Для того, чтобы пользователь мог успешно работать с огромным количеством документов, включённых в состав базы СПС, необходимо предварительно систематизировать. С этой целью в информационных справочных системах применяются различные способы идентификации и классификации правовых актов.
Информационные аспекты систематизации законодательства отличаются от правовых аспектов систематизации законодательства.
Средством идентификации документа в СПС являются его реквизиты. Набор из нескольких обязательных реквизитов однозначно идентифицирует документ и позволяет отличать данный документ от других документов. Реквизиты документа являются также средством поиска документа в информационно-правовой системе.
Обязательные реквизиты документа: номер, дата, вид, орган, наименование.
Дополнительные реквизиты: дата вступления в силу, признак действующий/недействующий; место опубликования документа и т.п.
Перечень реквизитов (или атрибутов документа) в информационно-справочных правовых системах часто называется электронной карточкой документа.
|
|
С целью систематизации правовых актов в ИПС используются несколько видов классификации:
ü тематическая (предметная) классификация (классификация по отраслям права) – это классификация по отраслям законодательства или по проблематике правовых актов. Существует тематический классификатор правовых актов, который утвержден Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 и рекомендован к использованию государственными органами в целях классификации правовых актов;
ü классификация по правовому статусу, то есть по типу документа (выделяются следующие типы документов: нормативный правовой акт, международный правовой акт, разъяснение правовых актов, ответ на частный вопрос, организационно-распорядительный документ, судебная практика, информационный документ, сопроводительный документ, рекомендации, нормативно-технический акт);
ü классификация по признаку действующий/недействующий – этот признак фиксирует наличие юридической силы правового акта в данный период времени, т.е. определяет, действует или не действует данный правовой акт. Понятно, что с течением времени акт действующий может быть отменен и становится недействующим и т.д. Есть документы, которые не имеют характеристики действия, например: сопроводительные и информационные документы..
Пользователю ИПС при использовании классификационных признаков правовых актов следует учитывать специфику данного способа систематизации - он носит в определенной мере субъективный характер. Если значение реквизитов (например, даты, номера и др.) правового акта не зависит от чьего-либо мнения, то классификация правовых актов определяется точкой зрения разработчиков ИПС. Понятно, что в таких условиях единообразного подхода к классификации, устраивающей как разработчика, так и пользователя, достичь трудно. Поэтому пользователю при работе с ИПС следует познакомиться и учитывать ту логику классификации, которой придерживается разработчик ИПС.