и резервных мощностей и поддержания их в постоянной готовности к электроснабжению. В постоянных издержках иногда выделяют компонент, названный "издержками подключения потребителя" (затраты на установку и снятие показаний счетчиков; расходы на расчеты с потребителями; бухгалтерские расходы; издержки по распределению энергии).

Чтобы обеспечить стабильность тарифов, стоимостные показатели необходимо определять на основе не текущих, а перспективных оценок. С этой целью следует существенно усилить прогнозно-аналитическую деятельность как в энергокомпаниях, так и в регулирующих органах.

Особая проблема - установление нормы прибыли в стоимости обслуживания. До сих пор прибыль в большинстве российских энергокомпаний рассчитывается по статьям расходов, которые компания собирается финансировать из прибыли. Очевидно. что такой метод формирования прибыли инициирует рост средних тарифов.

Решение проблемы состоит в переходе при разработке тарифов к норме прибыли на инвестируемый капитал. Это в большей степени отвечает экономической функции прибыли как источника расширенного воспроизводства и позволяет в определенной мере преодолеть пороки затратного подхода: основной капитал как расчетная база прибыли лучше поддается контролю со стороны регулирующих органов, чем издержки. При таком подходе норма прибыли определяется исходя из структуры (источников) инвестируемого капитала и затрат на его привлечение энергокомпанией (в виде процентов и дивидендов). Если компания использует только собственные средства. то в качестве нормы прибыли может применяться средняя ставка банковского процента по долгосрочным кредитам.

Норма прибыли должна быть достаточной, чтобы гарантировать финансовую устойчивость энергокомпании и при необходимости привлекать дополнительный капитал.

Для расчета абсолютной величины прибыли установленная регулирующими органами норма умножается на восстановительную стоимость основного капитала (фондов) за вычетом начисленной амортизации.

Вместе с тем реализация предлагаемого подхода в полной мере возможна при наличии ряда предпосылок: относительно низких темпов инфляции и эффективных процентных ставок; оценки капитала по текущей рыночной стоимости: достаточного развития фондового рынка.

На издержки и прибыль сильное влияние оказывают налоги, выплачиваемые энергокомпанией в бюджеты разных уровней. Существуют значительные различия между энергокомпаниями разных стран в отношении практики взимания налогов. Например, в Канаде доходы государственных энергокомпаний не облагаются федеральным налогом, а основным источником их финансирования являются льготные банковские кредиты, гарантируемые бюджетами провинций. В России следовало бы усилить гибкость налоговой системы в электроэнергетике в целях поддержания стабильности тарифов и стимулирования снижения издержек энергоснабжения.

Изложенные выше предложения по совершенствованию регулирования стоимости обслуживания в вертикально-интегрированной энергокомпании в совокупности позволяют оптимизировать среднерегиональный тариф на электроэнергию на более низком уровне и стабилизировать его динамику в перспективе.

Базовый двухставочный тариф на электроэнергию. Как отмечалось выше, постоянные издержки энергокомпании, не зависящие от производства электроэнергии и определяемые величиной основного капитала, обеспечивают создание генерирующих мощностей и поддержание их в готовности к несению нагрузки. Поэтому они называются еще "издержками на обеспечение мощности", или "издержками по нагрузке". В частности, к ним относятся амортизационные отчисления, расходы по эксплуатации и ремонту оборудования, некоторые налоги.

Следовательно, каждый потребитель оплачивает энергокомпании в расчетном периоде определенную часть постоянных издержек пропорционально абонируемой (заказанной) мощности и часть переменных пропорционально объему фактически потребленной электроэнергии. Так образуется тариф, состоящий из двух ставок: основной за 1 кВт мощности (нагрузки) потребителя и дополнительной за 1 кВт-ч электроэнергии. Модель двухставочного тарифа является исходной, базовой для различных модификаций, в том числе и для получения простого одноставочного тарифа.

Одноставочный тариф предполагает оплату только потребленной электроэнергии. Поэтому при отсутствии потребления постоянные издержки компании вообще не оплачиваются. Кроме того. здесь плата растет пропорционально потреблению, что ведет к отрыву тарифа от стоимости обслуживания. Тем не менее, он применяется для населения и маломощных потребителей, так как не требует приборов для измерения нагрузки.

Распределение общих постоянных издержек между потребителями пропорционально, например, их максимальным нагрузкам не учитывает участие этих потребителей в формировании совмещенного максимума. Между тем считается, что постоянные затраты следует в большей степени относить на тех потребителей, у которых максимальная нагрузка совпадает по времени с общим пиком, создаваемым всеми потребителями, подключенными к энергосистеме.

