При решении любой сложной проблемы, как правило, приходится удовлетворять потребности различных групп заинтересованных лиц. Эти группы обычно имеют различные точки зрения на проблему и различные потребности, которые должны быть учтены в решении.
Заинтересованные лица - это все, на кого реализация новой системы или приложения может оказать материальное воздействие.
Понимание потребностей пользователей и других заинтересованных лиц является ключевым фактором в выработке успешного решения.
Первая категория заинтересованных лиц — это пользователи системы. Их потребности легко учесть, поскольку они будут непосредственно привлекаться к определению и использованию системы. Вторую категорию составляют непрямые пользователи, а также те, на кого воздействуют только бизнес-последствия разработки. Этих заинтересованных лиц можно найти в соответствующей бизнес-области или в "окрестностях" среды конкретного приложения. Третья категория заинтересованных лиц может находиться еще дальше от среды приложения. Среди них могут быть люди и организации, вовлеченные в разработку системы, субподрядчики, клиенты клиентов, внешние регулирующие инстанции, например Федеральное управление гражданской авиации США (U.S. Federal Aviation Administration, FAA), Управление по санитарному надзору за пищевыми продуктами и медикаментами (Food and Drug Administration, FDA), или другие агентства, взаимодействующие с системой или участвующие в процессе разработки. Каждая из перечисленных категорий заинтересованных лиц может оказывать влияние на требования к системе или будет каким-либо образом связана с результатом работы системы.
|
|
Потребности заинтересованных лиц, не являющихся пользователями, также необходимо выявить и учесть.
Понимание того, кто же такие эти заинтересованные лица, и выявление их потребностей являются важными факторами разработки успешного решения. В зависимости от того, в какой предметной области работает команда, выявление заинтересованных лиц может оказаться как тривиальным, так и нетривиальным этапом анализа проблемы. Часто достаточно провести простой опрос среди тех, кто принимает решения, а также опросить потенциальных пользователей и другие заинтересованные стороны. В этом процессе могут оказаться полезными следующие вопросы.
• Кто является пользователями системы?
• Кто является заказчиком (экономическим покупателем) системы?
• На кого еще окажут влияние результаты работы системы?
• Кто будет оценивать и принимать систему, когда она будет представлена и развернута?
• Существуют ли другие внутренние или внешние пользователи системы, чьи потребности необходимо учесть?
|
|
• Кто будет заниматься сопровождением новой системы?
• Не забыли ли мы кого-нибудь?
В нашем примере замены системы заказов на покупку основными и наиболее очевидными пользователями являются служащие, занимающиеся вводом заказов на покупку. Они определенно являются заинтересованными лицами, так как их производительность, удобство, комфорт, выполнение работы и ее результаты зависят от системы. Кого еще из заинтересованных лиц можно выделить?
На руководителя отдела приема заказов система также оказывает непосредственное воздействие, но он взаимодействует с системой не напрямую, а посредством различных интерфейсов пользователя и форм отчетов. Главный финансист компании также, очевидно, принадлежит к заинтересованным лицам, так как ожидается, что система повлияет на производительность, качество предоставляемых услуг и прибыльность компании. Наконец, администратор информационной системы и члены команды, разрабатываю-
щей приложение, также являются заинтересованными лицами, так как они будут отвечать за разработку и сопровождение системы. Они также, как и пользователи, будут зависеть от поведения системы. Результаты выявления пользователей и заинтересованных лиц новой системы ввода заказов на покупку представлены в табл. 4.3.
Таблица 4.3. Пользователи и лица, заинтересованные в новой системе
Пользователи | Другие заинтересованные лица |
Служащие, занимающиеся вводом заказов | Администратор информационной системы и команда разработчиков |
Руководитель отдела приема заказов | Главный финансист |
Контроль производства | Управляющий производством |
Служащий, выписывающий счета |
Этап 4. Определение границ системы-решения
После того как согласована постановка проблемы и выявлены пользователи и заинтересованные лица, можно перейти к определению системы, разрабатываемой для решения данной проблемы. Это важный момент, когда необходимо постоянно помнить как о понимании проблемы, так и о свойствах потенциального решения.
Следующий важный этап состоит в том, чтобы определить границы системы-решения. Границы системы — это "водораздел" между решением и окружающим его реальным миром (рис. 4.3.) Иными словами, граница системы описывает оболочку, в которой заключена система. Информация в виде ввода и вывода передается от находящихся вне системы пользователей системе и обратно. Все взаимодействия с системой осуществляются посредством интерфейсов между системой и внешним миром.
Исходные данные |
Результаты |
Рис. 4.3. Отношение ввод/система/вывод
Мы делим мир на две части.
1. Наша система
2. То, что взаимодействует с нашей системой
Другими словами, если мы собираемся нечто создать или модифицировать — это часть нашего решения, которая находится внутри границы; если нет — это нечто внешнее по отношению к системе. Таким образом, мы делим мир на два интересующих нас класса.
• Наша система
• То, что взаимодействует с нашей системой
Определим "то, что взаимодействует с нашей системой", общим понятием "акторы" (actors). Они выполняют некоторые действия, заставляя систему делать ее работу. Актор изображается простой пиктограммой в виде человечка. Его определение выглядит следующим образом.
Актор - это находящееся вне системы нечто {или некто), взаимодействующее с системой.
С помощью данного понятия мы можем проиллюстрировать границы системы (рис. 4.4).