"Количество есть чистое бытие, в котором определенность положена уже не как тождественная с самим бытием, а как снятая, или безразличная" (242). Количество - это внешняя бытию, или безразличная для бытия, определенность. Гегель поясняет в примечаниях - лес, луг, краснота, дом остаются таковыми независимо от того, больше они или меньше.
Характерной особенностью построения логики Гегеля является то, что эмпирический материал, на котором в конечном счете философ строит свою систему, загнан у него в примечания в виде примеров. В этом хорошо проявляется отношение Гегеля к науке, в конечном счете основной недостаток его идеалистической системы. Философия Гегеля ставит в центре своего внимания чистый интеллект, развивающийся как будто бы из самого себя, а не как процесс познания объективной реальности. В этом заложен определяющий смысл его трактовки человеческого интеллекта.
В примечаниях Гегель довольно подробно останавливается на понимании количества, или величины, в математике. С его точки зрения, математическое представление о величине как о том, что может быть увеличено или уменьшено, имеет определенный смысл, но остается достаточно поверхностным.
Количество как логическая категория существует также в предметном мире - как в царстве природы, так и в царстве духа. Однако в царстве духа оно играет заметно меньшую роль. В свою очередь в неорганической природе оно более важно, чем в органической. Любопытно, что на категорию качества применительно к духу Гегель почему-то накладывает заметно большие ограничения, чем на количество.
В чистом количестве философ различает непрерывное количество, или величину, и дискретное количество, величину. Величина непрерывна как равенство с самой собой и дискретна как содержащая в своем определении одно, т.е. делимое на многие одни. Непрерывное и дискретное едины, каждое из них содержит в себе другое: непрерывное дискретно, ибо оно есть непрерывность многого, а дискретное также и непрерывно, поскольку оно есть тождественное многих одних.
Анализируя диалектику прерывного и непрерывного, Гегель указывает на ошибку Канта в его второй антиномии - бесконечной делимости материи, пространства и времени, или их неделимости. Ошибка состояла в том, что непрерывность или прерывность количества рассматривались односторонне, в отрыве друг от друга. Если рассматривать материю, пространство и т.д. со стороны непрерывного количества, то они будут делимы до бесконечности, если со стороны дискретного - они будут состоять из неделимых моментов. Вводимый Гегелем тип интеллекта преодолевал те коренные затруднения (антиномии), которые ставили в тупик "критический интеллект". Количество содержит в себе, как свои идеальные моменты, обе стороны своего процесса: отталкивание и притяжение, оно поэтому столь же непрерывно, сколь и дискретно.