Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Рекомендуется следующая структура выпускной квалификационной работы:

· титульный лист;

· задание на дипломное проектирование;

· содержание (оглавление);

· введение;

· разделы и подразделы основной части;

· заключение;

· список использованных источников и литературы;

· приложения.

В состав квалификационной работы может также входить список сокращений.

Общий объем квалификационной работы должен составлять 90-100 страниц машинописного текста (кроме приложений), напечатанных с использованием компьютера и принтера.

Титульный лист является первой страницей квалификационной работы. На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование учебного заведения, факультет, кафедра;

- гриф допуска к защите (утверждения);

- наименование темы квалификационной работы;

- автор квалификационной работы;

- специальность;

- научный руководитель, консультант(ы);

- место и дата оформления квалификационной работы.

Титульный лист следует оформлять в соответствии с Приложением 3.

Содержание представляет собой перечень всех частей квалификационной работы с указанием номеров начальных страниц. Это введение, название всех разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и литературы, наименование приложений.

Пример оформления содержания дан в Приложении 5.

Введение как вступительная часть квалификационной работы должно содержать:

· обоснование актуальности выбранной темы для теории и практики;

· аналитический обзор использованных источников и литературы, степень изученности темы;

· объект и предмет исследования;

· цель квалификационной работы, перечень задач, выполнение которых необходимо для достижения указанной цели, ожидаемый результат;

· методы исследования;

· характеристику научной новизны и практической значимости квалификационной работы;

· данные о структуре работы.

Введение должно начинаться с обоснования актуальности выбранной темы квалификационной работы. Освещение актуальности должно быть немногословным. Актуальность определяется необходимостью, потребностью изучения выявленной проблемы в интересах науки или практики управления, в данный период времени. Недопустима формальная констатация актуальности, необходима доказательная база актуальности выбранной темы квалификационной работы. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на вновь принимаемые законы, указы, постановления органов государственной власти РФ и/или субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в работе вопросов. Практическое значение разработки темы дипломного исследования подчеркивается ее важностью в решении общих проблем государственного и/или муниципального управления.

При составлении критического обзора источников и литературы нужно определить, что они дают для изучения поставленной проблемы, а также обратить внимание, на какие источники опираются их авторы, какими методами познания оперируют. При этом следует помнить, что критический анализ исследуемых источников и литературы нельзя подменять простым перечислением нормативно-правовых актов, работ и их авторов.

Обзор использованных источников и литературы должен быть построен по тематическому или предметному принципу, содержать оценку студента (т.е. его собственное отношение к прочитанному материалу), степени проработанности проблемы, выявление недостаточно изученных вопросов.

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект и предмет исследования – это категории научного процесса и соотносятся между собой как общее и частное. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое выпускником для изучения. Предмет – это то, что находится в рамках, границах объекта. Предмет исследования чаще всего совпадает с определением темы исследования или очень близок к нему.

Первичным является объект исследования, вторичным предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования.

Обоснование выбора объекта и предмета исследования подтверждается доказательствами их значения в решении вопросов совершенствования управленческой деятельности, местом и ролью в системе государственного и/или муниципального управления. Обоснование выбора конкретного объекта (как правило, базы преддипломной практики) сопровождается ссылками на основные показатели, важнейшие критерии и фактические данные, характеризующие действительное положение дел, реальные ситуации в практике функционирования объекта исследования, предмете осуществляемой им деятельности. В итоге четко формулируется конкретная проблема, цель и задачи дипломного проектирования.

Формулирование цели исследования имеет определяющее значение для его успешного проведения. В определении цели исследования должен быть раскрыт научно-практический смысл всей работы, обозначен тот научно-практический результат, к которому стремиться выпускник. Цель исследования должна быть одна и согласовываться с названием работы. Выпускник должен подчинить свою квалификационную работу цели исследования, отразить в работе то, что способствует раскрытию темы, при написании любого раздела работы постоянно иметь в виду цель исследования, отбрасывая то, что не связано с ее достижением.

Для достижения поставленной цели следует сформулировать ряд задач. Задачи исследования формулируются, исходя из тематики (содержания) разделов, подразделов работы, существа рассматриваемых проблем. Делается это в форме перечисления, используя ряд стандартных начальных слов: изучить…, уточнить…, проанализировать…, рассмотреть…, установить…, выявить…, сформулировать…, построить…, разработать…, предложить… и т.п.

Перечень поставленных задач отражает содержание и определяет структуру квалификационной работы. Формулировку задач необходимо производить как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов работы. Это важно также и потому, что названия (заголовки) разделов и подразделов рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.

Обязательным элементом «Введения» является указание применяемых в работе методов исследования (системного, абстрактно-логического, сравнительного, экономического анализа, синтеза и т.п.) и инструментов (метод экспертных оценок, математического моделирования, выбора приоритетов, "дерево целей" и т.п.).

Во «Введении» описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание эмпирической базы исследования, т.е. то, на каком конкретном материале выполнена сама работа (материалы преддипломной практики, личный опыт автора, архивные документы, статистические сборники, нормативные документы, периодическая печать и т.п.).

Поскольку выпускная квалификационная работа ориентирована прежде всего на решение практических задач, обязательным элементом введения является характеристика научной новизны и практической значимости квалификационной работы для решения практического спектра проблематики.

Объем «Введения» составляет примерно 3-5 листов квалификационной работы. При изложении текста «Введения» стремятся к лапидарности, избирая тезисный стиль и постановочную форму.

Следует обратить внимание на последовательность представления цели, задач, объекта и предмета исследования. В квалификационных работах выпускников специальности 080504 – «Государственное и муниципальное управление» следует придерживаться такой последовательности: объект исследования – предмет исследования – цель работы – задачи исследования, все это в рамках определенного временного периода (хронологии). Актуальность темы квалификационной работы исходит из предполагаемых объекта, предмета, цели и задач исследования.

Пример: Объект исследования – местное самоуправление;

Предмет исследования – организация местного самоуправления в Москве (территориальный аспект);

Цель квалификационной работы – совершенствование механизма функционирования местного самоуправления в столице;

Задачи исследования:

- исследовать структуру органов местного самоуправления;

- проанализировать существующий опыт местного самоуправления в России и за рубежом;

- рассмотреть развитие местного самоуправления в Москве за период с 2001 года до 2010 года; (хронология)

- ……………………………………………………................;

- разработать механизм наделения органов местного самоуправления государственными функциями.

Основная часть выпускной квалификационной работы, независимо от выбранной темы исследования, должна состоять из части, отражающей теоретические аспекты выбранной темы, и содержательной, в которой приводятся методика и техника исследования, излагаются полученные результаты, даются практические рекомендации и формулируются выводы.

В случае необходимости дается оценка эффективности внедрения предлагаемых студентом-дипломником рекомендаций. В конце каждого раздела должны быть сформулированы краткие выводы, обеспечивающие логичный переход к следующему разделу.

Содержание разделов и подразделов основной части должно точно соответствовать теме квалификационной работы и полностью ее раскрывать. Содержание должно демонстрировать способность выпускника сжато, логично и аргументировано излагать собранный, систематизированный и проанализированный материал.

Разделы основной части должны содержать:

а) теоретико-методические основы изучаемой проблемы;

б) выявление и анализ изучаемой проблемы в какой-либо конкретной организации;

в) разработку рекомендаций и мероприятий по разрешению проблемы;

г) компьютерное обеспечение полученных результатов;

д) социально-экономическую оценку полученных результатов;

е) организационно-правовое обеспечение полученных результатов.

Каждый раздел должен обязательно завершаться выводами, где кратко и емко резюмируются результаты, к которым пришел дипломник в процессе работы над разделом.

А. Теоретико-методические основы изучаемой проблемы должны включать:

· описание сущности и характеристики объекта и предмета исследования (в ретроспективе, современном состоянии, последующем развитии);

· определение места, занимаемого объектом исследования в рамках изучаемой предметной области;

· анализ изменения изучаемого явления за последние годы в целях выявления основных тенденций и особенностей его развития;

· выявление положительных и отрицательных сторон в управлении организацией, выступающей в качестве объекта исследования;

· установление потерь и неиспользованных возможностей в результате недостатков в управлении, в том числе в количественной (натуральной и стоимостной) форме;

· выявление причин недостатков.

Б. Анализ изучаемой проблемы в организации:

· исследование целей, с достижением которых связано функционирование и дальнейшее развитие рассматриваемого объекта;

· описание структуры объекта с выделением основных его составляющих и обоснованием их роли в достижении поставленных целей;

· определение места анализируемого объекта в системе более высокого порядка;

· изучение особенностей функционирования исследуемого объекта за определенный период времени: по степени достижения цели, решению основных задач деятельности, повышению качества работы и т. д.

Исходным материалом для анализа могут выступать организационно-распорядительная документация (уставы, положения, инструкции и т.д.), планы работы организации и ее подразделений, годовые отчеты, материалы статистической и финансовой отчетности и другая документация, изученная студентом в ходе преддипломной практики.

Материалы, используемые в качестве базы для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, выявить резервы и наметить пути их использования, а также устранить выявленные недостатки. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые могут быть использованы в работе.

Характер и объем собранного материала зависит от особенностей принятой методики исследования, которая может предполагать использование таких методов, как:

· эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

· экспертные (оценочные);

· экспертно-аналитические;

· аналитически-расчетные;

· нормативные;

· организационно-проектные и др.

В. Разработка рекомендаций и мероприятий по разрешению проблемы.

Опираясь на выводы по результатам анализа, студент-дипломник должен обосновать рекомендации и мероприятия, которые необходимы для разрешения выявленной проблемы в организации. В частности он может наметить пути использования скрытых резервов, устранения недостатков в работе, а также запланировать, обосновать и предложить решения, обеспечивающие достижение целей и выполнение задач проекта.

При подготовке этой части работы студент должен стремиться к использованию:

· системного подхода, т. е. учета всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом;

· комплексного подхода с позиции, в частности, оперативного и стратегического управления;

· динамичного подхода, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменениями условий деятельности организации, аппарата управления, а также методов выполнения работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа ситуации, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент-дипломник формулирует достаточно полные и аргументированные предложения.

Так, например, в соответствии с предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организацией, структурную и функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения о структурных подразделениях организации, планы работ и т.д.

Г. Компьютерное обеспечение полученных результатов предполагает использование персонального компьютера и соответствующего программного обеспечения для расчета тех или иных показателей, моделирования ситуации, оформления проекта, подготовки презентационных материалов для его защиты на ГАК.

Д. Социально-экономическая оценка полученных результатов требует проведения расчета затрат на реализацию разработанных предложений, определения уровня их ожидаемой эффективности или составления бизнес-плана. Для расчета показателей социально-экономической эффективности должна быть выбрана соответствующая методика и дано ее теоретическое обоснование. Рекомендации должны быть обоснованы с точки зрения как экономической, так и социальной значимости.

В квалификационной работе дается характеристика степени внедрения рекомендаций на объекте, а также оценка возможности их использования на других объектах как в отраслевом, так и в региональном аспектах. Следует также охарактеризовать перспективы дальнейшего развития работ в этой области.

Е. Организационно-правовое обеспечение полученных результатов предусматривает определение порядка организации внедрения проектных предложений: необходимость издания соответствующих нормативно-правовых актов (положений, инструкций, распоряжений и т.п.), установление ответственных должностных лиц, или структурных подразделений за определенный вид деятельности (подготовка необходимой документации, проведение подготовительной работы, организация контроля и т.п.), сроки исполнения.

Выполненная работа должна быть самостоятельной, т.е. представлять мысли автора, изложенные хорошим литературным языком. По ходу изложения следует избегать противоречий, безапелляционных заявлений.

При различии в понятиях, несовпадении цифровых показателей, взятых из разных источников, необходимо указывать на это и давать собственную оценку надежности тех или иных сведений: это "хороший тон" и признак самостоятельности работы.

Не допускаются длинные рассуждения, повторения известных доказательств, обширные выписки из учебников, специальной литературы и других источников. На цитаты и материалы, заимствованные из литературы и источников, обязательно должны быть ссылки, оформленные в соответствии с требованиями, изложенными в действующих стандартах.

В основной части квалификационной работы целесообразно использование иллюстративных или цифровых материалов. Выбор формы представления иллюстративного материала – таблицы, рисунки (диаграммы, оперограммы, графики, схемы, и т. д.) зависит, главным образом, от цели и характера темы исследования. Иллюстративный материал помещают в квалификационной работе в целях выявления свойств и характеристик объекта и предмета исследования или для лучшего понимания текста. Однако следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в основную часть квалификационной работы, должен нести максимум новой полезной информации. Так, например, приводимые в тексте основной части таблицы должны носить аналитический характер, являться результатом обработки и анализа цифровых показателей. Таблицы, содержащие исходные статистические данные, следует приводить в отдельных приложениях к квалификационной работе.

В заключении синтезируется накопленная в основной части квалификационной работы научно-практическая информация. В нем дается последовательное, логически стройное изложение полученных результатов исследования, которые должны соответствовать поставленным целям и задачам. Заключение может быть построено по пунктам, обозначенным в цели и задачах исследования. Заключение подводит итоги исследования, представляет выводы, обобщения, содержит рекомендации для практического внедрения. Заключение не должно содержать новых сведений, фактов, аргументов, а логично, в систематизированной форме концентрированно отражать содержание проведенного исследования, его результаты и практические рекомендации. Примерный объем заключения 3-5 страниц.

В списке сокращений должны быть расшифрованы используемые в работе сокращения наименований учреждений, структурных подразделений, библиографических данных, понятий и слов и т.д.

Список использованных источников и литературы должен содержать источники и литературу, использованные студентом в ходе подготовки и написания квалификационной работы и состоять из 25–30 (и больше) наименований в зависимости от темы исследования.

Каждый включенный в список источник должен иметь отражение в каком-либо разделе квалификационной работы и на него должны быть ссылки в тексте.

Квалификационная работа может иметь приложения, которые включаются по усмотрению автора и располагаются после списка использованных источников и литературы.

В Приложения выносятся все материалы вспомогательного или дополнительного характера, не являющиеся насущно важными для понимания решения задач квалификационной работы. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отдельных материалов, планы и протоколы организаций, отдельные положения из инструкций и правил, анкеты, статистические данные, объемные таблицы (более одной страницы), формы документации, вспомогательные математические выкладки, вспомогательные графические иллюстрации.

Обязательной частью квалификационной работы, выполняемой отдельно от текстовой части, являются графические (демонстрационные) материалы.

Форма представления демонстрационных материалов, их количество и состав в каждом конкретном случае определяется студентом совместно с научным руководителем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: