Различие

Сущность как тождество с собой есть в то же время отрицательность, т.е. отталкивание себя от самой себя, следовательно, содержит в себе определение различия. Иными словами, мысля тождество, мы в то же время мыслим и различие, вне противопоставления которому тождество не имеет смысла. Различие - это инобытие, но как находящееся в сущности отрицание.

Рассудок, который не понимает, как от тождества переходят к различию, фактически рассматривает тождество как нечто отличное от разли­чия, т.е. имеет дело лишь с различием и теряет тождество.

В анализе различия Гегель первоначально вводит понятие непосредственного различия, или разности, которое развивается в существенное различие положительного и отрицательного, а последнее переходит в противоположность и противоречие. Противоречие - это противополож­ность самому себе. Все противоположно самому себе. "Различие сущ­ности есть поэтому противоположение, согласно которому различное име­ет перед собой не вообще другое, а свое другое" (276).

Рассудочное мышление останавливается на ступени различий, мыслящий разум углубляет различие до существенного различия, до противопо­ложности и противоречия. Во всяком различии заключено противоречие, которое обнаруживается только диалектически мыслящим разумом. Этот глубокий смысл учения Гегеля о сущности, включающей в себя противоречие, прекрасно изложил В.И. Ленин в конспекте "Науки логики".

"(1) Обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е.

(2) Остроумие и ум. Остроумие схватывает противоречие, высказывает его, приводит вещи в отношения друг к другу, заставляет "понятия светиться через проти­воречие", но не выражает понятия вещей и их отношений.

(3) Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противо­речия разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению од­ного к другому, - приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и ж и з н е н н о с т и"47.

Признание противоречия в самой сущности - это краеугольное положение диалектики Гегеля. Философ высмеивает плоский образ мышления, который за тождеством и различиями не видит противоречий, пытается мыслить реальность без противоречий. "Вместо того, чтобы говорить согласно закону исключенного третьего (который есть закон абст­рактного рассудка), мы скорее должны были бы оказать: все противопо­ложно. И в самом деле нигде: ни на небе, ни на земле, ни в духовном мире, ни в мире природы - нет того абстрактного "или-или", которое утверждается рассудком. Все где-либо существующее есть некое кон­кретное и, следовательно, некое в самом себе различное и противоположное. Конечность вещей и состоит в том, что их непосредственное наличное бытие не соответствует тому, что они суть в себе" (279--280). "Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно гово­рить, что противоречие нельзя мыслить"(280).

Мышление противоречиями - одно из главных достижений нового типа интеллекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: