В Российской Федерации и Чеченской Республике прочно сложилась подсистема источников права – нормативно-правовые акты государственных органов, а также нормативно-правовые акты, принимаемые в порядке всенародного голосования (референдума) либо органами местного самоуправления, и негосударственными организациями в соответствии с законом.
Нормативно-правовой акт – это, с одной стороны, властное предписание государства, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права, с другой стороны, это совокупная связь субординационных властных предписаний государства, основанная на их юридической силе. Нормативно-правовой акт обладает следующими характерными признаками:
1. Он содержит общеобязательные правила поведения – нормы права;
2. Он является результатом правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государственных органов, волеизъявления народа, приняты соответствующими органами местного самоуправления и негосударственными организациями в соответствии с законом;
|
|
3. Он выступает в виде официального государственного документа, который имеет обязательные атрибуты: название акта (закон, постановление и т.п.), наименование органа принявшего акт (президент, парламент или др.), и т.д.;
4. Он обладает соответствующей юридической силой.
Нормативно-правовой акт является основным видом источника права. От него следует отличать индивидуально-правовой акт, имеющий персонифицированное содержание, и акт применения норм права, являющийся индивидуальным государственно-властным предписанием компетентного органа, которое формируется на основе норм права.
Видами нормативно-правовых актов являются:
1) законы;
2) подзаконные акты.
Закон – нормативно-правовой акт высшей юридической силы принимаемый в особом порядке представительным (законодательным) органом или народом на референдуме наиболее важные общественные отношения. Основными видами законов в РФ являются: Конституция – основной закон государства, федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов федерации.
Вторая группа источников права – нормативно-правовых актов, принимаемых на основе законов и соответствующих им, являются подзаконные акты. Подзаконные акты – это акты правотворчества, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они призваны конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям. К числу подзаконных актов относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные акты полномочных органов субъектов РФ, нормативно-правовые акты органов самоуправления, корпоративные нормативные правовые акты.
|
|
Основными видами нормативно-правовых актов в современной России выступают нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, корпоративные нормативно-правовые акты.
История права, хотя она намного короче, чем история человечества, насчитывает тысячелетия. Одни правовые системы сменяли другие. Очень часто на протяжении одного и того же периода истории соседствовали различные, подчас противоположные правовые системы. История права не однолинейна, произвол и тирания сменялись свободой и демократией, затем они уступали место новым формам подавления и новым формам свободы. Происходило это не только в глобальных масштабах, в рамках материков и континентов, но и в масштабах отдельно взятых стран и народов. С большей или меньшей уверенностью можно констатировать только одну глобальную тенденцию в развитии права – постепенное возрастание его роли в обществе.
На современном этапе человеческой истории (имеется в виду XX век) противостоят два подхода к общественным явлениям, в том числе к государству и праву. Первый подход: государство и право – симптомы расколотого общества орудия насилия, средства подавления. В международном плане логическое продолжение такого подхода стал тезис о расколе мира на два лагеря, о борьбе лагерей по принципу кто – кого, о постоянном усилении конфронтации. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, национальные – над общечеловеческими, словом, частные – над общими. Второй подход: государство и право – средства общественного компромисса, орудия снятия общественных противоречий, механизмы управления общественными делами. При таком подходе общенародные интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие – над национальными, словом, общие – над частными.
Противостояние двух концепций государства и права не может быть однозначно решено в пользу одной из них. И пока практически существуют государства подавления и насилия, в том числе тоталитарные государства, хотя их число неуклонно уменьшается, до тех пор с необходимостью существует и соответствующая теория. Но развитие человеческой цивилизации все больше и больше отходит от конфронтации людей и народов и приходит к их сосуществованию, согласию, компромиссу. Соответственно преобладающее значение и в теории получает признание в государстве и праве средств общественного согласия, компромисса. С этой точки зрения право является системой общественного порядка, основанной на учете интересов разных слоев общества, их согласия и компромисса. Право сохраняет элемент потенциального принуждения, но этот элемент играет второстепенную роль и при необходимости осуществляется ненасильственным путем.
Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права.
Для нормативной теории право – это прежде всего нормы, а для некоторых разновидностей нормативизма – только нормы. Краеугольный камень нормативизма – совпадение права и закона. Любой закон является правовым. Законы создаются государством, все, что создает государство, верно и правомерно.
Для социологической теории право – это в первую очередь конкретика, реальность, подлинные общественные отношения и правовые отношения как их часть. Право – это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право.
|
|
Для ценностной школы право олицетворяет прежде всего глубокую идею. Это может быть идея общественного договора, общественной солидарности, социального компромисса, равенства, справедливости и др. Эта идея может претворяться в правовые нормы, в законы, в общественные отношения. Но может и не претворяться. Отсюда различие между правом и законом. Закон, воплощающий правовую идею, правовое начало – это правовой закон. Если закон такой идеи не воплощает, значит, он не правовой.
Соотношение права и закона – центральная проблема правоведения и правопонимания. Совпадают право и закон или нет, можно ли сводить право к законам (и другим нормативным актам) или нет – эти проблемы всегда были в центре внимания юридической науки и практики. В нашей стране долгие годы преобладал взгляд на право как на систему норм. И лишь в последнее время получает все большее признания тезис о несводимости права к нормам.
Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом и законом и на этой основе сформулировать понятие правового закона.
Такой тип правопонимания исходит из того, что право и закон не всегда совпадают. Закон может полностью, частично или вообще не выражать сути права как объективного мерила человеческой свободы. Последнее подтверждают примеры недавней истории: фашистская Германия, сталинский период в Советском государстве, расистские режимы в странах Африки. Несмотря на обилие законов, нормативных предписаний и исполнительной власти в этих странах, нельзя даже с приблизительной вероятностью говорить об их правовом характере. Это были антиправовые законы, не имеющие ничего общего в правом, справедливостью, свободой человека.
Концепция современного правопонимания исходит из естественно-правовых, материалистических и других прогрессивных взглядов, которые стремились выявить в праве специфический принцип регулирования, отличающий его от других регуляторов в общественных отношений (морального, религиозного, уравнительного, властно-приказного). В рамках историко-материалистической концепции права таким специфическим принципом признается принцип формального равенства.
|
|
Правовое равенство означает формальную независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Оно имеет всеобщий характер, так как одинаково распространяется на всех субъектов определенного круга правовых отношений. Право – это всеобщий масштаб и равная мера свободы. Конечно, объем и конкретное содержание правового равенства изменялось со временем: от деления на свободных и рабов до всеобщего формального равенства для всех; но главное же состоит в том, что принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость.
Смысл различия права и закона обусловлен двумя взаимосвязанными факторами:
1) необходимостью разграничения и противопостановления права и произвола;
2) необходимостью установления соответствия закона объективным требованиям права.
Правовой закон характеризуется следующими признаками:
1. Правовой закон есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей.
2. Правовой закон воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости. Его требования в одинаковой мере распространяются на государственную власть и граждан государства.
3. Правовой закон учитывает и охраняет интересы тех, кто находится за пределами правового равенства (больных, престарелых, безработных).
4. Правовой закон – это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права. Законодатель не создает содержание права. Он только формулирует его в нормах, отражая объективные потребности развития общества.
5. Правовой закон – антипод произволу. Реальная жизнь закона возможна только в условиях правового государства.
Таким образом, заслуга представителей современного правопонимания состоит в том, что они объединили формальные признаки права и те объективные факторы, которые придают праву качество справедливого регулятора общественных отношений, обеспечивающего всеобщий масштаб и равную меру свободы для всех, кто находится в сфере правового регулирования.
Право как регулятор общественных отношений является институтом цивилизации. Право есть также явление культуры как сферы творчества. Именно потому, что в юридических нормах отражается жизнь людей, да при том под углом зрения возможных конфликтов, юридическая наука – юриспруденция всегда была тесно связана с искусством, с литературой, с театром.