Задания:
1. Страна А может производить 2 тонны пшеницы или 8 тонн угля, используя одну единицу ресурсов, страна Б может производить 4 тонны пшеницы или 10 тонн угля, используя также одну единицу ресурсов. Как будет осуществляться обмен между странами?
2. Затраты на производство теннисных мячей и ракеток в Казахстане и Германии следующие:
Мячи | Ракетки | |
Казахстан | ||
Германия |
Определите:
а) в производстве какого товара Казахстан имеет относительное преимущество и почему?
б) рассчитайте альтернативную цену ракеток, выраженную через цену мячей, для Казахстана и Германии;
в) выигрыш Германии от торговли при полной специализации на производстве определенного товара (какого?) исходя из своих преимуществ.
2. Выполнение письменных работ:
- Преимущества и недостатки экономики открытого типа для различных типов стран.
- Стратегия интеграции: цели и задачи.
- Глобальное экономическое сотрудничество на рубеже XX-XXI столетий.
- Практические проявления международной конкурентной борьбы
Форма проведения СРСП:
1. консультации преподавателя;
2. решение задач;
3. обсуждение рефератов
Методические рекомендации к выполнению заданий:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
Литература: 1-35
Тема 3. Типология стран мира
Задания:
1. «Выигравшие и проигравшие». Что общего имеют страны, проигравшие в XX веке? Фактически все они отрицали международные экономические связи либо явно (как прежний Советский Союз и нынешняя Бирма), либо неявно (большая часть Африки). Что общего имеют страны, выигравшие в XX веке? Они приняли мировое хозяйство: Япония, Корея, Тайвань, Испания, Ирландия, Греция... Что общего имеют страны, вступившие в состязание в XXI веке? Они присоединяются к мировому хозяйству так быстро, как только могут: Чили, Аргентина, Бразилия, Мексика, Китай, Индия, Польша...». Обсудите высказанную точку зрения. Ответьте на вопросы.
a) Как вы думаете, какой смысл вкладывается в определение: «выигравшие и проигравшие страны»?
b) Каковы критерии отнесения стран к той или иной группе?
c) Сформулируйте проблему, о которой идет речь в данном высказывании.
d) Раскройте содержание выигрыша и проигрыша в данной ситуации.
e) Каких успехов добились страны, которые упоминаются в данном высказывании?
f) Оцените позицию автора высказывания и аргументируйте свою точку зрения.
2. Составьте сравнительную таблицу по классификации стран
3. Проанализировав представленные в таблице данные о социально-экономическом развитии стран, определите в соответствии с классификацией МВФ, к каким группам можно отнести эти государства сегодня и каковы их перспективы:
Форма проведения СРСП:
ü консультации преподавателя;
ü решение задач
Методические рекомендации к выполнению заданий:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
Литература: 1-35
Тема 4. Разрыв в уровнях социально-экономического развития между странами и пути его преодоления
Задания:
1. Неправда, что разрыв между богатыми и бедными странами увеличивается повсеместно. Бедные страны, которые присоединились к международной экономике, уменьшили разрыв со странами ОЭСР. Например, соотношение между ВВП на душу населения между США и Китаем уменьшилось с 12,5 в 1980 г. (18 200 долл. США против 1460 долл. США) до 6,2 в 1995 г. (23 000 долл. против 3700 долл.). Но разрыв в доходах увеличивается в беднейших странах, изолированных от мировой экономики. Соотношение между ВВП на душу населения в США и в Африке выросло с 12 в I960 г. (11 200 долл. против 930 долл.) до 16,9 в 1995 г. (23 000 долл. против 1360 долл.)». Обсудите высказанную точку зрения. Сформулируйте свое отношение к позиции автора высказывания. Ответьте на следующие вопросы:
· Для каких целей международные экономические и финансовые организации используют такой показатель, как ВВП на душу населения?
· О какой проблеме в функционировании мировой экономики идет речь в данном высказывании?
· Какой путь ее решения предлагает автор высказывания?
2. На основании данных таблицы рассчитайте ИРЧП представленных стран и сделайте выводы:
Форма проведения СРСП:
ü консультации преподавателя;
ü решение задач
Методические рекомендации к выполнению заданий:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
Литература: 1-35
Тема 5. Трудовые и природные ресурсы мирового хозяйства: роль в современной экономике и уровень обеспеченности стран
Задания:
1. Проанализировать отраслевую структуру мирового хозяйства.
2. Выполнение письменных работ:
- Мировой рынок нефти и газа: современная конъюнктура.
- НТР и использование природных ресурсов.
- Проблема безработицы в МЭ и методы ее решения.
- Динамика населения: в аспекте глобальных проблем.
- Современные информационные технологии в МХ.
- Роль ТНК в НИОКР.
- Воздействие научно-технического потенциала на место страны в МЭ.
3. Сравнить научно-технические потенциалы США, Западной Европы, Японии и Казахстана.
4. Перечислите основные (положительные и отрицательные) последствия миграции рабочей силы для стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.
Форма проведения СРСП:
ü консультации преподавателя;
ü обсуждение рефератов;
ü составление сравнительной таблицы.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
Литература: 1-35
Тема 6.Финансовые ресурсы мира и мировые рынки капиталов
Задания:
1. Американская фирма 1 июня подписала контракт на приобретение нового швейцарского оборудования стоимостью 450 000 SF, платеж за который должен состояться 1 сентября.
На 1 июня 1SF = 0,5412$. Фьючерсный контракт на швейцарский
франк на сентябрь продавался по курсу 1SF = 0,5424$. По этому курсу американская фирма купила четыре форвардных контракта с поставкой франков 1 сентября на 125 000 SF каждый. 15 августа курс составил 7 5F = 0,6029$, по которому фирма ликвидировала свои форвардные контракты и одновременно купила франки по курсу спот 7 SF = 0,6021 $.
а) По какому эффективному курсу фирма приобрела необходимые ей франки?
б) Если 15 августа курс спот составил бы 1SF = 0,4882 $, а курс продажи форвардных контрактов составил бы 75F = 0,4890 $, по какому эффективному курсу фирма приобрела необходимые ей франки?
в) В чем заключается принципиальное различие между случаями а и б?
2. На межбанковском международном валютном рынке квотируются следующие курсы (долларов за 1 фунт стерлингов):
а) существует ли возможность для двустороннего арбитража, учитывая, что трансакционные издержки составляют 1%, 0,1%, 0,01%?
б) какую прибыль может получить арбитражист на каждый фунт, купленный в Нью-Йорке и проданный в Лондоне?
в) если арбитражист располагает 3 млн. долл., какую прибыль он может получить на одной арбитражной операции?
3. Летом 1997 г. произошли следующие события: Россия разместила очередной выпуск еврооблигаций на мировом финансовом рынке, московское правительство также завершило
размещение своих еврооблигаций, Лондонский клуб успешно закончил переговоры о реструктуризации российского частного долга, Федеральная резервная система США повысила ставку
рефинансирования на 0,5 процентного пункта. Как, с вашей точки зрения, это могло отразиться на ценах на российские долговые обязательства на мировом рынке? Почему?
4. Объясните особенности международного страхования кредитно-финансовой сферы. Приведите конкретные примеры.
Форма проведения СРСП:
ü консультации преподавателя;
ü обсуждение рефератов;
ü решение задач.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
Литература: 1-35
Тема 7. Предпринимательские и научные ресурсы мировой экономики
Задания:
1. Покажите структуру мирового рынка технологического обмена
2. Проанализируйте Стратегический план развития РК до 2020 года и Стратегию индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 года в направлении развития предпринимательских и научных ресурсов
3. Мировая цена древесины составляет 10 долл. за единицу у мировая цена алюминия — 24 долл. За единицу. На производство единицы древесины внутри страны требуется 2 часа, а на производство единицы алюминия — 8 часов. На производство единицы третьего, неторгуемого товара — кирпича требуется
100 часов.
А. Какие товары будет страна экспортировать и какова будет цена
кирпича?
Б. В результате трудосберегающего технического прогресса количество часов у необходимых для производства единицы алюминия, сократилось до 6. Каков будет ответ на вопрос А?
4. Концентрация на разработке и торговле высокой технологией в
нескольких весьма узких отраслях производства должна быть стратегиеи технологического развития: а) индустриальных стран;
б) развивающихся стран; в) стран с переходной экономикой; г) всех стран?
Форма проведения СРСП:
ü консультации преподавателя;
ü обсуждение ситуаций;
ü решение задач.
Методические рекомендации к выполнению заданий:
Для выполнения заданий следует воспользоваться лекционным материалом и рекомендуемой литературой.
Литература: 1-35