Транспортные риски

Цель работы: изучение рисков по “Инкотермс–2000”.

Для нормативного распределения рисков ВЭО между продавцами и покупателями, возникающих при передаче товара от одного к другому сторонами междугородных договоров купли-продажи, целесообразно пользоваться правилами “Инкотермс–2000” согласно которым все транспортные риски классифицируется по четырем группам E, F, C и D.

В зависимости от принятых в договоре условий поставки риски между сторонами распределяются по разному (рисунки 8.1, 8.2, 8.3, 8.4).

Примечание:

– перевозку обеспечивает покупатель;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента получения груза в распоряжение покупателя;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента получения груза в распоряжение покупателя

Рисунок 8.1 - Условия поставки – класс Е.

На рисунках наглядно для каждого из 13 условий риски продавца представлены левой частью ленточной диаграммы, а риски покупателя – правой. Разделены они вертикальной чертой, показывающей местоположение решающего пункта передачи товара.

Следует иметь в виду, что здесь речь идет не обо всей совокупности рисков, а лишь по одной, весьма важной составляющей – об утрате или повреждении. Это означает фактическую утрату или повреждение товара и не включает никаких иных рисков (просрочки, невыполнение условий договора и т.п.).

Примечание:

– перевозку обеспечивает покупатель или продавец от имени покупателя;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен перевозчику в указанное место;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен перевозчику в указанное место.

Примечание:

– перевозку обеспечивает покупатель;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен перевозчику в указанном порту;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен перевозчику в указанном порту.

Примечание:

– перевозку обеспечивает покупатель;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз пересекает границу борта судна;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз пересекает границу борта судна.

Рисунок 8.2 - Условия поставки – класс F.


Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз пересекает границу борта судна;

– затраты переходят в порту назначения, покупатель оплачивает эти расходы не за счет продавца, в соответствии с условиями контракта перевозки.

Примечание:

– перевозку и страховку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз пересекает границу борта судна;

– затраты переходят в порту назначения, покупатель оплачивает эти расходы не за счет продавца, в соответствии с условиями контракта перевозки.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен перевозчику;

– затраты переходят в месте назначения, покупатель оплачивает эти расходы не за счет продавца, в соответствии с условиями контракта перевозки.

Примечание:

– перевозку и страховку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен перевозчику;

– затраты переходят в месте назначения, покупатель оплачивает эти расходы не за счет продавца, в соответствии с условиями контракта перевозки.

Рисунок 8.3 - Условия поставки – класс С


Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен до границы;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз был доставлен до границы.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был передан в его распоряжение на борту судна;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз был передан в его распоряжение на борту судна.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был передан в его распоряжение на причале;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз был передан в его распоряжение на причале.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз был передан в распоряжение покупателя;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз был передан в распоряжение покупателя.

Примечание:

– перевозку обеспечивает продавец;

– риск переходит от продавца к покупателю с момента, когда груз передан в распоряжение покупателя;

– затраты переходят от продавца к покупателю с момента, когда груз передан в распоряжение покупателя.

Рисунок 8.4 - Условия поставки – класс D

При наступлении риска, о котором говорится в “Инкотермс–2000”, покупатель обязан уплатить цену товара даже при получении последнего в состоянии, не соответствующем условиям договора, или при полной утрате. В этом и состоит “цена риска”. Если же повреждение не обусловлено транспортным риском (надлежащая упаковка, некачественный товар и т.п.), то покупатель вправе не только уклониться от оплаты товара, но и считать продавца ответственным за нарушение договора.

Необходимо отметить, что, если покупатель не принимает товар по каким-либо причинам или не имеет возможности произвести оплату в договоренный срок, то риски могут перейти от продавца к нему раньше. Основной ошибкой, влекущей финансовые убытки субъекта ВЭД – это неправильное определение в контракте момента перехода риска (ответственности за товар) от продавца к покупателю.

Сторонам договора следует учитывать различия между условиями группы C и D. В случае утраты товара в период перевозки продавец при условиях группы C, считается исполнившим свое обязательство по поставке, а при условиях группы D продавец может нести ответственность за нарушение договора. Поэтому продавец, продавший товар на условиях группы D должен внимательно отнестись к необходимости защитить себя от рисков нарушения или неисполнения договора путем включения в договор купли-продажи соответствующих форс-мажорной или иной оговорки об освобождении от ответственности, а покупатель при этом – внимательным к таким оговоркам.

Кроме того, существуют риски, связанные с выбором наиболее подходящего вида транспорта. С этой точки зрения полезной является таблица У. Стонтана и особенно ее последняя строка “надежность доставки”. С помощью этой таблицы можно, производя выбор вида транспорта, решать также и задачу оптимизации рисков при доставке товара в экспортно-импортных операциях.

Учетом и управлением рисков данного типа занимаются, как правило, страховые компании, в задачи которых входит определение вероятностей возникновения рисков и степени их значимости, установление соответствующих страховых тарифов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: