Программа построения научной психологии И. М. Сеченова

7. Учение И. П. Павлова об условно-рефлекторной деятельности .

Развитие психологии в России в XIX в. было тесно связано стем научным и социальным подъемом, который испытала наша страна в этот период. Главной и важнейшей предпосылкой для этого стали глобальные социальные изменения в середине XIX в. — от­мена крепостного права и экономические реформы и, как следствие, начало опознавания нацией своей уникальности и самобытности. Изменения затронули все сферы жизни общества — от научных идей до бытового уклада жизни, и это заставило нацию переосмыслить свою культуру, жизнь, проявить интерес к историческому прошлому, к истокам культуры и собственно национального характера. Естественно, эти стремления в первую очередь отражались в умах прогрессивных слоев общества, а именно: ученых, писателей, политиков, врачей. Таким образом, изменения происходили во всех научных кругах: они затронули и философию, и социоло­гию, и юриспруденцию, а также психологию, являвшуюся в то время очень молодой наукой, перед которой встала задача изучения русского характера и менталитета с психологической, а не истори­ческой или социологической точки зрения.

Первые психологические исследования в этой области были сделаны Н. И. Надеждиным, который создал программу изучения личности русского человека, разослав ее по всем губерниям, получая от тамошних деятелей отклики и наблюдения за русскими людьми. Таким образом, создавалась психология русского человека на первых этапах своего развития.

Во второй половине XIX в. в связи с активным развитием естествознания в науке и интереса к национальной культуре и характеру в обществе постепенно начинает складываться отечественная психология как самостоятельная научная дисциплина, вышедшая из крыла философии, и начинает формироваться ее самобытный характер. Учитывая такое положение дел, главной задачей в этот период становится формирование методологического аппарата молодой науки, выбор ориентации на естествен­ную или гуманитарную парадигмы. Это обусловило развитие двух параллельных подходов — антропологического и естествен­нонаучного подхода Н. Чернышевского и религиозно-философского подхода П. Юркевича и В. Соловьева.

Рассмотрим основные положения этих двух противоположных друг другу подходов.

Естественно-научный подход Н. Чернышевского Религиозно-философский подход П. Юркевича и В. Соловьева
Понимание природы человека
Отрицание дуализма в чело­веке и выдвижение принципа единства организма и его психической и физической составляющих Человеческая природа двояка: всегда есть два способа познания человека — через внешнее (телесное) и внутреннее (ду­шевные явления) чувство. Психические и физические аспекты должны быть отделены друг от друга
Методология науки психологии
Использование естественно­научных методов исследова­ния человеческой природы и достижений физиологии для раскрытия всего своеобразия психических явлений Так как субъект имеет непосредственные внутренние данности, то их необходимо изучать соответствующими эмпирическими методами. Поведение следует изучать с точки зрения рефлек­торной дуги, предложенной Р. Декартом

Таким образом, из спора двух направлений возникает отечественная психология как наука о поведении, использующая открытое физиологией понятие рефлекса как детерминанты и использующая объективный метод исследования и в то же время сохраняющая принцип единства организма как духовной и телесной субстанций. Это отличает отечественную психологию XIX в. от западной, в которой приоритет долгое время остается за субъективными методами.

Активно развиваясь в XIX в., отечественная психология сформировала свои самобытные и отличные от западных взгляды на природу человека. К концу XIX в. психология как наука имела свои отличительные особенности, основными из которых являлись:

1) антропоцентризм и рассмотрение исторических и социальных изменений с точки зрения человека и его практической пользы;

2) ориентация науки на практическое применение, которая сохранялась в психологических концепциях на протяжении всего XX в.

3) упор на нравственные и этические проблемы в исследованиях человеческой природы и построении психологических концепций

4) изучение исторических аспектов этических проблем человека;

5) сверхличные элементы сознания понимались в ключе их нравственной составляющей.

Психологических взгляды К. Д. Каверина и М. М. Троицкого, ихотличие.

Константин Дмитриевич Каверин являлся видной фигурой отечественной науки XIX в. Ему принадлежит концепция о куль­турной детерминации психики, положившая начало отечественной психологии личности и дальнейшей разработки в ее рамках такихважнейших проблем, как самоценность, свобода и незави­симость личности от общества. Каверин, придерживаясь религиозно-философского подхода в понимании природы человека и вытекающих из этого понимания задач психологии, отстаивал следующие взгляды:

1. Главная мотивационная сила общественной и индивидуальной жизни человека — нравственная составляющая его личности.

2. Деятельность человека направляется имеющимися у него морально-нравственными основами.

3. Психология должна опираться на антропологизм и этическую направленность в своих исследованиях и построении тео­ретических конструктов.

4. Цель психологии — направление и формирование нрав­ственности и морального поведения человека, и эта цель осущест­вляется через выполнение задачи раскрытия и опубликования психических явлений и законов душевной жизнедеятельности.

5. Методы исследования национальной психологии должны строиться на изучении культуры и этнопсихологии, например изу­чении продуктов народного творчества как символов психической жизни индивида, оставляемых во внешней среде. Также для пони­мания природы человека в его культурной обусловленности необ­ходимо изучать науку и религию как продукт деятельности.

6. Психология не может пониматься только как естественная наука. Ее особенность заключается в соединении в себе философии и физиологии, потому что только в этом соединении воз­можно адекватное объяснение феноменов человеческой психи­ки, таких, например, как творчество, свобода воли, которая со­ставляет ядро личности, ее невозможно объяснить только

помощью физиологии. При этом не отрицается возможность использования физиологических исследований, однако они должны проводиться в тесной связи с философией.

М. М. Троицкий (1835—1899) был одним из профессоров российского университета и являлся приверженцем ассоцианистической психологии, идеи которой он развивал в своих научных работах, чем вызвал массивную критику со стороны научной общественности, проповедующей антропологическую и религиозно-философскую доктрины в психологии. В этом заключается отличие его психологических воззрений от взглядов Каверина. Троицкий выдвигал следующие психологические идеи:

1) формирование всех психических процессов происходит по законам ассоциаций, разработанных английскими психологами ассоцианистами;

2) опыт понимается не в естественнонаучном ключе, как большинство отечественных исследований того времени, а с точки зрения наблюдения субъекта за своими состояниями, т. е. имеет интроспективный характер;

3) разделение душевных и телесных явлений как противостоящих друг другу, причем последние не являются предметом изучения психологии, так как находятся вне пределов сознания.

Таким образом, Каверин и Троицкий придерживались различных подходов в понимании природы человека, основ его психики, методологического аппарата психологии и ее задачах как науки о человеке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: