Унифицированного процесса. Часть 1
Применение бизнес-моделирования для описания
Бизнес-моделирование применяется нами для описания процессов компании-клиента.
Тот же самый подход может быть использован для описываемого в этой книге
Унифицированного процесса, используемого для разработки программного обеспечения.
Когда мы описываем Унифицированный процесс разработки программ-__
ного обеспечения, мы демонстрируем использование бизнес-расширений UML (см.
главу 2). Такой подход имеет важное теоретическое значение, он также очень практичен.
Это своего рода раскрутка, применение метода к нему самому. Она показывает
сильные и слабые стороны такого подхода. Итак, Унифицированный процесс
— это бизнес-вариант использования, применяемый в промышленности создания
программного обеспечения. Внутри промышленности создания программного
обеспечения процесс организован, или, как мы говорим, «реализован» в виде
последовательности взаимозависимых рабочих процессов: определение требований
|
|
(обсуждаемое в этой главе и в главе 7), анализ (глава 8), проектирование (глава
9), реализация (глава 10) и тестирование (глава 11). Каждый рабочий процесс —
это реалР1зация части бизнес-варианта использования Унифицированный процесс,
который описан в понятиях:
О сотрудников — например, системных аналитиков и определителей вариантов
использования;
О бизнес-суш[ностей, или, как мы их называем, артефактов — например, вариантов
использования и тестовых примеров;
О рабочих модулей — которые также являются артефактами — например, модели
вариантов использования и описания архитектуры.
Сотрудники, бизнес-объекты и рабочие модули Унифицированного процесса
также описываются диаграммами классов UML вместе с наиболее важными взаимосвязями.
Поиск вариантов использования
Используя в качестве исходных данных бизнес-модель, аналитик применяет для
создания модели вариантов использования системный подход.
Сначала аналитик идентифицирует актантов для каждого сотрудника и участника
бизнеса (то есть каждого потребителя), который будет пользоваться информационной
системой.
Пример. Актант — Покупатель. Покупатель использует Биллинговую и Платежную
систему для заказа товаров или услуг и оплаты счетов. Таким образом,
покупатель является как потребителем, так и актантом, потому что использует
платежную систему для заказа и платежей в двух вариантах использования — Заказ
Товаров или Услуг и Оплата счетов.
В информационной системе должен поддерживаться каждый сотрудник (и бизнес-
актант), который будет ее пользователем. Мы определим, какая необходима
|
|
поддержка, перебирая всех сотрудников по одному. Для каждого сотрудника мы
должны опознать все бизнес-варианты испол^>зования, в которых он участвует. Для
каждого из вариантов использования, в котором сотрудник выполняет некоторую
роль, будет существовать реализация варианта использования, в которой эту роль
будет выполнять соответствующий класс.
После того как мы нашли все роли сотрудников или бизнес-актантов, по одной
на каждый бизнес-вариант использования, в котором они участвуют, мы можем
искать варианты использования для актантов информационной системы. Каждому
сотруднику и участнику бизнеса соответствует актант информационной системы.
Для каждой роли сотрудника или участника бизнеса необходим соответствующий
вариант использования для актанта.__
Таким образом, наиболее естественный способ определить пробный набор вариантов
использования состоит в том, чтобы создать варианты использования соответствующего
актанта для каждой роли каждого сотрудника или бизнес-актанта.
В результате для любого бизнес-варианта использования будет существовать
по одному варианту использования для каждого сотрудника и бизнес-актанта.
Аналитики могут затем заниматься детализацией и приведением этих пробных
вариантов использования в порядок.
Аналитики должны также решить, какие из задач сотрудников или участников
бизнеса должны быть автоматизированы информационной системой (в виде вариантов
использования), и реорганизовать варианты использования так, чтобы они
лучше соответствовали потребностям этих лиц. Заметим, что для автоматизации
пригодны не все задачи.
Пример. Определение вариантов использования по бизнес-модели. В продолжение
предшествующего примера мы можем предложить пробный вариант использования
Покупка Товаров или Услуг, которые будут основаны на действиях актанта-
покупателя, выступающего в качестве бизнес-актанта в бизнес-варианте использования
Продажа: От Заказа до Поставки. В ходе дальнейшего анализа становится
очевидно, что Закупку Товаров или Услуг лучше реализовать в виде нескольких
различных вариантов использования, например Заказ Товаров или Услуг или Оплата
счета. Причина для дробления пробного варианта использования на отдельные
меньшие варианты использования состоит в том, что покупатель не хочет вы-
полршть вариант использования Покупка Товаров или Услуг в виде одной непрерывной
последовательности действий. Вместо этого он желает дождаться поставки
товаров или услуг, а потом уже оплачивать счет. Последовательность действий
по оплате счета, следовательно, представляется в виде отдельного варианта использования
Оплата Счета, который выполняется после того, как заказанное будет
поставлено.
Итак, мы рассмотрели, как моделировать контекст системы, используя модель
предметной области или бизнес-модель. Затем мы видели, как можно получить из
бизнес-модели такую модель вариантов использования, которая вберет в себя все
функциональные требования к системе и большую часть нефункциональных. Некоторые
требования не могут быть связаны с каким-либо одним из вариантов использования
и известны как дополнительные требования.