Метод ответственности за общий максимум полностью освобождает внепиковых потребителей от участия в возмещении издержек на обеспечение мощности, что совершенно неоправданно и является его недостатком. Поэтому целесообразно применять компромиссные подходы, при которых обязательное участие всех потребителей в оплате постоянных издержек сочеталось бы со стимулами к снижению пиковых нагрузок. Например, для крупных промышленных потребителей можно рекомендовать трехставочный тариф, при котором потребитель вносит фиксированную плату за присоединенную мощность (максимальную нагрузку), платит за потребленную мощность во время пиковых нагрузок и за общий объем использованной электроэнергии.

Дифференциация тарифных ставок. Основной принцип ценообразования: тарифы должны основываться на полных издержках электроснабжения, т.е. стоимости обслуживания. Эти издержки изменяются в достаточно широких пределах в зависимости от времени производства электроэнергии, условий энергоснабжения и энерготехнологических характеристик различных потребителей. Поэтому ставки платы за мощность и энергию должны дифференцироваться во временном разрезе, по группам и категориям потребителей, а также по видам электропотребляющих процессов.

Временная дифференциация тарифов вызвана неравномерностью электропотребления и заключается в применении ставок, различающихся по часовым зонам суток, дням недели и сезонам года. В часы ночного минимума нагрузки энергосистемы, когда имеются свободные мощности и прирост выработки возможен с наименьшими издержками, устанавливаются пониженные ставки платы за электроэнергию. Наоборот, в часы пиковых нагрузок предлагаются максимальные тарифы. Могут также применяться отдельные ставки платы за мощность для зон базовой и пиковой нагрузок суточного графика. В зависимости от характера годового графика нагрузки энергосистемы назначаются различные ставки для зимнего и летнего сезонов. В принципе такие тарифы можно предложить любому потребителю.

Все это требует определения постоянных и переменных издержек производства электроэнергии по зонам графиков нагрузок с учетом состава работающего оборудования. Расчет этих тарифов базируется на концепции краткосрочных предельных затрат - дополнительных затрат, необходимых для покрытия единицы прироста спроса в пределах существующей мощности электростанции и пропускной способности электрических сетей энергосистемы. Такой подход к тарифам на электроэнергию стимулирует увеличение потребления ее во внепиковые периоды, что, как известно, ведет к снижению общих издержек электроснабжения и средней цены.

Внутрисуточная дифференциация тарифных ставок потребует дополнительных затрат, связанных с организацией раздельного учета потребления электроэнергии. Поэтому важно четко определить ее цель. В первую очередь такие тарифы следует предлагать тем потребителям, которые имеют реальные возможности и изъявляют готовность снизить пиковую нагрузку или увеличить электропотребление в часы спада нагрузки (организация дополнительных смен в промышленности, внедрение аккумуляционных систем отопления и горячего водоснабжения в быту и др.). Также они могут быть применены для энергоемких промышленных предприятий с равномерным графиком нагрузки (непрерывные производства) в целях снижения среднего тарифа для таких потребителей. В то же время нецелесообразно внедрение дифференцированных по зонам суток тарифов для потребителей, которые, в силу технологических ограничений или определенного стиля поведения, не могут и не собираются менять режим электропотребления.

Дифференциация по группам потребителей (промышленность, население, сельское хозяйство, транспорт и т.д.) обусловлена отраслевыми различиями в режимах электропотребления, объемах спроса на энергию и мощность, затратах в электрораспределение. Так, удельная стоимость обслуживания крупного промышленного потребителя с высоким коэффициентом нагрузки, получающего электроэнергию непосредственно от высоковольтнойЛЭП и имеющего собственную трансформаторную подстанцию, значительно отличается от издержек электроснабжения бытового потребителя с неравномерной в течение суток нагрузкой и потребностью в дорогих трансформаторах и низковольтной распределительной сети.

Соотношение цен в промышленном и бытовом секторах энергетического рынка всегда должно находиться в центре внимания регулирующих органов. Пользуясь объективными различиями в издержках электроснабжения этих групп, энергокомпании могут осуществлять попытки ценовой дискриминации населения. В отличие от крупных промышленных предприятий, бытовой потребитель не в состоянии перейти на собственный энергоисточник и отказаться от услуг энергокомпании при неприемлемых для него тарифах. Поэтому энергокомпания может предложить промышленным фирмам льготные цены на электроэнергию, при этом завысив тарифы для населения сверх реальной стоимости обслуживания.

Дифференциация по категориям потребителей применяется в целях более полного учета энерготехнологических характеристик представителей основных тарифных групп. В промышленной группе отдельных потребителей можно объединить в категории по таким параметрам, как тип производства (дискретное, непрерывное), присоединенная мощность или максимальная (контрактная) нагрузка, вид питающего напряжения (низкое, среднее, высокое), категория надежности электроснабжения.

Можно предположить, что возмещение значительной части постоянных затрат АО-энерго осуществляется потребителями через вторую составляющую тарифа - плату за электроэнергию либо эта проблема решается за счет других групп потребителей, в частности опять-таки за счет маломощных промышленных предприятий.

Специальные (контрактные) тарифы разрабатываются в целях:

• повышения энергоэффективности в потребительском секторе;

• финансовой поддержки отдельных потребителей;

• социальной защиты.

Специальные тарифы отличаются от рассмотренных выше, как правило, более индивидуальным подходом к потребителям, а также тем, что в процессе целевого регулирования допускается их отклонение от стоимости обслуживания. Например, для стимулирования энергосбережения тариф повышается с ростом электропотребления ("обратный ступенчатый" тариф).

Тарифы управления энергоэффективностью могут быть предложены потребителям энергокомпанией в рамках программы управления спросом, а также регулирующими органами в процессе реализации региональной энергетической стратегии. Один из подходов, направленных на либерализацию тарифной политики при усилении взаимодействия энергокомпании с потребителями, состоит в следующем.

Для группы промышленных потребителей разрабатывается комплект моделей многоставочного тарифа на электроэнергию (тарифное "меню"), стимулирующих различные направления рационализации электропотребления в зависимости от энерготехнологических и функциональных характеристик потребителей. Каждый потребитель выбирает из предложенного набора наиболее приемлемую для себя модификацию. При этом учитываются такие факторы:

• прогноз роста объемов производства и электроемкости продукции;

• резервы экономии электроэнергии и повышения уровня электрификации;

• перспективные режимы электропотребления (в суточном и годовом разрезе);

• возможности повышения коэффициента мощности в электросетях.

После выбора тарифной модели потребитель заявляет ее энергокомпании, что фиксируется в договоре. По истечении контрактного периода допускается смена модели. Реализуя выбранную модель с помощью соответствующих проектов и мероприятий по рационализации, потребитель сам снижает для себя стоимость 1 кВт-ч энергии.

Тарифы финансовой поддержки применяются при неблагоприятной для энергетических предприятий-потребителей рыночной конъюнктуре, а также в кризисных ситуациях в экономике. В России эта проблема особенно актуальна для градообразующих промышленных предприятий.

В качестве одного из возможных вариантов можно использовать гибкий договорной тариф на электроэнергию, изменяющийся в зависимости от цены продукции предприятия-потребителя. Если цена снижается при сокращении спроса ниже определенного предела, снижается и тариф. Если цена на продукцию потребителя электроэнергии пошла вверх, то, начиная с некоторого уровня, растет и тариф. Таким образом, удается согласовать интересы потребителя, энергокомпании и региона.

Социально ориентированные тарифы учитывают объемы электропотребления в разных по материальной обеспеченности группах населения, тип жилища (отдельный коттедж или многоквартирный дом), долю расходов на электроснабжение в семейном бюджете и т.д. В частности, цена на электроэнергию может возрасти с увеличением потребления, так как считается, что семьи с низкими доходами имеют меньше электроприемников. Это стимулирует рост электропотребления в домах, где живут малообеспеченные семьи, в то время как потребители с большим объемом будут его сокращать. Обращает на себя внимание разнообразие подходов к формированию тарифов, В то же время следует отметить присутствие во всех модификациях фиксированной (абонентской) платы, т.е. использование модели двухставочного тарифа в бытовом секторе.

В процессе перехода к новым методам регулирования тарифов на электроэнергию в соответствии с приведенными предложениями рекомендуется обратить внимание на следующие проблемы:

• технические (необходимость установки дополнительных приборов учета и контроля расхода энергоносителей):

• организационно-экономические (возрастание объема учетной и прогнозно-аналитической работы в энергокомпании и у потребителей);

• юридические (разработка и принятие необходимых правовых документов).

Перестройку учетной и аналитической работы в энергокомпании следует проводить по двум направлениям.

Во-первых, для определения оптимальной глубины дифференциации тарифов по потребителям и обоснования соответствующих ставок требуется детальный учет затрат по всем стадиям процесса электроснабжения: от генерирования до распределения электроэнергии включительно.

Во-вторых, для дифференциации тарифов по направлениям стимулирования энергоэффективностинеобходимо провести комплексный анализ влияния изменения режимных характеристик потребителей на финансовые результаты энергокомпании.

ПРИНЦИПЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

Цены на теплоэнергию, отпускаемую источниками АО-энерго и ведомственными котельными, устанавливаются региональными энергокомиссиями; отпускаемую муниципальными теплоисточниками - главами администраций городов и районов на основе инструкций энергокомиссий.

Цены для конечных потребителей установлены по принципу "Франко-потребитель". т.е. включают затраты на производство, передачу и распределение теплоэнергии.

В принципе тарифы должны покрывать эксплуатационные и ремонтные расходы энергокомпании на уровне нормативов и обеспечивать прибыль, достаточную для привлечения средств на модернизацию и расширение систем теплоснабжения.

Тарифы различаются:

• по районам теплоснабжения (в субъекте федерации может быть несколько таких районов, они обычно формируются вокруг крупных теплоисточников);

• группам потребителей;

• видам теплоносителя и параметрам пара: горячая вода, острый и редуцированный пар, отработанный пар разного давления.

Выделяются следующие группы потребителей:

• население (муниципальные и кооперативные жилищные организации);

• бюджетные организации;

• коммерческие организации, включая промышленные;

• сельскохозяйственные потребители;

• теплично-парниковые хозяйства.

Наиболее высокие тарифы установлены для промышленных потребителей, самые низкие - для населения. Уровень тарифов для различных групп потребителей регулируется соответствующими органами с использованием перекрестного субсидирования. При этом промышленность, коммерческие и бюджетные организации различных уровней компенсируют льготные тарифы населения, кооперативов и сельхозпотребителей.

Существуют следующие основные виды тарифов на теплоэнергию:

• абонентский (плата за определенный уровень комфорта);

• одноставочный (оплата только потребленной тсплоэнергии);

• многоставочный (кроме платы за теплопотребление включает плату за установленную мощность потребителя, а также при необходимости плату за подключение и обслуживание абонента).

Пока промышленные потребители и жилищно-эксплуатационные организации (ЖЭО) оплачивают теплоэнергию по одноставочному тарифу. Население платит ЖЭО за отопление и горячую воду по абонентским тарифам: за отопление - за квадратный метр отапливаемой площади, исходя из норм теплопотребления, за горячую воду - из расчета водопотребления на одного человека.

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТАРИФОВ НА ЭНЕРГИЮ

На территории Российской Федерации поставки электрической и тепловой энергии всем потребителям и оказание услуг на потребительском рынке электроэнергии и мощности осуществляются по тарифам (нормативам), утвержденным в соответствии с законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", а также в соответствии с порядком ценообразования, установленным Правительством Российской Федерации, и методическими указаниями, утвержденными Федеральной комиссией.

Региональные энергетические комиссии (РЭК) в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за экономическую обоснованность величин утверждаемых ими тарифов (нормативов), за своевременность их введения, а также за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну.

Базой для расчетов по обоснованию и регулированию тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) является баланс электрической энергии (мощности) энергоснабжающей организации, разработанный исходя из утвержденного Федеральной комиссией баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам ФОРЭМ (баланс электроэнергии и мощности ФОРЭМ).

В процессе рассмотрения и утверждения тарифов на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) энергоснабжающая организация представляет на рассмотрение РЭК предложения по утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию, включающие:

Автор-составитель

И.В. Пономаренко, кандидат экономических наук, доцент

мировая экономика

Курс лекций

на основе Учебно-методического комплекса

«Мировая экономика»/ Авт.-сост. Н.М. Телевич.– Мн.: ФУСТ БГУ, 2002.– 104 с.

Гомель 2007


В современных условиях все более заметными становятся рост взаимосвязей и взаимозависимостей мировых общественных процессов, усиливающаяся целостность мира, материальной основой, одним из важнейших проявлений которой выступает мировое хозяйство.

Мировое хозяйство — система взаимосвязанных экономическими отношениями национальных хозяйств, участвующих в международном разделении труда.

Мировое хозяйство как целостная система сформировалось на рубеже XIX - XX вв. История его становления неотделима от истории промышленной революции (последняя треть XIX в.), которая создала новую техническую базу производства и ускорила процесс индустриализации.

Укрупнение предприятий и массовый выпуск продукции в наиболее развитых странах мира во многом обусловлены национальными границами:

• наличие материального сырья характеризуется неравномерным распределением в странах и регионах мира;

• укрупнение предприятий требует привлечения новых трудовых ресурсов, а наличие свободной рабочей силы в странах неравномерно;

• реализация продукции больших объемов требует не только рынков внутри страны, но и за ее пределами.

Все эти процессы - результат действия закона ограниченности ресурсов в период промышленной революции, который является одной из основных предпосылок возникновения мирового хозяйства. Действие этого закона 6 период индустриализации привело к тому, что мировые хозяйственные связи становятся устойчивыми и регулярными, а это ликвидирует замкнутость национальных экономик, делает их зависимыми друг от друга.


Тема 1. Предмет и метод мировой экономики

1. Предпосылки формирования, структура, основные черты и тенденции развития мирового хозяйства.

2. Международное разделение факторов производства. Международное разделение труда. Международное разделение других факторов производства.

3. Мировое хозяйство и международное движение факторов производства.

4. Международные экономические операции и их виды.

5. Группы стран в мировой экономике. Классификация международных организаций. Классификация по уровню доходов.

6. Место и роль Беларуси в интернационализации хозяйственной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: