Пример психолого-педагогического исследования системного образования. Проведено М.А. Каревой под руководством Б.В. Зейгарник «О развитии одного патологического мотива изменения своей внешности» (относилось к девочкам-подросткам).
Это исследование не планировалось. В МГУ стали поступать звонки из клиники неврозов. В клинику начали поступать подростки с диагнозом нервная анорексия. Врачи хотели до конца разобраться в природе этого явления.
Исследовательницы методом беседы с окружением ребёнка восстановили жизненный путь. Девочки привыкли к тому, что их ставят в пример, учились на 4 и 5. В подростковом возрасте ценности смещаются, важным становится общение со сверстником, необходимо нравиться противоположному полу. А эндокринные и гормональные системы этому не способствуют (девочки полнеют). Дети, которые привыкли к высокой позиции соц. среде, не хотели с этим мириться.
Дети сели на жёсткую голодную диету, а затем присоединили к ней изнурительные физические упражнения. Аппетит снижается. Результат был на лицо, одновременно начала падать успеваемость в учёбе. Учёба также превратилась в изнурительный труд.
В большинстве семьях попытка похудеть поддерживалась.
Уважительные высказывания сменились обидными прозвищами (дистрофик, доска стиральная и т.д.) Одновременно в семьях стало заметно, что эти дети любили сервировать стол, готовить еду, закармливали младших братьев и сестёр и т.д. Организм давал сигналы неблагополучия, это компенсировалась в ритуалах, посвящённых еде.
Началось лечение, психотерапия. Однако были и хроники, возможно, и летальные исходы.
Факторы, провоцирующие болезнь:
1. подростковый возраст,
2. мода (социальная среда даёт эталон красоты),
3. ближайшее социальное окружение (семья, класс).
Если хоть один из факторов подменить, система разрушается. Факторы состоят в связях между друг другом. Системность состоит в том, что выявляется компонентный состав того или иного фактора, события и т.п. и связи этих компонентов. Если фактор разрушить, разрушаются связи.
Система — структурное образование и связи между её элементами.
Выготский: «Любая система появляется на сцене дважды: сначала как интерпсихологическая (в диалоге со средой), затем как интрапсихологическая (ставшая внутренней)». Экстрапсихологический этап: то, что становится частью внутреннего мира, человек несёт другим людям, вступая с ними в диалог.
Провести диагностику природы голодания. Подумать, чего мы хотим (составить план коррекции совместно с клиентом). Повысить компетентность, знание развития организма. Повысить компетентность семьи, насторожить их. Полотна известных художников: не худые, но обаятельные, очень интересные. Все русские императрицы были очень грузные. Полнота никого не портит, она может вредить здоровью, когда она переходит в ожирение.
Литература:
1. Выготский Л.С. «О психологических системах» т.1, с. 109-131.
2. Принцип развития в психологии под ред. Анциферовой. Первая работа. Я.А. Пономарёв, Логинова Н.А., И.И. Чеснокова
3. Юдин Э.Г. «Системный подход и принцип деятельности»: предисловие и послесловие. Часть 1 глава 2, часть 2 главы 1, 2, 4, 5. Часть 3 полностью.
4. Зинченко В.П., Смирнов С.Д. «Методологические вопросы психологии».