В предыдущих темах отмечалось, что государство играет активную роль в регулировании международной торговли.
Государственное регулирование международной торговли бывает:
Ø односторонним – когда страна принимает решение без согласования со своими торговыми партнерами;
Ø двухсторонним – когда решения согласовываются с торговыми партнерами;
Ø многосторонним – когда торговая политика устанавливается и регулируется многосторонними соглашениями.
В зависимости от масштабов регулирования государством международной торговли различают политику свободной торговли и протекционизм.
В различные периоды страны склонялись то к одной, то к другому. Позиции протекционизма оказались серьезно подорванными в 50-60-х годах XX в. Но в 70-х годах наблюдалось некоторое возрождение протекционизма. Однако в современных условиях он приобрел некоторые особенности:
Ø протекционистские меры часто имеют выборочный характер, сравнительно узкую сферу действия;
Ø носят более скрытый характер, когда основной упор делается на нетарифные методы защиты;
|
|
Ø влияние протекционизма сильнее в странах с переходной экономикой и развивающихся странах, чем в промышленно развитых.
Можно выделить несколько форм протекционизма:
Ø селективный протекционизм направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
Ø отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли;
Ø коллективный протекционизм проводится отдельными группировками в отношении стран, в них не входящих;
Ø скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.
Цель государства в международной торговле – увеличить экспорт и ограничить импорт.
Метода торговой политики делятся на:
Ø тарифные;
Ø нетарифные.
Тарифные методы предполагают использование следующих инструментов: 1) таможенные пошлины; 2) тарифные квоты. Они в основном регулируют импорт.
Нетарифные методы предполагают использование следующих инструментов: 1) количественные; 2) скрытые; 3) финансовые.
Количественные инструменты включают в себя: 1) квотирование; 2) лицензирование; 3) "добровольные ограничения" экспорта. Они регулируют как экспорт, так и импорт.
Скрытые инструменты включают в себя 1) государственные закупки; 2) требования к содержанию местных компонентов; 3) технические барьеры; 4) налоги и сборы. Они регулируют импорт.
Финансовые инструменты включают в себя: 1) субсидии; 2) кредитование; 3) демпинг. В основном регулируют экспорт.