В области морали свободный индивидуум, выступавший в праве как личность, становится теперь субъектом, "в себя рефлектированной волей" (334).
Если право есть внешнее выражение свободы воли, то мораль -внутреннее убеждение человека, основанное на совести. Эту особенность морали Гегель и выразил, в свойственной ему манере, как "рефлектированную в себя волю". В области морали не действует насилие. Проявлением морали служат поступки. Гегель отвергает кантовское понимание морали как некоего формального долга, "категорического императива". Кантовский принцип "долг ради долга" имеет пустой и формальный характер и может быть использован как оправдание аморальных поступков Гегелево понимание морали имеет более содержательный и глубокий характер, хотя в кантовском "категорическом императиве" наличествует некоторый ценный момент, который Гегель не учитывает - императивный момент общественного долга.
Конечной целью морали, в понимании Гегеля, является добро как реализованная свобода.
|
|
НРАВСТВЕННОСТЬ
Целью и результатом развития субъективного духа является свободная воля, объективного духа в форме права - добро. Нравственность выступает как объединение, синтез добра и субъективной воли, "конкретное тождество добра и субъективной воли" [52]. Нравственность - истина добра и воли. Таким образом Гегель конструирует третью, наиболее сложную и содержательную, область объективного духа, которую он определяет как нравственность.
Этот раздел - наиболее интересная и содержательная часть философии объективного духа, в которой Гегель особенно близко подходит к реальной действительности - общественной жизни. В этой области новый способ мышления, Гегелев тип интеллекта, подвергается особенно строгому испытанию, в котором обнаруживаются его сильные и слабые стороны.
"Нравственность есть идея свободы, как живое добро, которое в своем самосознании имеет свое знание, воление, а через его действование свою действительность, равно как самосознание имеет в своем нравственном бытии свою в себе и для себя сущую основу и движущую цель; нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания" (200).
Нравственность включает в себя семью, гражданское общество и государство.
СЕМЬЯ
Семья – непосредственное бытие нравственности, "непосредственная субстанциональность духа" (208). Семья основывается на любви. Последняя включает моменты самостоятельности и недостаточности индивидов, образуя таким образом противоречие. "Поэтому любовь – самое чудовищное противоречие, которое рассудок может разрешить, так как нет ничего более неподатливого, чем эта пунктирность самосознания… Любовь есть одновременно создание и разрешение противоречия; в качестве его разрешения она – нравственное единение" (209).
|
|
Семья основывается на трех моментах: браке, собственности и имуществе, воспитании детей и последующем распаде семьи.
Гегель рассматривает брак как нравственное отношение, в котором внешнее единство естественных полов преобразуется в духовное единство. Философ называет грубым понимание брака с чисто физической точки зрения. Таким же грубым он считает и трактовку брака как чисто гражданского контракта, которой придерживался Кант.
Семья выступает как всеобщее и непрерывно существующее лицо, нуждающееся в постоянном и обеспеченном владении, имуществе. В семье поэтому содержащийся в абстрактной собственности эгоизм индивидуума превращается в заботу об общем, т.е. в нечто нравственное. Гегель явно подходит к границе возможностей и роли частной собственности, хотя не делает при этом далеко идущих выводов.
Отношение любви между мужем и женой, хотя и есть субстанциальное единство, еще не объективно, ибо не имеет предметности. Этой предметности родители достигают в детях. "Дети имеют право получать питание и воспитание на средства общего семейного имущества" (219). Гегель излагает свои взгляды на воспитание детей. С его точки зрения воспитание должно основываться на дисциплине и подчинении. При этом Гегель отвергает рабское положение детей в семье. Философ считает глубоко ошибочной и так называемую "играющую педагогику", как известно, получившую в наше время весьма широкое распространение.