Мотивация является феноменом внутреннего генерирования побуждения человека к определенным действиям и результатам. Мотивация – это процесс создания системы условий или мотивов, оказывающих воздействие на поведение человека, изменяющих его (поведение) в нужном для организации направлении.
Основными элементами мотивации являются:
· потребность – как осознанный недостаток благ;
· мотив – побудительная причина, которая и вызывает определенные действия человека;
· стимул – своего рода рычаг воздействия, вызывающий действие определенных мотивов.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде следующих одна за другой стадий, дающих возможность понять логику процесс (Рис.12.)
Однако необходимо помнить, что в реальной жизни нет настолько обособленных этапов, как это представлено на схеме.
Кроме того, существуют факторы, которые усложняют процесс мотивации. К ним, прежде всего, относятся:
· неочевидность мотивов;
· изменчивость мотивационного процесса;
· различия мотивационных структур отдельных людей; разная степень влияния одинаковых мотивов на разных людей.
Ввиду неоднозначности мотивационного процесса на сегодняшний день существует множество теорий мотивации, в которых делается попытка дать объяснение этому феномену. Все они систематизированы в 2 группы: содержательных и процессуальных теорий мотивации.
|
Содержательные теории основаны на анализе содержании факторов мотивации, а именно на выяснении тех внутренних потребностей, которые заставляют человека поступать определенным образом, и имеют целью определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутреннее и внешнее вознаграждения в целях побуждения человека к эффективному труду. К содержательным теориям, прежде всего, относятся:
· Иерархия потребностей А.Маслоу;
· Теория существования, связанности и роста К.Альдерфера;
· Теория приобретенных потребностей Д.Макклелланда;
· Двухфакторная теория Ф.Герцберга.
Иерархия потребностей А.Маслоу. Маслоу определил мотивацию как «изучение предельных целей человека». Хотя все люди имеют одни и те же цели, различные культуры оказывают влияние на пути, которыми эти цели достигаются. Важная составляющая часть теории Маслоу заключается в том, что людям не дано полностью достичь своих целей. Если удовлетворена одна потребность или цель, другая потребность или цель приходит им на смену. Вся совокупность потребностей у А.Маслоу систематизирована в «пирамиду Маслоу» (Рис.13). Маслоу разделил потребности в своей иерархии на две большие категории. Дефицитные потребности охватывают потребности на низших уровнях, включая физиологические, потребности в безопасности и причастности. Потребности роста и развития есть потребности в уважении и самореализации. Отметим, что дефицитные потребности удовлетворяются за счет факторов, внешних по отношению к личности, тогда как потребности роста присущи личности, ее внутренним характеристикам.
|
Большая часть книги А.Маслоу «Мотивация и личность» посвящена
обсуждению самореализующейся личности. Существенным признаком такой личности является ее индивидуальная установка по отношению к жизни.
Основной недостаток теории потребностей – невозможность для рядовых сотрудников распознавать различные уровни иерархии, а если их нельзя идентифицировать, то для менеджеров трудно индивидуализировать и конкретно адресовать мотивационные программы