ее опровергнуть... При помощи расплывчатых теорий такого рода легко забраться в глухой тупик. Опровергнуть подобную теорию нелегко»1, а ведь именно такими являются социальные и философские концепции.
Знание становится теоретическим только тогда, когда оно построено не как механическая, эклектическая сумма своих моментов, а как их органическая целостность, отражающая целостность соответствующего объективного фрагмента реальности, предметной деятельности людей. Теория не есть внешняя рядоположен-ность, а внутреннее единство, глубинная взаимосвязь понятий, законов, гипотез, суждений и других форм мышления, системное взаимодействие которых и характеризуют теорию как идеальную форму целостной действительности, совокупной предметной деятельности. Вот почему важнейшей чертой теории являются всестороннее воспроизведение предмета и сведение многообразного к единому, выявление всеобщих условий конкретной целостности. Будучи наиболее развитой, сложной формой мышления, теория существует как диалектический синтез, органическое единство, внутренняя взаимосвязь понятий, идей, законов и других своих элементов на основе определенного уровня практической деятельности.
2. Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее закономерного развития, показать действительность в единстве таких ее необходимых моментов, как прошлое, настоящее и будущее. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, застывшим, а должна постоянно изменяться, расширяться, углубляться, уточняться и т. д. Раскрывая глубинный механизм развития теоретического знания, академик П. Л. Капица писал: «Наиболее мощные толчки в развитии теории мы наблюдаем тогда, когда удается найти эти неожиданные экспериментальные факты, которые противоречат установившимся взглядам. Если такие противоречия удается довести до большей степени остроты, то теория должна измениться и, следо- > вательно, развиться. Таким образом, основным двигателем
1 Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С. 145—146.
212 __________________________ Основы философии науки
развития физики, как всякой другой науки, является отыскание этих противоречий»1.
Отыскав указанные противоречия (в их специфической для каждого случая форме), теоретическое исследование должно дать идеальную форму будущего предмета (процесса), тот образ будущего, который будет достигаться в ходе практической реализации теории, набросать общие контуры этого будущего, наметить и обосновать основные направления и формы движения к нему, пути и средства его объективации.
3. Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом и
развитом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее
на самом высоком научном уровне, постоянно, глубоко и все
сторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и яв
ления жизни, практики. Только наиболее полная и высоко
научная основательная теория (а не эмпирические, обыден
ные знания) может быть руководством для соответствующей
формы практической деятельности. Не на любой, а на доста
точно зрелой ступени своего развития наука становится тео
ретической основой практической деятельности. Последняя в
свою очередь должна достичь определенного, достаточно вы
сокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и
экономически оправданное) практическое применение науки.
Существенный признак развитой теории — целенаправленный
систематический анализ составляющих ее методов, законов, других форм мышления с точки зрения их формы (структуры), содержания, его углубление, развитие и т. п. «Понятийное творчество» — атрибутивная характеристика зрелого теоретического исследования, так же как и все углубляющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое и сознательное оперирование понятиями, методами, приемами познания, его нормами и регулятивами.
4. Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе
ничего не изменяет и изменить не может. Она становится
материальной силой лишь тогда, когда «внедряется» в созна
ние людей, которые должны употребить практическую силу
и энергия которых воплощает теорию в реальную действи
тельность, опредмечивает те или иные научные идеи, реали
зует их в определенных материальных формах.
1 Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1987. С. 18.
Глава III. Структура научного познания______________________ 213
Будучи синтезом, концентрацией знаний о конкретном фрагменте действительности, теория не должна замыкаться на себя, а выходить во вне, содержать в себе стремление к практической реализации и своему материальному воплощению. Практическая деятельность людей, овладевших теорией как планом, программой последней, и есть опредмечивание теоретического знания. При этом как сама эта деятельность, так и ее субъекты должны быть поняты в их социокультурной, исторической обусловленности. В процессе опредмечивания теории в практике люди не только создают то, чего природа сама по себе не создавала, но одновременно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удостоверяют их истинность, изменяются сами.
5.Практическая реализация знания требует не только тех, кто
будет осуществлять воплощение теории в практику, но и не
обходимых средств воплощения — как объективных, так и
субъективных. Это, в частности, формы организации обще
ственных сил, те или иные социальные институты, необхо
димые технические средства и т. д. Сюда же относятся фор
мы и методы познания и практического действия, способы и
средства решения назревших теоретических и практических
проблем и т. п.
6. Материализация теории в практике должна быть не едино
временным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в
ходе которого вместо уже реализованных теоретических по
ложений появляются новые, более содержательные и разви
тые, которые ставят перед практикой более сложные задачи,
требуют новых форм и условий своего опредмечивания.
7.Успешная реализация в практике теоретических знаний обес
печивается лишь в том случае, когда люди, которые берутся
за практические действия, убеждены в истинности тех зна
ний, которые они собираются применить в жизни. Без пре
вращения идеи в личное убеждение, веру человека невозмож
на практическая реализация теоретических идей, тем более
таких, которые несут в себе необходимость прогрессивных
социальных преобразований.
8. Материализация знания, переход от абстрактной научной тео
рии к практике, не является прямым и непосредственным.
Она представляет собой сложный, тонкий, противоречивый
процесс, состоящий из определенных посредствующих (про-
ц