Особенности развития психотехники в СССР в 20 — 30-е гг

В 20—30-е гг. в СССР, так же как и на Западе, активное развитие получает наука психотехника, задачей которой являлось осуществ­ление практических целей психологическими средствами и исполь­зование на производстве законов человеческого поведения для его целесообразного регулирования и воздействия на человека.

B СССР принципы психотехники выражались в так называемой «платформе 17-и», в которую входили такие советские психологи, как Керженцев, Каплун, Шпильрейн, Стопани и др. Рассмотрим основные положения, выдвигаемые этими исследователями.

1. Акцентирование внимания на социалистической и политической ориентации исследований труда в России, основным вопросом являлась рационализация техники и производства, а не изучение рабочих движений.

2. Выдвигались следующие задачи психотехники:

— разработка основ профотбора и профконсультации;

— изучение утомляемости и усталости в процессе труда;

— закономерности формирования навыков в упражнении, тренировке психических функций при подготовке рабочей силы.

3. Характерная черта психотехники 30-х гг. — перенесение центра тяжести исследований с проблемы профотбора на рацио­нализацию методов профессионального обучения и переподго­товки кадров, организацию трудового процесса и т. п.

В 20-х — начале 30-х гг. психотехника переживала в нашей стране бурное развитие: было создано 200 психотехнических ла­бораторий, с 1923 по 1932 г. действовало Всесоюзное психотехническое общество. Однако, как и педология, психотехника оказалась невостребованной в период сталинизма и сформировавшегося тоталитарного государства и в 1936 г. были закрыта все психотехнические лаборатории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: