Система подготовки юных лидеров. Проблема преемственности в детском объединении

(Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах:

Учеб. Метод. Пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002)

Лидер – ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремиться «выложиться» для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы детей большинства; именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен «завести» окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров разрушителей. Лидер-созидатель действует в интересах дела, организации и всех ее членов, которых он ведет за собой (а по большому счету – в интересах всех людей). Лидер – разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детских группах встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-умельцы. Лидеры-организаторы играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, поисково-туристской и другой деятельности.

Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей. Лидер-умелец – наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе – самый опытный турист). Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в детской группе. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения. Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами детской группы точнее характеризуют деловые лидеры.

Для воздействия на группу, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет умение определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируется абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Подготовка лидеров может проводиться в школах актива детского объединения, на лидер-сборах (с дневным пребыванием или выездные в детские оздоровительные лагеря) и на профильных сменах в детских оздоровительных лагерях.

Процесс подготовки учащихся к организаторской деятельности представляет собой сложное развивающееся педагогические явление, в котором активно взаимодействуют объективные и субъективные факторы формирования личности.

В подготовке школьников к организаторской работе можно выделить три главных структурных компонента:

первый – информационный. Детям в различной форме сообщается разнообразная информация, необходимая для их участия в решении организаторских задач;

второй – операционный. Он включает в себя формирование у учащихся организаторских навыков и умений на основе практического применения управленческих знаний и моделированных управленческих ситуациях. Осуществляется во время различных занятий, знакомящих учащихся с методами решения организаторских задач;

третий – практический. Управленческая практика, в процессе которой закрепляются приобретенные знания, навыки и умения, корректируются управленческие действия.

В основе обучения и воспитания учащихся-организаторов лежат основные принципы:

• компенсаторной подготовки учащихся, предполагающий выделение доминирующих направлений подготовки, адекватных наименее развитыми качествами личности учащихся;

• взаимосвязи формирования у учащихся организаторских знаний и организаторских задач;

• вариативности в определении содержания, форм и методов формирования организаторских качеств в зависимости от интересов и потребностей учащихся;

• преемственности в формировании организаторских знаний и умений при решении организаторских задач различного уровня.

Большое значение имеет овладение детьми организаторской техникой, включающей две группы умений.

К первой относится организаторские знания, умения владеть собой (осанкой, мимикой, жестами), управлять своим эмоциональным состоянием (снимать излишнее психическое напряжение, вызывать состояние творческого самочувствия), владеть техникой речи (дикция, темп).

Ко второй относится умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом в процессе решения организаторских задач (организаторского, бесконфликтного взаимодействия, стимулирования деятельности и т.д.).

Организаторская техника – не самоцель, а важное средство успешной деятельности школьника-организатора, совокупность способов достижения цели.

Рекомендации по оформлению социального проекта детского

общественного объединения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: