Этап 3. Выявление заинтересованных лиц и пользователей

При решении любой сложной проблемы, как правило, приходится удовлетворять потребности различных групп заинтересованных лиц. Эти группы обычно имеют различные точки зрения на проблему и различные потребности, которые должны быть учтены в решении.

Заинтересованные лица - это все, на кого реализация новой системы или приложения может оказать материальное воздействие.

Понимание потребностей пользователей и других заинтересованных лиц является ключевым фактором в выработке успешного решения.

Первая категория заинтересованных лиц — это пользователи системы. Их потребно­сти легко учесть, поскольку они будут непосредственно привлекаться к определению и использованию системы. Вторую категорию составляют непрямые пользователи, а также те, на кого воздействуют только бизнес-последствия разработки. Этих заинтересованных лиц можно найти в соответствующей бизнес-области или в "окрестностях" среды кон­кретного приложения. Третья категория заинтересованных лиц может находиться еще дальше от среды приложения. Среди них могут быть люди и организации, вовлеченные в разработку системы, субподрядчики, клиенты клиентов, внешние регулирующие инстан­ции, например Федеральное управление гражданской авиации США (U.S. Federal Aviation Administration, FAA), Управление по санитарному надзору за пищевыми продуктами и медикаментами (Food and Drug Administration, FDA), или другие агентства, взаимо­действующие с системой или участвующие в процессе разработки. Каждая из перечис­ленных категорий заинтересованных лиц может оказывать влияние на требования к сис­теме или будет каким-либо образом связана с результатом работы системы.

Потребности заинтересованных лиц, не являющихся пользователями, также необходимо выявить и учесть.

Понимание того, кто же такие эти заинтересованные лица, и выявление их потребно­стей являются важными факторами разработки успешного решения. В зависимости от того, в какой предметной области работает команда, выявление заинтересованных лиц может оказаться как тривиальным, так и нетривиальным этапом анализа проблемы. Час­то достаточно провести простой опрос среди тех, кто принимает решения, а также опро­сить потенциальных пользователей и другие заинтересованные стороны. В этом процес­се могут оказаться полезными следующие вопросы.

• Кто является пользователями системы?

• Кто является заказчиком (экономическим покупателем) системы?

• На кого еще окажут влияние результаты работы системы?

• Кто будет оценивать и принимать систему, когда она будет представлена и развернута?

• Существуют ли другие внутренние или внешние пользователи системы, чьи по­требности необходимо учесть?

• Кто будет заниматься сопровождением новой системы?

• Не забыли ли мы кого-нибудь?

В нашем примере замены системы заказов на покупку основными и наиболее очевид­ными пользователями являются служащие, занимающиеся вводом заказов на покупку. Они определенно являются заинтересованными лицами, так как их производительность, удобство, комфорт, выполнение работы и ее результаты зависят от системы. Кого еще из заинтересованных лиц можно выделить?

На руководителя отдела приема заказов система также оказывает непосредственное воздействие, но он взаимодействует с системой не напрямую, а посредством различных интерфейсов пользователя и форм отчетов. Главный финансист компании также, оче­видно, принадлежит к заинтересованным лицам, так как ожидается, что система повлия­ет на производительность, качество предоставляемых услуг и прибыльность компании. Наконец, администратор информационной системы и члены команды, разрабатываю-

щей приложение, также являются заинтересованными лицами, так как они будут отве­чать за разработку и сопровождение системы. Они также, как и пользователи, будут зави­сеть от поведения системы. Результаты выявления пользователей и заинтересованных лиц новой системы ввода заказов на покупку представлены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Пользователи и лица, заинтересованные в новой системе

Пользователи Другие заинтересованные лица
Служащие, занимающиеся вводом заказов Администратор информационной системы и команда разработчиков
Руководитель отдела приема заказов Главный финансист
Контроль производства Управляющий производством
Служащий, выписывающий счета  

Этап 4. Определение границ системы-решения

После того как согласована постановка проблемы и выявлены пользователи и заинте­ресованные лица, можно перейти к определению системы, разрабатываемой для решения данной проблемы. Это важный момент, когда необходимо постоянно помнить как о по­нимании проблемы, так и о свойствах потенциального решения.

Следующий важный этап состоит в том, чтобы определить границы системы-решения. Границы системы — это "водораздел" между решением и окружающим его ре­альным миром (рис. 4.3.) Иными словами, граница системы описывает оболочку, в кото­рой заключена система. Информация в виде ввода и вывода передается от находящихся вне системы пользователей системе и обратно. Все взаимодействия с системой осуществ­ляются посредством интерфейсов между системой и внешним миром.

Исходные данные
Результаты

Рис. 4.3. Отношение ввод/система/вывод

Мы делим мир на две части.

1. Наша система

2. То, что взаимодействует с нашей системой

Другими словами, если мы собираемся нечто создать или модифицировать — это часть нашего решения, которая находится внутри границы; если нет — это нечто внешнее по отношению к системе. Таким образом, мы делим мир на два интересующих нас класса.

• Наша система

• То, что взаимодействует с нашей системой

Определим "то, что взаимодействует с нашей системой", общим понятием "акторы" (actors). Они выполняют некоторые действия, заставляя систему делать ее работу. Актор изображается простой пиктограммой в виде человечка. Его определение выглядит сле­дующим образом.

Актор - это находящееся вне системы нечто {или некто), взаимодейст­вующее с системой.

С помощью данного понятия мы можем проиллюстрировать границы системы (рис. 4.4).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: