Добродетель и порок

Добро и зло – понятия вселенского масштаба, к которым каждый отдельный человек имеет отношение, но оно редко выражается ярко. Чаще всего, преломляясь в каждой личности, они принимают характер добродетели и порока. Добродетель - это деятельное стремление к добру, а точнее стремление делать добро, которое проявляется в активной жизненной позиции человека.

В христианстве выделяют семь главных добродетелей в противоположность семи смертным грехам. Это четыре «естественные» добродетели, которые были выведены ещё древнегреческими мудрецами: благоразумие, умеренность, храбрость и справедливость. Христианские богословы добавили к ним ещё три – веру, надежду и любовь.

Порок – противоположность добродетели, отрицательное качество человеческого характера, подлежащее осуждению, толкающее его на совершение предосудительных поступков. В.И. Даль писал, что «общий народный порок у нас, это пьянство. Воровство и ложь самые грубые пороки. Себялюбие, самостность - порок прирождённый. Тунеядство – родник пороков».

Благо и удовольствие

В словаре В.И. Даля читаем: «Благо – добро; все доброе, полезное, служащее к нашему счастью». «Удовольствие – любимое занятие, забава, потеха; шумные, суетные гулянки, пиры, пляски и зрелища». Сегодня мы можем добавить в этот перечень компьютерные игры, дискотеки, тусовки, а также секс, наркотики и алкоголь.

Как будто бы стремление людей к благу и удовольствию родственны. Веселье, суета, наполненность жизни круговоротом событий, казалось бы, делают её счастливой. На самом деле все не так. Благо и удовольствие чаще всего бывают непримиримыми противниками. Вспомним басню Крылова: «Попрыгунья – стрекоза лето жаркое пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза». Совсем другое «благо». Оно немыслимо без деятельности, то есть труда, направленного на доброе и полезное, в результате чего и появляется счастье. Человек, осознающий, в чем его благо, должен иметь в себе силы отказываться от удовольствий.

В Евангелии приводятся интересные слова Иисуса Христа на этот счет «… Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Общечеловеческие ценности и противоречия в их толковании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: