Понятие об организации как об одном из основных субъектов хозяйственных отношений в рыночной экономике. Организация - открытая социально-экономическая система. Характерные признаки и отличия социально-экономических систем от других систем. Разделение труда и специализация. Горизонтальное и вертикальное разделение труда, как основа формирования структуры организации. Субъект и объект управления. Уровни управления. Иерархия в организации и ее звенность. «Высокие» (узкий масштаб управляемости) и «плоские» (широкий масштаб управляемости) структуры Масштаб управляемости и контроля (норма управляемости), факторы его определяющие. Основные типы структур управления: линейная, функциональная, штабная, комбинированная. Бюрократические (механистические) и органические (адаптивные) структуры управления организациями. Распределение прав и ответственности. Факторы, влияющие на централизацию и децентрализацию в управлении.
Раздел 2. Технология и инструменты менеджмента
Тема 4. Коммуникации в управлении
Понятие коммуникации. Содержание, цели и задачи коммуникационной деятельности. Виды, форма и средства коммуникаций. Коммуникационный процесс и его этапы. Система коммуникаций. Коммуникационные сети. Невербальная коммуникация Эффективность и качество коммуникационной связи. Пути развития коммуникаций на современном этапе. Система информационного обеспечения управления. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.
Тема 5. Элементы стратегического менеджмента
Основные понятия и категории стратегического управления: стратегический менеджмент, стратегия, стратегическая ориентация. Сценарий стратегического управления и его этапы. Миссия организации. Цели организации, требования к целям. Анализ сильных и слабых сторон организации, угроз и возможностей среды окружения. Типы стратегии. Инструментарий выработки стратегий. Выполнение стратегий. Разработка и реализация перспективных и текущих планов.
Тема 6. Мотивационные механизмы менеджмента
Интересы, стимулы, мотивация. Первичные и вторичные потребности человека. Основные факторы, определяющие структуру потребностей. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Механизм мотивации. Использование в менеджменте нематериальных способов стимулирования. Создание системы мотивации труда