Содержание. для студентов всех форм обучения

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ЛОГИКА В ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Правоведение и правоохранительная деятельность»

профилизаций: «Правозащитная деятельность»;

«Гражданско-правовое регулирование в сфере образования»; «Административно-правовое регулирование в сфере образования»

Кемерово, 2012


Конспект лекций дисциплины «Логика в юриспруденции ». Кемерово, Филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 128 с.

Настоящий конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы к.п.н. Г.Ф. Привалова
     
     
     
     
     

Одобрен на заседании кафедры теории и методики профессионального образования Протокол от ___________ № ______.

Заведующий кафедрой Зав. кафедрой ТМПО   О.И. Дзювина

Рекомендована к печати методической комиссией филиала РГППУ в г. Кемерово. Протокол от _____________ № ______.

Председатель методической комиссии    
     
     
Директор филиала РГППУ в г. Кемерово   И.В. Львова

© Филиал ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012


Содержание

Введение. 7

Тема 1. Предмет и значение логики. 9

1.1 Основные характеристики процесса познания. 9

1.2 Предмет логики. Логическая форма и логическое содержание мысли. 14

1.3 Формальное поведение и формальное мышление. 18

1.4 Основные принципы формальной логики. 22

1.5 История развития логики как науки. 27

1.6 Логическая культура. Значение логики. 30

Вопросы для повторения. 33

Тема 2. Логический анализ языка. 34

2.1 Понятие знака. Смысл и значение знака. 34

2.2 Типы знаков. 37

2.3 Семантические категории языка. 38

2.4 Виды имен. 40

2.5 Основные принципы употребления имен (знаков) 42

Вопросы и упражнения для повторения. 43

Тема 3. Формализованные логические языки. 45

3.1 Язык логики предикатов. 45

3.2 Язык логики суждений. 49

Вопросы и упражнения для повторения. 50

Тема 4. Понятие как форма мышления. 52

4.1 Общая характеристика понятий. 52

4.2 Объем и содержание понятий. 56

4.3 Обобщение и ограничение понятий. 58

4.4 Виды понятий. 59

4.5 Отношение между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. 62

4.6 Основные операции с объемами понятий. 65

4.7 Основные операции с содержанием понятий. 67

4.8 Диаграммы Венна. 68

4.9 Определение понятий. 70

4.10 Деление понятий. Классификация. Типология. 79

Вопросы и упражнения для повторения. 82

Тема 5. Суждение (высказывание) как форма мышления. 85

5.1 Суждение. Виды суждений. 85

5.2 Категорические суждения. 89

5.3 Распределенность терминов в категорических суждениях. 92

5.4 Сложные суждения и их истинность. 93

5.5 Типы и виды модальных суждений. 95

5.6 Отношения между категорическими суждениями. 98

5.7 Отношение между сложными суждениями. 101

5.8 Отрицание суждений. 106

Вопросы и упражнения для повторения. 107

Тема 6. Дедуктивные умозаключения. 111

6.1 Умозаключение как форма мышления. 111

6.2 Общая характеристика дедуктивных умозаключений. 112

6.3 Прямые умозаключения логики высказываний. 113

6.4 Непрямые умозаключения логики высказываний. 119

6.5 Непосредственные умозаключения. 123

6.5.1 Понятие и специфика непосредственных умозаключений. 123

6.5.2 Превращение. 125

6.5.3 Обращение. 126

6.5.4 Противопоставление предикату. 128

6.5.5 Противопоставление субъекту. 129

6.5.6 Умозаключения по «логическому квадрату». 130

6.6 Простой категорический силлогизм. 132

6.7 Энтимема. 137

Вопросы и упражнения для повторения. 141

Тема 7. Правдоподобные умозаключения. 144

7.1 Умозаключения по аналогии. 144

7.2 Индуктивные умозаключения: общая характеристика и основные виды.. 150

7.3 Понятия причины и необходимых условий действия некоторой причины. Основные свойства причинных связей. 156

7.4 Эмпирические методы установления причинной зависимости явлений. 160

Вопросы и упражнения для повторения. 166

Тема 8. Логико-эпистемические аспекты аргументации. 168

8.1 Аргументация как прием познавательной деятельности. Виды аргументации 168

8.2 Структура доказательства. 169

8.3 Виды доказательств. 170

8.4 Правила и ошибки по отношению к тезису. 172

8.5 Виды аргументов. 173

8.6 Правила и ошибки по отношению к аргументам. 174

8.7 Форма доказательства и ее виды.. 177

8.8 Правила и ошибки по отношению к форме доказательства. 178

8.9 Опровержение. 179

8.10 Критика и подтверждение. 180

Вопросы и упражнения для повторения. 181

Тема 9. Социально-психологические аспекты аргументации. 183

9.1 Спор и дискуссия как разновидности аргументации. Виды споров. 183

9.2 Научный спор как форма познавательной деятельности. Значение научных споров 186

9.3 Уловки логического характера. 189

9.4 Уловки социально-психологического характера. 190

9.5 Уловки организационно-процедурного характера. 193

9.6 Способы нейтрализации уловок в спорах. 197

9.7 Рационализация споров. 202

Вопросы для повторения. 206

Тема 10. Формы развития знания. 207

10.1 Вопрос как форма познания. Виды вопросов и ответов. 207

10.2 Проблема. 213

10.3 Гипотеза. 214

10.4 Теория. 217

Вопросы и упражнения для повторения. 220

Литература. 223



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: