Тема 3.8 Сущность, цели, задачи, виды кадровой политики
План
1. Понятие кадровой политики
2. Задачи кадровой политики организации:
3. Типы кадровой политики.
4. Особенности реализации кадровых процессов при открытой и закрытой кадровой политике
1. Понятие кадровой политики
Под политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации – ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Цель кадровой политики –обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.
Термин «кадровая политика» может иметь широкое и узкое толкование.
В широком смысле – это система осознанных и определенным образом сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие с долговременной стратегией фирмы.
|
|
Нередко при широком понимании кадровой политики необходимо обращать внимание на особенности реализации властных полномочий и стиля руководства. Косвенно это находит свое отражение в философии организации, коллективном договоре и правилах внутреннего распорядка. Отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами – отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение – могут заранее планироваться и согласовываться со стратегическими целями и текущими задачами организации.
В узком смысле – это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознаваемых), реализующихся как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и организацией в целом.
В этом смысле, например, слова «кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием» могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.
Основная задача кадровой политики – обеспечение функциональных подсистем (управление научно-технической деятельностью, управление производством, управление экономической и внешнехозяйственной деятельностью, управление персоналом организации) системы управления и производственной системы организации необходимыми работниками.
2. Задачи кадровой политики организации:
– разработка общих принципов кадровой политики, определение приоритетов целей;
|
|
– планирование потребности в персонале, формирование структуры и штата, создание резерва кадров;
– создание и поддержка системы кадровой информации, осуществление кадрового контроллинга;
– формулирование принципов распределения средств, обеспечение эффективной системы мотивации и стимулирования труда;
– обеспечение программы развития персонала, профориентация и адаптация сотрудников, планирование индивидуального продвижения, формирование команд, профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров;
– анализ соответствия кадровой политики и стратегии организации управлению ее персоналом, выявление узких мест в кадровой работе, оценка кадрового потенциала.