С пробуждением слухового анализатора на относительно ранних стадиях пренатального развития появляется возможность первого контакта с музыкой. Музыка как бы рождается из шума, окружающего плод. Довербальные звуковые сигналы и звуки речи, воспринимаемые на данном этапе также как неречевые (так как корковые структуры, ответственные за дифференцировку фонем еще не сформированы окончательно), поступают к ребенку из внешнего мира и ложатся на ритмический фон сердцебиения и дыхания матери. Хаос внешних и внутренних звуков, с одной стороны, и изначально четкий ритм (точнее метр) с другой, рождающий не только слуховые, но и в вибрационные ощущения, - та первая музыка, которую еще не родившийся ребенок проживает всем своим существом, это основа для развития будущих отношений с окружающим миром, основа будущих коммуникаций. Практически, если шум - одно из первых явлений мира ребенку, то акустический опыт является базовым в формировании сенсорного опыта, одним из первых (но времени возникновения в онтогенезе) компонентов психического опыта человека. Можно сделать предположение, что именно он запускает механизмы пробуждения собственного "Я" задолго до рождения ребенка.
|
|
Необходимо учитывать, что этот первый опыт значительно отличается от последующего акустического опыта, который формируется в сочетании с опытом других модальностей, активно включившихся позднее анализаторов. Опыт знакомства с разными сторонами и свойствами объектов диктуют в дальнейшем иное отношение к звуку. Теперь звук выступает как свойство другого объекта (опредмечивается вовне), становится сигналом, теряя самоценность.
По мере развития речи постепенно изменяется и восприятие звука: развивается речевой слух, человек вступает в мир вербальных коммуникаций. Как правило, звук теперь выполняет в основном сигнальную, символическую функцию, опосредованную по отношению к своим первичным свойствам. Непосредственные же его характеристики приобретают отныне второстепенное значение и остаются значимыми для человека лишь при определенных обстоятельствах, в определенных видах деятельности (например, при прослушивании музыки).
В нашем представлении музыкотерапия - это терапия контакта при помощи музыкальных средств, который возникает в совместном исследовании звукового пространства, пространства открытого и доступного аутисту контакта с миром на первичном языке. Аналогично и младенец в период раннего развития осуществляет контакт с окружающим миром посредством первичного языка. Звук, свет, движение, вкус, запах и т.д. можно рассматривать как составляющие сенсорно-перцептивного опыта и как диалог с реальностью на многих языках. Такие возможности контакта предоставляются ребенку в период доречевого развития работой всех анализаторов. Идущий сплошным потоком мощный объем информации считывается ребенком и откладывается в образах первичного языка. Развивающийся вторичный язык с его речемыслительным структурированием упорядочивает его и создает смысловые иерархии. Однако, одновременно неизбежны и информационные потери: так перцептивная защита - то, что встает на входе сенсорной информации и является первым фильтром на пути внешнего потока к внутреннему миру человека.
|
|
Восприятие аутичного ребенка крайне своеобразно и представляет отдельную тему обширных и не проведенных до сих нор исследований. На данный момент мы можем судить о большинстве аспектов этой проблемы и строить гипотезы (например, о доле задействованности первичного и вторичного языка во внутренней жизни аутистов), только опираясь на самоотчеты-реминисценции взрослых хорошо адаптированных аутистов и отчасти на собственные наблюдения.
Многие исследователи (в частности, В.Б.Каган, 1981; В.В.Лебединский и др., 1990; О.С.Никольская и др., 1997 и др.) отмечают среди когнитивных особенностей аутичного ребенка сложности процесса структурирования целостной картины мира. Однако, одна из функций музыкотерапии, как указывает Г.- П. Рейнеке (1993а, 19936), - это развитие способности структурирования. Он предлагает ряд методов групповой музыкальной работы (Г.- 11. Рейнеке, 1993а).
Тот же автор (Г.- П. Рейнеке, 1993) разделяет аутизм на: а) соматогенный (в этиологии и патогенезе доминирует соматическая компонента; в этом случае требуется использование таких лечебно-педагогических методов, как имитация, заучивание манер поведения (развитие двигательных и когнитивных способностей путем непосредственного выполнения упражнений); б) психогенный -требует психотерапевтического лечения. Музыкотерапевтические средства могут быть использованы и с тем, и с другим. Г.-П. Рейнеке также подчеркивает роль музыки в терапии как посреднического объекта в контакте между клиентом и терапевтом.
Направленность музыкальной терапии при аутизме прежде всего на развитие коммуникации подчеркивает Э.Ньюсон (E.Newson, 1995).
Д.Алвим выделяет следующие свойства музыки, способствующие ее лечебному применению (J. Alvin, 1978):
- воздействие музыки на тело - резонатор;
- музыка является языком коммуникации;
- музыка является языком самовыражении.
Э.Боксилл (ti.Boxiil, 1985) описывает причины, по которым терапевтическое действие музыки эффективно, более развернуто:
- музыка является кросс-культуральным средством экспрессии;
- невербальная природа делает музыку универсальным средством коммуникации;
- звуковые стимулы обладают уникальной способностью мощно воздействовать на тело и психику вне зависимости от интеллектуального уровня индивида и внешних условий;
- музыка стимулирует ощущения, пробуждает чувства и эмоции, ускоряет физиологические и психологические процессы, повышает физический и психический тонус;
- внутренняя структура музыки обладает потенциалом для самоорганизации индивида или 1руппы индивидов;
- музыка влияет на немузыкальное поведение;
- музыка облегчает обучение, приобретение навыков;
- музыка облегчает и сама обладает функциональным, эстетическим и адаптационным воздействием, приложимым к любой популяции.
Не вызывает сомнений, что эти факторы чрезвычайно существенны в коррекционной работе с аутичными детьми.