В зависимости от типа локомотива различают и виды тяги. При паровой тяге поезда обслуживаются паровозами; при тепловой тяге – тепловозами, в пригородном сообщении – дизельпоездами; при электрической тяге – электровозами, в пригородном сообщении – электропоездами. Паровоз, тепловоз, дизельпоезд – это автономные локомотивы.
Несмотря на привязанность к линиям электроснабжения, электрическая тяга имеет ряд преимуществ:
1. Мощность тяговых двигателей электровоза не ограничена мощностью источника энергии. Поэтому, при равном и даже меньшем весе, электровоз развивает бо́льшую силу тяги и ведет поезд с более высокой скоростью, отсюда:
2. Пропускная способность (количество поездов в единицу времени) возрастает на 30÷50 % по сравнению с паровой тягой, а провозная способность (количество тонн перевезенного груза в единицу времени) возрастает в 1,5÷2 раза.
3. КПД составляет ≈ 23 % (при тепловой тяге ≈ 19 %, при паровой тяге ≈ 3÷4 %).
4. Электроподвижной состав устойчиво работает в зимних условиях.
|
|
5. Более высокая культура в производстве.
6. Возможна работа по системе многих единиц. На тепловозах и дизельпоездах она ограничена необходимостью контроля за работой дизель-генераторных установок в противопожарном отношении.
7. Сравнительно низкие расходы на ремонт и эксплуатацию.
8. Возможность применения рекуперации (передача электроэнергии от электровоза в контактную сеть).
9. Простота управления, быстрая смена направления движения.
Однако электрическая тяга имеет ряд недостатков:
1. Большой расход цветного металла.
2. Работа электроподвижного состава зависит от состояния контактной сети, тяговых подстанций, электростанций.
3. Требуются дополнительные капитальные затраты на строительство электростанций, тяговых подстанций и сооружений контактной сети, но они окупаются за 2÷4 года.