Методы и приемы естественно-научного познания

Метод – это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности. Метод неразрывно связан с теорией: любая система объективного знания может стать методом. Научный метод – это способ организации средств познания (приборов, инструментов, приемов и др.) для достижения научной истины. Научный метод рационализирует и оптимизирует научное познание. В естествознании применяется много научных методов познания: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, измерение, сравнение, идеализация, моделирование, аксиоматизация и др.

В структуре естественно-научного познания четко выделяются два уровня познавательной деятельности – эмпирический и теоретический. К эмпирическому уровню относятся приемы, методы и формы познания, связанные с непосредственным отражением объекта, материально-чувственным взаимодействием с ним человека. На этом уровне происходит накопление, фиксация, группировка и обобщение исходного материала для построения теоретического знания. К эмпирическому уровню относятся наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.

К теоретическому уровню относятся все те формы, методы и способы организации знания, которые обеспечивают создание, построение и разработку научной теории. Существуют различные типы научных теорий: фундаментальные, прикладные, частные.

Важнейшими методами естественно-научного исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – преднамеренное, планомерное восприятие, осуществляемое с целью выявить существенные свойства объекта познания. Наблюдение относится к активной форме деятельности, направленной на определенные объекты и предполагающей формулировку целей и задач. Наблюдение требует специальной подготовки – предварительного ознакомления с материалами, относящимися к объекту будущего наблюдения.

Эксперимент – метод или прием исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или становится в заранее определенные условия. Эксперимент не сводится к наблюдению, он активно вмешивается в реальность, изменяет условия протекания процесса. Эксперимент – разновидность практического действия, предпринимаемого с целью получения знания.

В основе многих естественно-научных измерений, составляющих неотъемлемую часть любых экспериментов, лежит сравнение. Сравнение есть установление сходства и различия объектов. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Сравнивая между собой объекты, человек получает возможность правильно познавать их и тем самым правильно ориентироваться в окружающем мире, целенаправленно воздействовать на него. Сравнение является важнейшим приемом познания в естествознании.

Анализ представляет собой мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания – синтез – объединение в единое целое расчлененных анализом части в единое целое. Синтез показывает то общее, что связывает части друг с другом. Анализ и синтез – основные приемы мышления: процессы разъединения и соединения, разрушения и созидания составляют основу всех процессов материального мира.

В процессе естественно-научного познания возникает необходимость сконцентрировать внимание на одной какой-либо стороне или свойстве изучаемого объекта и отвлечься от ряда других его качеств и задач.

Абстрагирование – мысленное выделение какого-либо предмета или его свойств, в отвлечении от его связей с другими предметами или от других его свойств («абстрактный» - от лат. abstraction – удаление, отвлечение). Абстрагирование – это движение мысли вглубь предмета, выделение его существенных элементов.

Важным приемом естественно-научного познания мира является идеализация как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мыслительное образование абстрактных объектов, не существующих и не осуществляемых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире. Например, понятия материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело являются идеализированными понятиями. Введение в естественно-научный процесс исследования идеализированных объектов позволяет осуществить построение абстрактных схем реальных процессов, что необходимо для более глубокого проникновения в закономерности их протекания.

Обобщение – процесс мысленного перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему. Без обобщения нет теории. Теория создается для применения ее на практике, для решения конкретных задач.

В природе самого понимания фактов лежит аналогия, связывающая нити неизвестного с известным. Новое легче воспринимается через образы и понятия известного. Аналогия – это вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках. Несмотря на то, что аналогии дают лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез – научных догадок и предположений, которые в ходе последующего этапа исследований могут превратиться в научные теории.

В современной науке все большее распространение получает метод моделирования, суть которого состоит в воспроизведении свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге – модели. Если модель имеет одинаковую физическую форму с оригиналом, то мы имеем дело с физическим моделированием. Модель может строиться по принципу математического моделирования, если оно имеет иную природу, но ее функционирование описывается системой уравнений, тождественной той, которая описывает изучаемый оригинал. Моделирование позволяет описывать процессы, характерные для оригинала, в отсутствие самого оригинала и в условиях, не требующих его наличия. Это бывает необходимо из-за неудобств исследования самого объекта, дороговизны, недоступности.

Процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов называется индукцией. Дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Началом дедукции являются аксиомы (положения, не доказываемые в данной науке и играющие в ней роль допускаемых оснований доказываемых истин), гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теорем. Дедукция является основным средством доказательства. Доказательством называется установление истинности высказывания, суждения, теории. Доказательство, посредством которого выясняется ложность, называется опровержением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: