Содержание темы:
Цель учебного опыта – не исследование психических, а иллюстрация теоретических положений, являющихся результатом теоретических положений. Сущность демонстрационного эксперимента. Методические правила успешности проведения эксперимента. Место эксперимента на занятии по психологии. Метод игровой ситуации, сущность. Сценарий деловой игры.
Методические рекомендации по изучению темы:
Эксперименты, проводимые на занятиях по психологии, отличаются от научного эксперимента своей задачей. Результаты опыта используются преподавателем лишь как наглядная демонстрация того или иного теоретического положения.
При проведении опыта учащиеся могут наблюдать разнообразие психических явления. Эти наблюдения и самонаблюдения студентов способствуют формированию у них конкретных представлений о психических явлениях, о протекании психических процессов. Анализируя наглядно психологические факты, научно объясняя их, студенты учатся находить проявления общих закономерностей в конкретных фактах психической деятельности.
|
|
Цель учебного опыта — не исследование психических явлений, а иллюстрация теоретических положений, являющихся результатом научных исследований. Учебный эксперимент отличается от научного как по методике проведения, так и по интерпретации получаемых результатов. На основании опыта, проведенного на уроке психологии без учета условий, влияющих на испытуемых (в данном случае учащихся педагогического училища), нельзя делать вывод о тех или иных особенностях их психики, например о свойствах внимания или качествах памяти каждого из них.
Результаты опыта используются преподавателем как 1) наглядная демонстрация того или иного теоретического положения. Например, для демонстрации условий, способствующих расширению объема внимания, можно провести следующий опыт. На 2—3 секунды учащимся показывают таблицу с отдельными буквами. Выясняется, что большинство из них восприняли только 4-6 букв из 10-12. Затем в течение такого же времени демонстрируется таблица с написанным на ней словом из 10—12 букв. Все учащиеся воспринимают его целиком и делают вывод, что объем внимания расширяется при наличии связи между объектами. Этот вывод подтверждается фактами из учебной деятельности: объем внимания расширяется при связном, последовательном объяснении учителя, при компактной записи на доске, при демонстрации наглядных пособий, в которых отдельные детали объединены.
В отличие от научного, такой эксперимент можно назвать демонстрационным. 2) Демонстрационный эксперимент может быть использован преподавателем с различными целями. Он может служить начальным этапом усвоения теоретического положения. Например, при рассмотрении вопроса об условиях успешного запоминания преподаватель ставит перед учащимися вопрос: «При каких условиях запоминание будет лучше?» Для ответа на этот вопрос проводят опыты. Анализируя результаты запоминания в каждом опыте, учащиеся устанавливают, что именно в данном конкретном случае способствовало запоминанию: установление смысловых связей между частями воспринимаемого, активное отношение испытуемых к тому, что они запоминали, и другие условия.
|
|
3) Демонстрационный эксперимент может служить доказательством правильности изложенного преподавателем теоретического положения. Например, для доказательства того, что синтез есть объединение частей в целое на основе связей между ними, преподаватель пишет на доске слово, в котором все буквы перепутаны, и просит учащихся прочесть его. Составление слова из разрозненных букв вызывает у них затруднение, поскольку нарушены связи между буквами — элементами целого слова.
4)Опыт может служить иллюстрацией к теоретическому положению. Так, говоря о свойствах внимания, преподаватель высказывает положение, что распределение внимания возможно при условии хорошего знания человеком одного из выполняемых им одновременно действий. Это положение иллюстрируется опытом, требующим распределения внимания испытуемого между двумя видами деятельности, из которых одна ему хорошо знакома.
Какое бы место ни занимал демонстрационный эксперимент при преподавании психологии, он всегда способствует лучшему усвоению психологических понятий. При проведении опыта учащиеся могут наблюдать разнообразные психические явления. Эти наблюдения и самонаблюдения учащихся способствуют формированию у них конкретных представлений о психических явлениях, о протекании психических процессов. Анализируя наглядно данные психологические факты, научно объясняя их, студенты учатся, находить проявления общих закономерностей в конкретных фактах психической деятельности.
Влияние слова преподавателя при проведении опытов значительно. Слово преподавателя помогает студентам установить связи между теоретическими положениями и конкретными фактами, иллюстрирующими их.
Методические правила при проведении эксперимента:
· эксперимент должен быть простым, легко проводимым и не занимать много времени;
· серьезное отношение студентов к эксперименту, для этого тщательно его готовить;
· эксперимент должен быть органически включенным в изучение конкретного вопроса темы;
· тщательная подготовка и анализ результатов эксперимента.
· Эксперимент должен органически включаться в изучение каждого конкретного вопроса, а не быть привеском к практическому занятию. Он должен иметь четкую цель. Нужно, чтобы учащиеся знали, для чегопроводится эксперимент, какое теоретическое, положение он подтверждает, на какой вопрос поможет ответить. Например, преподаватель по ходу изложения темы ставит вопрос: «Все ли раздражения рецепторов, вызывают ощущения?» Ответ на него дают сами учащиеся после проведения эксперимента.
Важную роль при проведении опытов играют словесные пояснения преподавателя: они уточняют и четко формулируют цель эксперимента, являются средством анализа полученных результатов, выделения главного. Слово преподавателя помогает учащимся установить связи между теоретическими положениями и конкретными фактами, иллюстрирующими их. Выводы, сделанные самими учащимися при анализе результатов проведенного ими опыта, не забываются гораздо дольше.
Чтобы эксперимент прошел удачно, при его проведении нужно соблюдать следующие методические правила:
|
|
· Эксперимент должен быть простым, легко проводимым и не занимать много времени.
· Надо создать у учащихся серьезное отношение к эксперименту.
· Они должны видеть в нем не развлечение, но важное дело, от которого зависит правильное решение стоящей перед ними задачи.
· Чтобы создать такое отношение к опытам, преподаватель должен тщательно подготавливать их, продумывать все детали их проведения, давать студентам четкую инструкцию.
Метод игровой ситуации позволяет создать игровую атмосферу в процессе учебных занятий за счет следующих обстоятельств:
1. уход от обыденной реальности, снятие с себя груза моральной и социальной ответственности, приобретение свободы путем бегства от действительности из социума.
2. создание чувства удовольствия от игрового процесса.
3. наличие хорошей организации и нормированности процесса игры.
Сценарий игры формируется исходя из ее содержания, цели, условий и проблемы. Последняя четко формируется и ясна всем участникам.