Процессы и особенности деятельности бюджетных организаций и задачи анализа Хозяйственную деятельность в целом и бюджетных организаций в частности можно рассматривать как совокупность производственных отношений, комплекс многообразных причинно-следственных связей и процессов, обеспечивающих создание различных потребительных стоимостей (продуктов, работ, услуг). В наиболее общем виде все составляющие хозяйственную деятельность отношения, связи и процессы можно сгруппировать следующим образом:
- натурально-вещественные процессы;
- процессы, связанные с созданием стоимости;
- социальные процессы;
- экологические процессы.
К натурально-вещественным процессам деятельности бюджетных организаций относятся те, в результате которых создаются потребительные стоимости (здоровье, знания, образованность, просвещение, воспитание, культурный и духовный уровень членов общества, безопасность, социальная защищенность и т.п.), способные удовлетворять определенные человеческие потребности. Содержание этих процессов соответствует характеру конкретного труда работников бюджетных учреждений. Натурально-вещественные процессы включают в себя конструкторско-технологическую деятельность бюджетных организаций, обеспечение их нормального функционирования необходимыми трудовыми и материальными ресурсами, специфическую технологию, характерную для учреждений образования, здравоохранения, культуры, органов административного управления и других бюджетных организаций.
|
|
Процессы, связанные с созданием стоимости (затратами живого и овеществленного труда в денежной форме для создания потребительных стоимостей бюджетной сферы) отражают количество труда, затраченного на тот или иной вид деятельности бюджетной организации. К данным процессам можно отнести формирование стоимости и себестоимости услуг здравоохранения, образования, воспитания, культурного развития, просвещения и др.
Социальные процессы связаны с улучшением труда, быта и отдыха работников бюджетной сферы, формированием отношения к труду, созданием благоприятного психологического климата в трудовых коллективах.
Экологические процессы отражают взаимоотношение бюджетных учреждений с природной средой.
Хозяйственная деятельность бюджетных организаций может изучаться и анализироваться как в целом, так и в разрезе отдельных составляющих ее процессов.
Предмет анализа – причинно-следственные связи, составляющие основу экономических отношений, складывающихся на уровне бюджетных организаций в ходе выполнения ими своих функций.
|
|
Анализ деятельности бюджетных организаций проводится с целью установить, насколько эффективно используются средства бюджета, направляемые на финансирование конкретной организации, соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению и другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
Содержанием анализа хозяйственной деятельности бюджетных учреждений является, во-первых, раскрытие механизма действия основных факторов, влияющих на экономические показатели; во-вторых, количественное измерение факторных влияний на динамику этих показателей; в-третьих, качественная оценка тенденций развития организаций, финансируемых из бюджета. В процессе анализа исследуются причинно-следственные связи экономических явлений, структурно-логические и математические модели факторных систем параметров хозяйственной деятельности учреждений.
Организациям, финансируемым из бюджета, присущ ряд характерных особенностей, которые необходимо принимать во внимание при проведении анализа хозяйственной деятельности.
1. Бюджетные организации расходуют государственные средства
по целевому назначению, что предполагает строгое соблюдение
финансовой дисциплины. Основным плановым финансовым
документом, в котором отражаются объем, целевое направление
и поквартальное распределение средств, выделяемых из бюджета
на содержание учреждения, является смета расходов.
В процессе анализа учитываются особенности содержания смет в бюджетных учреждениях, обусловленные различиями в сущности расходов и порядке их формирования.
2. В ходе финансирования бюджетных учреждений систематически контролируется правильность использования выделенных по смете ассигнований. Организация текущего финансирования бюджетных учреждений предполагает рассмотрение месячных и квартальных отчетов, поскольку выполнение плана по штатам и освоение ранее перечисленных средств может быть выявлено на основе этих отчетов.
3. Финансирование большинства бюджетных организаций в отличие от коммерческих предприятий осуществляется путем распределения бюджетных ресурсов «сверху», а не в результате прямого «зарабатывания» у потребителя. использования выделенных средств. Финансовое положение бюджетных организаций, состояние их расчетов с дебиторами и кредиторами в значительной степени зависят не от количества и качества услуг, а от своевременности и полноты выделения средств из бюджета.
4. В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности
организации расходуют государственные средства согласно установленной смете расходов в соответствии с бюджетной классификацией.
5. Некоммерческий характер деятельности бюджетных организаций и затратный принцип финансирования не предполагают
формирование позитивного финансового результата. Это вынуждает предприятия расходовать ресурсы не столько в соответствии
с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема
выделенных средств.
Основными источниками информации для анализа формирования и использования внебюджетных средств являются следующие документы:
• смета доходов и расходов по внебюджетным средствам,
• отчет об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам — форма № 4.
Начинать анализ внебюджетных средств целесообразно с оценки их роли в общем объеме финансирования организации. Для этого сравнивают величину средств, выделенных из бюджета и доходы, полученные по внебюджетным источникам.
На следующем этапе анализа изучают состав, структуру и динамику доходов и расходов по видам деятельности и в разрезе структурных подразделений учреждения. Для этого используют информацию Сметы доходов и расходов по каждому виду внебюджетных средств, Сводной сметы по внебюджетным источникам, а также Отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам.
|
|
Важное значение для оценки финансирования организации имеют данные об абсолютном отклонении плановых доходов и расходов от фактических.
Большой интерес представляет анализ соотношения доходов и расходов по каждому внебюджетному источнику. Это позволяет выявлять наиболее рентабельные структурные подразделения и виды внебюджетной деятельности организации.
Следующей задачей анализа является изучение расходов по внебюджетным средствам в разрезе статей, подстатей и элементов экономической классификации