Выяснение зависимости зарождения и восприятия знаний от социальных, культурных, идеологических влияний на научное творчество, т.е. от запросов и требований общества

Изучение роли личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

2.Этапы развития психологии.

В своем развитии психология прошла несколько этапов:

- донаучный,

- философский,

- этап ассоционистической психологии,

- экспериментальная психология,

- методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, развитие психологических школ,

- современная психология.

Донаучный (до 7-6 вв. до н.э.), до начал объективных, научных исследований психики, ее содержания, функций.

Представления о душе основывались на легендах, мифах, сказках, превоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с тотемами (определенными живыми существами: орел, бык и т.д.).

Научный: философский, этап ассоцианистической психологии, экспериментальная психология, методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, развитие психологических школ, современная психология .

Философский (на рубеже 7-6 вв. до н.э. – конец 18 начало 19 вв.) психология развивалась в рамках философии – отсюда название. Длительность этапа устанавливалась условно- до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличной от философской и естественно научной.

Иногда появление психологии как самостоятельной науки связывают со школой Вундта, т.е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психология как самостоятельная наука определилась значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук. Психология наука гуманитарная и естественная одновременно, изучающая и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Психология начинает изучаться как предмет изучения в университетах уже в конце 18- начале 19 вв. Однако, следует признать, что существование психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем ее период в рамках философии. На протяжении более чем 20 вв. изменялись и предмет психологии, и ее методы и взаимоотношения с другими науками.

Философский (на рубеже 7-6 вв. до н.э. – конец 18 начало 19 вв.)
Античная психология Душа- первооснова тела. Функция души - энергетическая – придать активность инертному телу, руководит поведением. Психология Средневековья В рамках богословия. Душа: чувственное познание мира, активность тела. Регулятивная функция. Волевое поведение, логическое мышление- прерогатива божественной воли. Психология Возрождения и Нового времени Стремление к избавлению от диктата богословия., объективному рационализму, основанном на разуме, а не на вере. Предмет исследования – сознание и пути его формирования.

Ассоционистическая психология(конец 18-начало 19 вв.). Благодаря развитию биологии (Ч.Дарвин, Г.Спенсер и др.) психология не только вышла за рамки философии, идентифицировав себя с естественными науками. Она расширила предмет своих исследований, «выведя его из поля сознания в поле поведения» (И.М.Сеченов). Предмет исследований – познавательные процессы, эмоциональная сфера.

Экспериментальная психология (середина 19-начало 20 вв.). Экспериментальная лаборатория Вундта.

Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10-30-е гг. 20 в) – появление новых направлений в психологии: глубинной –бихевиорзма, гештальтпсихологии, французская психологической школ и пр.

Дальнейшее развитие психологических школ. (40-60 гг. 20 в.) Появление гуманистической, генетической психологии, когнитивной и дифференциальной психологии.

Современноеразвитие психологии (60-е годы 20 в. по настоящий период) появилась тенденция к объединению.

Подробно: Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001., табл. 1 с.8-10.

Литература:

1. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Ждан А..Н. История психологии: от античности к современности. –М., 1999.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996. Т. 1.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. – М., 1997.

5. Галустова О.В.История психологии в вопросах и ответах. Учебное пособие. –М., 2005

Лекция 2.Тема 2. Модели и методы историко-психологического познания.Принципы развития и структурирования психологического знания (2 часа).

1. Методы: историко-генетический, историко-функциональный, биографический, метод систематизации психологических высказываний, метод категориального анализа.

Методы ИП отличаются от методов общей психологии: ни наблюдением, ни тестированием, ни экспериментом, нельзя воспользоваться ИП, т.к. они пригодны только для узкого круга современных для историка психологии ученых, и продиктованы настоящим состоянием актуальных для этого времени проблем.

Возраст ИП измеряется веками, поэтому ученые ИП разработали свои методы исследования, а т. же заимствуют их у смежных дисциплин: науковедения, истории, социологии.

Историко-генетический метод, согласно которому изучение идей прошлого невозможно без учета общей логики развития науки в определенный исторический период.

Историко-функциональный метод изучает преемственность высказываемых идей.

Биографический метод позволяет выявить возможные причины и условия формирования взглядов ученого.

Метод систематизации психологических высказываний приводит в систему взгляды, высказывания, подходы, имеющиеся в определенный исторический период.

Метод категориального анализа предполагает учет социально-исторических условий, определивших появление и развитие данной научной школы, изучение идеогенеза, когнитивного стиля, оппонентного круга, обусловивших появление значимых для психологии идей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: