Тема 2. Современные тенденции развития МЭ

Задания:

1. Страна А может производить 2 тонны пшеницы или 8 тонн угля, используя одну единицу ресурсов, страна Б может производить 4 тонны пшеницы или 10 тонн угля, используя также одну единицу ресурсов. Как будет осуществляться обмен между странами?

2. Затраты на производство теннисных мячей и ракеток в Казахстане и Германии следующие:

  Мячи Ракетки
Казахстан    
Германия    

Определите:

а) в производстве какого товара Казахстан имеет относительное преимущество и почему?

б) рассчитайте альтернативную цену ракеток, выраженную через цену мячей, для Казахстана и Германии;

в) выигрыш Германии от торговли при полной специализации на производстве определенного товара (какого?) исходя из своих преимуществ.

2. Выполнение письменных работ:

- Преимущества и недостатки экономики открытого типа для различных типов стран.

- Стратегия интеграции: цели и задачи.

- Глобальное экономическое сотрудничество на рубеже XX-XXI столетий.

- Практические проявления международной конкурентной борьбы

Форма проведения СРСП:

1. консультации преподавателя;

2. решение задач;

3. обсуждение рефератов

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1-35

Тема 3. Типология стран мира

Задания:

1. «Выигравшие и проигравшие». Что общего имеют страны, проигравшие в XX веке? Фактически все они отрицали международные экономические связи либо явно (как прежний Советский Союз и нынешняя Бирма), либо неявно (большая часть Африки). Что общего имеют страны, выигравшие в XX веке? Они приняли мировое хозяйство: Япония, Корея, Тайвань, Испания, Ирландия, Греция... Что общего имеют страны, вступившие в состязание в XXI веке? Они присоединяются к мировому хозяйству так быстро, как только могут: Чили, Аргентина, Бразилия, Мексика, Китай, Индия, Польша...». Обсудите высказанную точку зрения. Ответьте на вопросы.

a) Как вы думаете, какой смысл вкладывается в определение: «выигравшие и проигравшие страны»?

b) Каковы критерии отнесения стран к той или иной группе?

c) Сформулируйте проблему, о которой идет речь в данном высказывании.

d) Раскройте содержание выигрыша и проигрыша в данной ситуации.

e) Каких успехов добились страны, которые упоминаются в данном высказывании?

f) Оцените позицию автора высказывания и аргументируйте свою точку зрения.

2. Составьте сравнительную таблицу по классификации стран

3. Проанализировав представленные в таблице данные о социально-экономическом развитии стран, определите в соответствии с классификацией МВФ, к каким группам можно отнести эти государства сегодня и каковы их перспективы:

Форма проведения СРСП:

ü консультации преподавателя;

ü решение задач

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1-35

Тема 4. Разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и пути его преодоления

Задания:

1. Неправда, что разрыв между богатыми и бедными странами увеличивается повсеместно. Бедные страны, которые присоединились к международной экономике, уменьшили разрыв со странами ОЭСР. Например, соотношение между ВВП на душу населения между США и Китаем уменьшилось с 12,5 в 1980 г. (18 200 долл. США против 1460 долл. США) до 6,2 в 1995 г. (23 000 долл. против 3700 долл.). Но разрыв в доходах увеличивается в беднейших странах, изолированных от мировой экономики. Соотношение между ВВП на душу населения в США и в Африке выросло с 12 в I960 г. (11 200 долл. против 930 долл.) до 16,9 в 1995 г. (23 000 долл. против 1360 долл.)». Обсудите высказанную точку зрения. Сформулируйте свое отношение к позиции автора высказывания. Ответьте на следующие вопросы:

· Для каких целей международные экономические и финансовые организации используют такой показатель, как ВВП на душу населения?

· О какой проблеме в функционировании мировой экономики идет речь в данном высказывании?

· Какой путь ее решения предлагает автор высказывания?

2. На основании данных таблицы рассчитайте ИРЧП представленных стран и сделайте выводы:

Форма проведения СРСП:

ü консультации преподавателя;

ü решение задач

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1-35

Тема 5. Трудовые и природные ресурсы мирового хозяйства: роль в современной экономике и уровень обеспеченности стран

Задания:

1. Проанализировать отраслевую структуру мирового хозяйства.

2. Выполнение письменных работ:

- Мировой рынок нефти и газа: современная конъюнктура.

- НТР и использование природных ресурсов.

- Проблема безработицы в МЭ и методы ее решения.

- Динамика населения: в аспекте глобальных проблем.

- Современные информационные технологии в МХ.

- Роль ТНК в НИОКР.

- Воздействие научно-технического потенциала на место страны в МЭ.

3. Сравнить научно-технические потенциалы США, Западной Европы, Японии и Казахстана.

4. Перечислите основные (положительные и отрицательные) последствия миграции рабочей силы для стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.

Форма проведения СРСП:

ü консультации преподавателя;

ü обсуждение рефератов;

ü составление сравнительной таблицы.

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1-35

Тема 6.Финансовые ресурсы мира и мировые рынки капиталов

Задания:

1. Американская фирма 1 июня подписала контракт на приобретение нового швейцарского оборудования стоимостью 450 000 SF, платеж за который должен состояться 1 сентября.

На 1 июня 1SF = 0,5412$. Фьючерсный контракт на швейцарский

франк на сентябрь продавался по курсу 1SF = 0,5424$. По этому курсу американская фирма купила четыре форвардных контракта с поставкой франков 1 сентября на 125 000 SF каждый. 15 августа курс составил 7 5F = 0,6029$, по которому фирма ликвидировала свои форвардные контракты и одновременно купила франки по курсу спот 7 SF = 0,6021 $.

а) По какому эффективному курсу фирма приобрела необходимые ей франки?

б) Если 15 августа курс спот составил бы 1SF = 0,4882 $, а курс продажи форвардных контрактов составил бы 75F = 0,4890 $, по какому эффективному курсу фирма приобрела необходимые ей франки?

в) В чем заключается принципиальное различие между случаями а и б?

2. На межбанковском международном валютном рынке квотируются следующие курсы (долларов за 1 фунт стерлингов):

а) существует ли возможность для двустороннего арбитража, учитывая, что трансакционные издержки составляют 1%, 0,1%, 0,01%?

б) какую прибыль может получить арбитражист на каждый фунт, купленный в Нью-Йорке и проданный в Лондоне?

в) если арбитражист располагает 3 млн. долл., какую прибыль он может получить на одной арбитражной операции?

3. Летом 1997 г. произошли следующие события: Россия разместила очередной выпуск еврооблигаций на мировом финансовом рынке, московское правительство также завершило

размещение своих еврооблигаций, Лондонский клуб успешно закончил переговоры о реструктуризации российского частного долга, Федеральная резервная система США повысила ставку

рефинансирования на 0,5 процентного пункта. Как, с вашей точки зрения, это могло отразиться на ценах на российские долговые обязательства на мировом рынке? Почему?

4. Объясните особенности международного страхования кредитно-финансовой сферы. Приведите конкретные примеры.

Форма проведения СРСП:

ü консультации преподавателя;

ü обсуждение рефератов;

ü решение задач.

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1-35

Тема 7. Предпринимательские и научные ресурсы мировой экономики

Задания:

1. Покажите структуру мирового рынка технологического обмена

2. Проанализируйте Стратегический план развития РК до 2020 года и Стратегию индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 года в направлении развития предпринимательских и научных ресурсов

3. Мировая цена древесины составляет 10 долл. за единицу у мировая цена алюминия — 24 долл. За единицу. На производство единицы древесины внутри страны требуется 2 часа, а на производство единицы алюминия — 8 часов. На производство единицы третьего, неторгуемого товара — кирпича требуется

100 часов.

А. Какие товары будет страна экспортировать и какова будет цена

кирпича?

Б. В результате трудосберегающего технического прогресса количество часов у необходимых для производства единицы алюминия, сократилось до 6. Каков будет ответ на вопрос А?

4. Концентрация на разработке и торговле высокой технологией в

нескольких весьма узких отраслях производства должна быть стратегиеи технологического развития: а) индустриальных стран;

б) развивающихся стран; в) стран с переходной экономикой; г) всех стран?

Форма проведения СРСП:

ü консультации преподавателя;

ü обсуждение ситуаций;

ü решение задач.

Методические рекомендации к выполнению заданий:

Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.

Литература: 1-35


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: