Смысл контакта между пациентом и терапевтом - совместное создание музыкального пространства. Техническое исполнение этой задачи строится на музыкальном импровизировании терапевта, основанном на ритме (конституциональном, биологическом), а также мелодике, задаваемыми ребенком. Репрезентация этого ритма может происходить как непосредственно, так и опосредованно. Непосредственная репрезентация - почти идеальное определение: слишком небольшое количество детей могут сразу, без опосредованной деятельности выразить свой собственный конституциональный ритм с помощью пианино (или любых других средств) и позволить терапевту импровизацию. Как правило, используются некоторые виды опосредованной деятельности, которые с помощью таких приемов, как отражение, присоединение и стимуляция помогают вычленить основные ритмические группы, характерные для данного ребенка, и зафиксировать их в мелодию.
1. Наиболее часто "вычисление" ритма, отражение его в мелодию происходит через свойственные ребенку пантомимические особенности движений (двигательные стереотипии). Опосредованной деятельностью может явиться танец. Смысл его - переведение двигательных особенностей в широкую композиционную группу. Импровизация терапевта заключается в том, что он буквально интонирует, насыщает мелодическими вариантами ритм движений ребенка. Наиболее резкие и выразительные элементы движения маркируются с помощью, например, звучания бубна или движениями руки с разноцветными лентами, ярким шарфом. Одновременно с помощью голоса терапевт создает аналогично интонированную музыкальную композицию.
|
|
2. Стимулирование репрезентации ритма ребенком происходит наиболее успешно через совместное рисование. Это наиболее простой метод. Терапевт наносит на лист бумаги линию или точку и предлагает ребенку краску и кисть. Интенсивность и протяженность рисунка ребенка (линии, точки, кляксы) терапевт интонирует голосом. Делая то же самое и по отношению к своим элементам рисунка, терапевт создает устойчивую ритмическую группу, которую можно исполнить на пианино уже в качестве совместной мелодии и импровизировать, исходя из нее, вместе с ребенком.
3. Особую сложность представляет работа с детьми, для которых звук музыкального инструмента настолько значим, что они не могут воспринимать группу звуков сразу. Для них мелодия состоит скорее из безмолвия, пауз, в которых изредка появляется один звук. Такие дети, как правило, присоединяются к ритму, подобранному терапевтом. Они довольно легко усваивают, делают своим этот ритм и аккомпанируют ему, например, дуэтом на барабанах.
|
|
Таким образом, вычлененные ритмы становятся первым знаком совместно созданного музыкального пространства. От них берут начало дальнейшие совместные мелодические композиции, где постоянные импровизации терапевта расширяют и углубляют исходный набор музыкальных средств, выявляют новые музыкальные сочетания, гармонию. Уверенный дуэт терапевта и пациента с помощью музыкальных инструментов дает основание думать, что аутичный ребенок овладел этим видом коммуникаций и может использовать их в качестве средства для освоения следующих этапов совместной деятельности.