Социально-экономическое развитие западных башкир

В XVII - первой половине XIX вв

ПЛАН

I. Территория, административное устройство и население Башкортостана в XVII - первой половине XIX вв.

1. 1. Территория, административное устройство и население

Башкортостана в XVII - XVIII вв.

1. 2. Территория, административное устройство и население

Башкортостана в период кантонной системы управления.

II. Хозяйство западных башкир в XVII - первой половине XIX вв.

2. 1. Хозяйство башкир в XVII - первой половине XVIII вв.

2. 2. Изменения в хозяйственной жизни башкир во второй половине XVIII

- первой половине XIX вв.

2. 3. Вспомогательные виды хозяйства башкир в XVII - первой половине

XIX вв.

III. Введение кантонной системы управления башкирами3. 1. Социальная структура XVII - XVIII вв.

1.3. Социальная структура в период кантонной системы управления.

IV/ Буржуазные реформы 1860-1870-х гг.XIXв.

Башкирский народ имеет сложное и богатое историческое прошлое. Поворотным моментом в истории башкирского народа было добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству. Общение с русским и другими народами нашей страны способствовало дальнейшему развитию экономики и культуры башкир. В то же время башкиры попали под тяжкий феодальный и национальный гнет русского царизма и дворянства, который выражался в захвате земель, в налогах и повинностях, в преследовании национальной культуры и обычаев.

Изучение истории хозяйства и социальной структуры башкирского народа на различных этапах его развития является важнейшей задачей исследователей. Знание данной проблемы чрезвычайно важно для понимания вопросов башкирской истории в целом, для воссоздания всей картины исторического развития Башкирского края.

Конечно, в целом социально-экономическая история башкирского народа изучена неплохо. Но башкиры, проживающие в различных частях края, изучены неравномерно или же вообще исследуются в разрезе с общей историей Башкортостана.

Исследование истории хозяйства и социальной структуры западных башкир в XVII - первой половине XIX в. является на сегодняшний день актуальным по нескольким причинам: во-первых, до сих пор нет специальных работ, посвященных социально-экономической истории западных башкир. Во-вторых, западная часть (территория бывшей Казанской дороги) является важным составляющим в системе целостной территории Башкортостана, т.к. она находится на стыке разных культур. Это определило специфику развития, что выразилось в хозяйственном укладе западных башкир, которые раньше других стали подвергаться влиянию со стороны пришлого населения, приведшее к более раннему переходу к земледелию, чем в других частях Башкирии. В-третьих, определение территории северо-западных волостей Казанской дороги способствовало бы окончательному решению спора о проживании в XVII в. на данной территории башкирского населения.

Большой интерес представляют сведения, относящиеся к двадцатым годам XVIII в. Это - данные о числе дворов башкир, составленные кунгурским бургомистром Юхневым во время путешествия по Башкирии в 1725-1726 гг. По его данным, в Казанской дороге существовало всего 12 волостей с определенным количеством дворов. Юхнев считал, что в каждом дворе имеются не менее трех мужчин, «которые могут воевать». Значит, количество дворов будем умножать на три, чтобы получить общее количество душ мужского пола. Он так же указывает особые деревни со 100 дворами (300 душ) и 200 дворами «за Камой рекой» (600 душ). Особые деревни - это дворцовые деревни, которые образовались в результате притока населения из центральных губерний России и с Поволжья.

Данные Юхнева о том, что в Казанской дороге всего было 7840 дворов с мужским населением в 23520 душ, не являются точными. Во-первых, в первой половине XVIII в. на территории Казанской дороги было больше 12 волостей, о чем говорят припускные записи; во-вторых, не были учтены женщины, дети и старики. То есть население Западной Башкирии было в 5-6 раз больше, чем указывает автор.

А что же касается хозяйственного уклада, то, по его мнению, здешние башкиры занимаются земледелием и «кормят Уфу». Летом они кочуют в степи,

0 чем говорит и занятие скотоводством1. С этими данными автора можно согласиться.

Ценные сведения о хозяйстве башкир содержатся в сочинениях авторов XVIII в. П.И.Рычкова, И.Г.Георги и Н.И.Рычкова, которые уделяли большое внимание изучению хозяйственного развития башкирского края. Они считали, что в то время как в Оренбургской губернии не хватает хлеба, богатейшие, тучные земли принадлежат башкирам. Они требовали заселения края 487. колонистами и распространения земледелия среди башкир, приветствовали их земледельческие занятия. Но к их замечаниям надо относиться очень осторожно и учитывать то, что они делали выводы, основываясь на специфических особенностях только отдельной местности1.

В последнее десятилетие XIX в. и в начале XX в. еще было опубликовано много работ, посвященных экономическому положению и хозяйственной жизни башкир. Но хозяйственное описание башкир часто сводилось к общей характеристике их как скотоводов-полукочевников, только еще начинающих осваивать земледелие. При этом исследователи не занимались изучением отдельных частей Башкортостана, рассматривая огромную территорию как единую1.

Заключение о низком уровне земледельческого развития башкир диктовалось общей концепцией буржуазной историографии о первобытности башкирского хозяйства и примитивности общественной организации башкир.

В трудах русских дворянских и буржуазных историков большой и сложный вопрос о социально-экономическом развитии Башкирии в XVII -XVIII вв. неправомерно сужается. Обращается внимание лишь на историю колонизации края, преимущественно правительственно-дворянскую.

Таким образом, в дореволюционной историографии нет специальных работ по истории башкирского хозяйства и социальных отношений. Однако в общих работах по истории России и в трудах дворянско-буржуазных историков, посвященных истории Урала и Поволжья, мы можем найти ценные сведения о западных башкирах.

Несмотря на такую тенденцию, в середине XVIII в. практика земледелия у западных башкир была еще «подсобной скотоводству». А когда-то бывшая традиционным занятием охота теперь играет вспомогательную роль. Не остался без внимания и вопрос о социальной структуре башкирского общества: есть данные за 70-90-е годы XVII в. о наличии в Казанской дороге 8 тарханов из трех волостей: три жителя из Байлярской и по одному жителю из Елдякской и Киргизской волостей. Тарханы привлекались также для выполнения дипломатических поручений. Они обычно входили в состав посольств, направляемых из Уфы к калмыкам, казахам, сибирским татарам и т.д. В работе рассматриваются представители и других социальных слоев. Основную массу непосредственных производителей составляли рядовые общинники, к которым относилось большинство ясашных башкир. Они были лично свободными, но трудились в своем хозяйстве и в хозяйстве феодала, а также несли основные повинности в пользу Русского государства. Ниже этой массы стояли туснаки - бывшие ясашные башкиры, которые разорились. Подобно рабам, туснаки были домашней челядью в хозяйстве феодалов: в течение нескольких лет они работали, не получая за это никакого вознаграждения. Они также выполняли обязанности пастухов. В целях сохранения числа плательщиков ясака в 1736 г. царскимправительством было «под смертною казнию запрещено.ясашных людей в туснаки в заклады брать». Однако тусначество продолжало существовать1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: