Субстанциальное отношение образовано соотношением субстанции и ее акциденций (случайного, несущественного).
Субстанция - одно из важнейших определений объективной логической идеи, занимающее в философии Гегеля весьма важное место. По сути дела субстанция - это основное определение объективной логики Гегеля, в то время как субъективная логика базируется на понятии субъекта, или понятия. Логика Гегеля - развернутый синтез понятий субстанции и субъекта.
Субстанция - это целостность (тотальность) всех акциденций, абсолютная мощь и все богатство содержания объективной идеи. "Субстанциональность есть абсолютная деятельность формы и мощь необходимости" (328). Субстанция - это абсолютная идея, но идея еще в ограниченной форме необходимости. Субстанция Гегеля есть дальнейшее развертывание формы как деятельного начала мира.
Субстанция – это необходимая, абсолютно безусловная сущность, которая существует, потому что она существует, существует через себя.
Гегель высоко оценивает философию Спинозы, выдвинувшего понятие субстанции. Вокруг этого понятия, как центрального в философии Спинозы, возникло немало недоразумений. Против него, отмечает Гегель, выдвигался преимущественно упрек в атеизме, а затем - в пантеизме. Гегель считает, что субстанция Спинозы выражает понятие бога лишь в форме необходимости, в то время как бог есть вместе с тем абсолютная личность. Спиноза, поясняет Гегель, по своему происхождению еврей, и в его философии выразилось то восточное воззрение, которому нехватает "западного принципа индивидуальности" (329). Истинное понятие бога свойственно только христианству с его трактовкой бога как абсолютного предмета (субстанции) и абсолютной личности.
|
|
Кроме того, субстанция Спинозы вводится "без всякого предшествующего диалектического опосредствования". Она выступает как "всеобщая отрицательная мощь", как "лишь та темная бесформенная бездна, которая поглощает в себе всякое определенное содержание как изначально ничтожное в самом себе и не порождает из себя ничего такого, что обладало бы в себе положительной устойчивостью" (330).
Субстанция, как абсолютная мощь, "определяет себя к акцидентальности", т.е. порождает свои проявления (акциденции), выступая таким образом как причина.