Нормализация

Зададимся целью поднять громкость без потери качества вообще. Такое возможно? Да, если есть ’запас’ динамического диапазона. Посмотрим снова на гистограммы с фильмами, фильм Cube. На гистограмме видно, что громкость не поднимается выше -15дБ (возможно, что за весь фильм и есть один-два таких момента, однако, для целей данного рассмотрения будем считать, что громких звуков нет вообще). А так как громких звуков нет, то можно повысить громкость на 15дБ без потери качества!

Рисунок 14.

Кроме увеличения громкости никаких изменений в сигнале не происходит. При этом гистограмма, не изменяя формы, подвинется вплотную к правому краю:

Рисунок 15.

Таким образом, окажется, что в фильме теперь присутствует звук с максимальной громкостью. Но если мы будем увеличивать громкость дальше, возникнут искажения (описанные выше). Такая форма сигнала, где присутствует звук максимальной громкости без внесенных при этом искажений, называется, а процесс -. Нормализация часто производится на стадии подготовки музыкальных записей и к нам звук попадает уже нормализованным (например, AudioCD). Однако для фильмов нормализации не производится. Почему?

Вспомним гистограммы для музыки и хаос с громкостью. Для музыки важно воспроизведение с максимальной громкостью, поскольку она рассчитана на максимальную целевую аудиторию - CD-плееры, шум на улице, метро, дешевые наушники, хрипящие радиостанции, через которые тихие звуки ниже -40дБ просто не услышать. (Еще раз посмотрим на графики для музыки - минимальная громкость примерно равна -40дБ...)

Для DVD это не так. Они в первую очередь предназначены для качественных домашних кинотеатров. Воспроизводящая аппаратура должна быть откалибрована так, чтобы всегда могла воспроизводить диалоги с одной и той же абсолютной громкостью для любого фильма, будь то боевик с сотрясающими стены взрывами или мелодрама с тихим шуршанием травы. При этом воспроизводящая система всегда должна быть готова воспроизвести эти звуки без необходимости изменять уровень усиления вручную. Таким образом, на первый план выступает не необходимость сделать запись максимально громкой, а необходимость жесткого опорного уровня, чтобы декодер имел возможность подстроить уровень усиления автоматически. Этот опорный уровень может быть любым (на самом деле это не важно, т.к. если есть опорный уровень, то соответствующую коррекцию можно сделать всегда). Стандартом де-факто для DVD является уровень диалогов равный -27дБ. Поэтому даже если фильм громких звуков не содержит, то на этапе создания диска проводить нормализацию не следует и динамический диапазон остается неизрасходованным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: