Качества руководителя и лидера

Вопросы

ТЕМА 4. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Вопросы к теме для самопроверки

1. Какого человека можно назвать личностью?

2. Как проявляется индивидуальность в человеке?

3. Психоанализ и его роль в изучении личности.

4. Основные положения поведенческой школы.

5. Самореализация личности в гуманистической психологии.

6. Типология личностей.

7. Что такое характер?

8. Направленность личности и ее компоненты.

9. Способности личности и их классификация.


1. Руководство и лидерство.

2. Проблемы личности руководителя.

1. Руководство и лидерство

На предприятиях, фирмах, в учреждениях, организациях или коллективах, как правило, существует четкое разделение управленческих функций. В введении каждого руководителя находится определенный круг вопросов, по поводу которых он уполномочен принимать решения и отдавать распоряжения. Субъектом управления оказывается чаще всего руководитель коллектива, но им может быть и коллегиальный орган или комитет. Иногда субъектом управления становится и рядовой член коллектива, который является в нем неформальным лидером. В последнее время все более принимается идея партисипативного (коллективного) менеджмента, т. е. такого управления делами организации, фирмы, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации.

В науке психологии управления различают руководство и лидерство. Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организация его деятельности. Он несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования – наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую) активность [37].

Лидер – самый авторитетный член группы, за которым она признает преимущества в статусе и право принимать решения в значимых для нее ситуациях. Это «любой, кто занимает позицию доминирования, имеет власть или влияние в группе» [4]. Как правило, все лидеры превосходят других членов группы, по крайней мере, в одном из качеств, значимых для данного вида групповой деятельности, но конкретные качества зависят от коллективных целей, традиций и вида совместной деятельности.

Руководитель – высокообразованный специалист с богатым опытом, умеющий разрабатывать и принимать решения; добросовестный, трудолюбивый работник, использующий новейшие достижения в науке управления. Лидеры также являются высококлассными специалистами, но они всегда остаются постоянными учениками, они должны идти вперед, выделяться.

Руководитель хорошо понимает особенности системы с ее правилами и процедурами, как формально предписанными, так и неформальными. Он разрабатывает новые правила и процедуры в любой форме, обеспечивая применимость их в стандартной системе. Лидер, как правило, не стремится навечно сохранить существующую систему. Охотно откликается на нововведения и в меньшей степени, чем руководитель, опирается на общепринятые управленческие методы. Может пренебречь правилами управленческой иерархии в компании, непосредственно обращаясь к источнику информации.

Лидер считает, что простота – главный принцип успеха. Он стремится научить всех сотрудников наиболее простым способам совершенствования своей деятельности, в то время как руководитель предпочитает обучить сложным процедурам и методам всего нескольких экспертов в организации.

Руководитель – сторонник количественных, а не качественных показателей при оценке деятельности компании. Он сосредоточен в основном на достижениях кратковременного характера, хотя часто готовит тщательно разработанную долгосрочную плановую программу. Лидер – четко видит цель, которая другим может представляться лишь в весьма туманных очертаниях. Умение выбрать верные ориентиры – это и есть лидерство.

Преуспевающий руководитель понимает, что ему платят за планирование, организацию, набор и управление рабочей силой компании. Лидеры нацелены на результат, часто непредсказуемы, изобретательны, их нововведения достигают целей и устраняют препятствия.

Руководитель считает, что подчиненные, обладающие даже высокой компетенцией, недостаточно компетентны, чтобы достичь значительного прогресса без тщательного разработанного контроля, а также не в состоянии выполнять работу на высоком уровне без конкретных указаний сверху. В основе работы лидера с подчиненными лежит принцип равенства.

Руководитель не прощает ошибок ни себе, ни другим. Он редко одобряет рискованные поступки своих подчиненных во имя совершенствования работы или профессионального роста. Лидеры обычно искренне признают свои ошибки и не боятся открыто принять необходимые меры для их исправления. Для них имеет значение, что о них думают другие, но это их заботит меньше, чем руководителей.

Руководитель считает, что в кризисных ситуациях необходимо выявить виновников и заставить людей работать так, как это необходимо. Лидеры нацелены на исправление ситуации, а не поиск виновных. Они уважительно относятся к людям и стремятся не заставлять, а мотивировать их.

Руководитель хочет создать себе благоприятный имидж, хотя понимает, что это невозможно из-за конфликтной природы отношений между руководителями и подчиненными. Лидеры не признают формальных статусов, работники обычно относятся к ним с почитанием и преданностью.

Руководитель ищет добросовестных хороших исполнителей. Лидер ищет единомышленников. Лидер без команды – не лидер.

Для того чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе лидерские и руководящие качества. Авторитет – признание достоинств, преимуществ, способностей личности, группы, организации [10]. Можно сказать, что авторитет – это влияние, влиятельность индивида, основанные на занимаемом им положении, должности, статусе, а также признание окружающими за индивидом права на принятие решений в условиях совместной деятельности [37].

2. Проблемы личности руководителя

Как правило, среди менеджеров высокого уровня женщин мало, менеджмент считается мужским делом. Но в последние годы и в зарубежных странах, и у нас в стране наблюдается стремительный рост числа женщин, стоящих в управленческой иерархии на самых высоких ступеньках. Можно привести пример американского менеджера Карли Фиорлину, которую в 2000 г. журнал Fortune признал самой влиятельной женщиной-руководителем в мире. С 1999 г. она возглавляет компанию Hewlett-Packard.

Важным биографическим показателем признается высокое образование руководителей. Многие и российские, и наши менеджеры имеют и гуманитарное, и социально-экономическое образование. Ли Якокка говорил о необходимости знаний психологии менеджерам.

Способности руководителя представляют собой второй блок его характеристик. Как уже говорилось, они делятся на общие (в первую очередь, интеллект) и специфические (знания, умения и др.).

Интеллект – индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр. Согласно А. Реберу, интеллект может быть конкретным – способность эффективно функционировать при решении конкретных проблем и абстрактным или текучим – способность творчески решать новые проблемы.

Деловые качества – организаторские способности, требовательность к себе и членам коллектива, творческое отношение к труду, дисциплинированность, стремление повышать свою деловую квалификацию.

Моральные качества – убежденность, принципиальность, чувство долга, трудолюбие, чуткость и внимательность к людям.

Черты личности. К личностным чертам относят: стрессоустойчивость, способность доминировать, стремление к победе, уверенность в себе, креативность, эмоциональную уравновешенность, ответственность, предприимчивость, независимость, общительность, скромность, решительность, твердость.

Охарактеризуем только некоторые из названных черт. Под способностью доминировать понимается умение руководителя влиять на подчиненных. Доказано, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей. Неформальное влияние дает более высокий эффект, находя внутренний отклик.

Уверенность в себе руководителя означает готовность решать достаточно сложные задачи, причем уровень его притязаний не снижается из-за опасений неудачи. Подчиненные очень хорошо чувствуют состояние руководителя, который при любых обстоятельствах должен держать себя, по крайней мере внешне, спокойно и уверенно.

Очень важное качество руководителя – эмоциональная уравновешенность, ровность характера и поведения. Неконтролируемые эмоции, даже положительные, неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Необходимо поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий.

Креативность – творческие способности индивида – возможность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации [37]. Согласно А. Маслоу, это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. Согласно П. Торренсу, креативность включает в себя: повышенную чувствительность к проблемам, дефициту или противоречивости знаний; действия по определению этих проблем, поиску их решений на основе выдвижения гипотез, проверке и изменению гипотез, формулированию результата решения.

Важной чертой личности руководителя считается его независимость – это самостоятельная выработка и отстаивание собственной позиции [37]. Она не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознательного согласия с ней. Многие руководители поощряют инакомыслие. Ведь только соединяя различные точки зрения, выбирая те из них, которые наиболее подходят к текущей ситуации, руководитель может принять верное решение.

Без стремления к достижениям не может работать ни один руководитель. Успешные менеджеры отличаются тремя свойствами. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность за решение проблемы. Во-вторых, не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели. И в третьих, всегда заинтересованы в наличии обратной связи – информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

Эффективность руководства может быть определена по следующим критериям: психологический климат в коллективе; текучесть кадров; производительность труда; качество выпускаемой продукции; профессионализм работников; авторитет руководителя; травматизм.

Подытожим следующие основные качества, которые необходимы современному руководителю: высокий профессионализм, ответственность и надежность, уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных, самостоятельность, способность к творческому решению задач, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, коммуникабельность, способность к эмпатии, психоанализу, красноречие и визуальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: