Корпоративный дух

Идеи А.Файоля разделяли и развивали многие ученые. В частности, М.Вебер (1864 – 1920) разработал «идеальный тип» административной организации, давшей начало теории рациональной бюрократии.

Основные характеристики предложенного М.Вебером «идеального типа» таковы.

1. Вся деятельность организации расчленяется на элементарные, простейшие операции, что предполагает строгое формальное определение задач и обязанностей каждого элемента организации.

2. Организация строится на принципах иерархии. При этом власть строго ограничивается областью официальной деятельности организации, а ее расширение противоречит принципу «бюрократического авторитета».

3. Деятельность организации регулируется системой правил, которые можно применить ко всем частным случаям предприятия.

4. Идеальный руководитель управляет организацией на основе формальной обезличенности.

5. Служба основывается на соответствии профессиональной квалификации занимаемой должности, служащие должны быть ограждены от произвольного увольнения.

Таким образом, в теории рациональной бюрократии организация рассматривается как чисто формальная, а управление, соответственно, как конструирование и проведение в жизнь организации строго определенной системы правил, предписаний и рекомендаций, обязательных для всех членов организации. Такая система носит принудительный характер, а структурные элементы организации должны функционировать как хорошо отлаженный безличностный организм. Индивид в этой системе существует изолированно от других и должен быть идеально приспособлен к работе с помощью чисто формальных экономических рычагов.

Упорядочивание технической и административной деятельности происходило на фоне упрощенного представления о природе человеческого поведения в организации. Во второй половине 1920 – начале 1930-х гг. резко усиливается критика «классических» концепций, причем противопоставляется им новое направление в теории менеджмента, названное «гуманистическим вызовом».

Главными выразителями новых взглядов человеческих отношений или поведенческихнаук (бихевиоризм) стали Мэри Паркер Фоллет (1868 – 1933), Элтон Мэйо (1880 – 1949), Фриц Ретлисбергер (1898 - г.). Сторонники школы «человеческих отношений» подвергают сомнению эффективность бюрократической формы управления, в этой связи они пересматривают концепции «классической теории» относительно мотивов поведения людей в организации, провозглашая, что людей, составляющих организацию, нельзя рассматривать как инвариантные социальные факторы: необходимо исследовать их поведение, которое изменяется в зависимости от условий и мотивов.

Чувства работающего, его настроения, убеждения становятся отныне специальным и крайне важным предметом изучения, поскольку, в противовес тейлоризму, акцентировавшему внимание на незыблемости авторитета руководителей и довольно откровенное пренебрежение к «простым» исполнителям их воли, теперь проповедуются «гуманное отношение к подчиненным», «уважение к личности», «демократизация управления».

Возникновение школы «человеческих отношений» обычно связывают с именем Э.Мэйо, известного своими исследованиями в области «социологии производственных отношений», а также экспериментами, получившими название «хоторнских экспериментов». Целью их было изучение непосредственно на предприятии «социальной организации внутри трудовых групп». Результат экспериментов окончательно убедил исследователей в значимости человеческого фактора на предприятии: исследовав много видов производственных стимулов, Э.Мэйо пришел к выводу, что даже деньги менее значимы для рабочих, нежели участие в принятии управленческих решений.

Проникновение в человеческую природу изложено и в трудах Ф. Ретлисбергера (ученика Э.Мэйо). В книге «Менеджмент и мораль» он утверждал, что поведение человека определяется настроением в большей мере, чем деньгами. Группы влияют на поведение индивида таким существенным образом, что побуждает менеджеров признавать тот факт, что деловые фирмы суть больше, чем просто экономические институты, они – социальные организационные структуры, состоящие из человеческих личностей, и ими следует управлять соответствующим образом.

Ф. Ретлисбергер был одним из первых, кто понял уникальность положения руководителя нижнего уровня как связующего звена между людьми. Он был сторонником обучения руководителей на нижних ступенях производства, но в то же время считал, что подобными учебными программами должны быть охвачены только люди с соответствующими установками, руководители должны быть готовы учиться всю жизнь, быть внимательными наблюдателями и принимать решения.

Идеи Э.Мэйо и его последователей отчетливо раскрыли цели общества и наметили пути их решения. Все общества имеют две основные цели. Первая – обеспечение материального и экономического существования всех его членов. Вторая – поддержание «спонтанного сотрудничества» во всей общественной структуре. Новое заключалось в том, чтобы выработать пути достижения этих целей. Представлялось, что гипотеза «невидимой руки», характерная для классической экономической теории, уже не в состоянии обеспечить добровольное сотрудничество. Менеджмент должен быть сверхактивным, для того, чтобы стать реальностью. «Видимая рука» менеджера стала не только реальностью, она нужна была для экономического выживания и сотрудничества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: