Животный организм

Противоречие растения заключается в том, что оно формирует себя, питается и размножается, но никогда не приходит к самому себе, а всегда выходит за свой пределы. Растение не есть для-себя-бытие, оно всегда бытие для другого: оно определено к тому, чтобы быть видимым, обоняемым, вкушаемым.

В животном организме органическая индивидуальность существует уже как субъективность, как для-себя-бытие. Животное есть самоощущение и самочувствие, но не самосознание. Животная самость и субъективность присутствуют во всех частях тела и являются тем, что называют душой. Душу нельзя определить пространственно, хотя она присутствует во всех точках животного организма.

Животный организм нуждается во внешнем мире для своего существования. Он обладает потребностями, которые стремится удовлетворить. Животное поэтому постоянно выходит за свои пределы и возвращается к себе. В при­роде только животное существо есть понятие. Такое существо способно заключать в себе и переносить противоречие самому себе. Оно есть поэ­тому субъект и в своей способности переносить противоречие заключает в себе бесконечность.

Если в растении еще заметна геометрическая конструкция, т.е. рассудок, то в структуре животного выражен разум.

Животные индивиды образуют род, в котором выражается один из важнейших процессов живого - размножение. Род стремится сам себя воспроизвести и достигнуть существования, которое реализуется в потоке поко­лений. В роде индивидуумы находят свою смерть. Род есть смерть индивидуума. Через смерть индивидуума из природы возникает дух как субъект мышления. "Дух выходит, таким образом, из природы. Цель приро­ды - умертвить саму себя и прорвать кору непосредственности, чувственности, сжечь себя, как феникс, чтобы, омолодившись, выйти из этого внешнего бытия в виде духа" (578).

Однако неверно думать, что дух не существовал до природы. "Будучи целью природы, он именно поэтому предшествует ей, она вышла из него, но не эмпирически, а так, что он, предпосылающий ее себе, уже всегда содер­жится в ней" (578).

Дух, логически возникая из природы, освобождается от природы и ее необходимости.

ГЛАВА 13. ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ. ФИЛОСОФИЯ ДУХА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: