Рабочие вопросы к семинару

  1. Многообразие подходов к сущности и взаимообусловленности морали и этики.

1) Каково происхождение морали и нравственности в религиозной концепции мира и человека?

2) Многое исследователи полагают, что только буддизм и христианство в их первоначальных вариантах обладали продуманной и автономной этической системой. Позднее эволюция этих учений привела к «извращению» того понятия свободы и ответственности, которое было свойственно им в начале. Справедливо ли такое мнение в исторической перспективе?

3) Абсолютно автономное, «внеопытное» и теоретически универсальное определение этики как прежде всего нравственного закона было предложено И.Кантом. Можно ли сейчас назвать категорический императив возможным основанием глобальной этики будущего?

4) Позитивистская или социологическая концепция человека трактует его поступки как следствия его опыта, а опыт, в свою очередь, полностью определяется средой, в которую личность помещена с самого рождения. Можно ли утверждать, что такая концепция социально детерминированной морали полностью дискредитировала себя на практике и не может быть принята во внимание при формировании универсальной этики?

5) Вопрос о свободе воли традиционно считается центральным применительно к большинству этических систем. В чем суть этой философской проблемы?

6) Можно ли согласиться со знаменитым утверждением М.Вебера о том, что «протестантский мир решил проблему свободы воли окончательно и бесповоротно, в своем развитии даже не заметив того»?

6) Что такое квиетизм? Является ли его суть решением проблемы морали и этики?

7) В теологии ислама и некоторых национальных религий мораль лишена всякого самостоятельного значения, поскольку этические категории строго детерминированы волей Всевышнего. Таким образом, вопроса о выборе между добром и злом при такой позиции не существует. Должна ли такая концепция учитываться теоретиками глобальной этики?

8) Биологическое понимание природы человека (Фрейд и др.) трактует мораль как всецело культурную и историческую категорию. Каковы, с точки зрения философии психоанализа и «новой психологии», функции культуры, а, следовательно, и морали в обществе?

9) В чем суть феномена либеральной морали или «этики социального гуманизма»? Какое понимание свободы и ответственности дают эти концепции?

10) Сократ провозглашал разум основой любой нравственности. Современные социологи и философы зачастую говорят о смешанном, «логико-импульсивном» характере повседневной морали, т.е. моральность или аморальность поступка современной личности лишь определяется разумом, но основана на иррациональном импульсе. Оправдано ли такое утверждение?

Литература:

1. Гусейнов А. А. Этика // Новая философская энциклопедия. М., 2000.

2. Гусейнов А.А. История этических учений. М., 2005

3. Райт Р. Моральное животное, М., 2009

4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии, М., 1991

5. Хоружий С. С. Кризис классической европейской этики в антропологической перспективе, М.,2007


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: