Глава III. Структура научного познания 211

ее опровергнуть... При помощи расплывчатых теорий такого рода легко забраться в глухой тупик. Опровергнуть подобную теорию нелегко»1, а ведь именно такими являются социальные и фило­софские концепции.

Знание становится теоретическим только тогда, когда оно по­строено не как механическая, эклектическая сумма своих момен­тов, а как их органическая целостность, отражающая целостность соответствующего объективного фрагмента реальности, предмет­ной деятельности людей. Теория не есть внешняя рядоположен-ность, а внутреннее единство, глубинная взаимосвязь понятий, законов, гипотез, суждений и других форм мышления, систем­ное взаимодействие которых и характеризуют теорию как идеаль­ную форму целостной действительности, совокупной предметной деятельности. Вот почему важнейшей чертой теории являются всестороннее воспроизведение предмета и сведение многообраз­ного к единому, выявление всеобщих условий конкретной целос­тности. Будучи наиболее развитой, сложной формой мышления, теория существует как диалектический синтез, органическое един­ство, внутренняя взаимосвязь понятий, идей, законов и других своих элементов на основе определенного уровня практической деятельности.

2. Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее закономерного развития, показать дей­ствительность в единстве таких ее необходимых моментов, как прошлое, настоящее и будущее. Поэтому теория не мо­жет быть чем-то неизменным, раз навсегда данным, застыв­шим, а должна постоянно изменяться, расширяться, углуб­ляться, уточняться и т. д. Раскрывая глубинный механизм развития теоретического знания, академик П. Л. Капица пи­сал: «Наиболее мощные толчки в развитии теории мы наблю­даем тогда, когда удается найти эти неожиданные экспери­ментальные факты, которые противоречат установившимся взглядам. Если такие противоречия удается довести до боль­шей степени остроты, то теория должна измениться и, следо- > вательно, развиться. Таким образом, основным двигателем

1 Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987. С. 145—146.


212 __________________________ Основы философии науки

развития физики, как всякой другой науки, является отыска­ние этих противоречий»1.

Отыскав указанные противоречия (в их специфической для каждого случая форме), теоретическое исследование должно дать идеальную форму будущего предмета (процесса), тот образ буду­щего, который будет достигаться в ходе практической реализации теории, набросать общие контуры этого будущего, наметить и обо­сновать основные направления и формы движения к нему, пути и средства его объективации.

3. Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом и
развитом состоянии. Поэтому необходимо всегда держать ее
на самом высоком научном уровне, постоянно, глубоко и все­
сторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и яв­
ления жизни, практики. Только наиболее полная и высоко
научная основательная теория (а не эмпирические, обыден­
ные знания) может быть руководством для соответствующей
формы практической деятельности. Не на любой, а на доста­
точно зрелой ступени своего развития наука становится тео­
ретической основой практической деятельности. Последняя в
свою очередь должна достичь определенного, достаточно вы­
сокого уровня, чтобы стало возможным систематическое (и
экономически оправданное) практическое применение науки.
Существенный признак развитой теории — целенаправленный

систематический анализ составляющих ее методов, законов, дру­гих форм мышления с точки зрения их формы (структуры), со­держания, его углубление, развитие и т. п. «Понятийное творче­ство» — атрибутивная характеристика зрелого теоретического ис­следования, так же как и все углубляющаяся рефлексия над его методологическими проблемами, умелое и сознательное опери­рование понятиями, методами, приемами познания, его нормами и регулятивами.

4. Теория (даже самая глубокая и содержательная) сама по себе
ничего не изменяет и изменить не может. Она становится
материальной силой лишь тогда, когда «внедряется» в созна­
ние людей, которые должны употребить практическую силу
и энергия которых воплощает теорию в реальную действи­
тельность, опредмечивает те или иные научные идеи, реали­
зует их в определенных материальных формах.

1 Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. М., 1987. С. 18.


Глава III. Структура научного познания______________________ 213

Будучи синтезом, концентрацией знаний о конкретном фраг­менте действительности, теория не должна замыкаться на себя, а выходить во вне, содержать в себе стремление к практической реализации и своему материальному воплощению. Практическая деятельность людей, овладевших теорией как планом, програм­мой последней, и есть опредмечивание теоретического знания. При этом как сама эта деятельность, так и ее субъекты должны быть поняты в их социокультурной, исторической обусловленно­сти. В процессе опредмечивания теории в практике люди не толь­ко создают то, чего природа сама по себе не создавала, но одно­временно обогащают свои теоретические знания, проверяют и удо­стоверяют их истинность, изменяются сами.

5.Практическая реализация знания требует не только тех, кто
будет осуществлять воплощение теории в практику, но и не­
обходимых средств воплощения — как объективных, так и
субъективных. Это, в частности, формы организации обще­
ственных сил, те или иные социальные институты, необхо­
димые технические средства и т. д. Сюда же относятся фор­
мы и методы познания и практического действия, способы и
средства решения назревших теоретических и практических
проблем и т. п.

6. Материализация теории в практике должна быть не едино­
временным актом (с угасанием ее в итоге), а процессом, в
ходе которого вместо уже реализованных теоретических по­
ложений появляются новые, более содержательные и разви­
тые, которые ставят перед практикой более сложные задачи,
требуют новых форм и условий своего опредмечивания.

7.Успешная реализация в практике теоретических знаний обес­
печивается лишь в том случае, когда люди, которые берутся
за практические действия, убеждены в истинности тех зна­
ний, которые они собираются применить в жизни. Без пре­
вращения идеи в личное убеждение, веру человека невозмож­
на практическая реализация теоретических идей, тем более
таких, которые несут в себе необходимость прогрессивных
социальных преобразований.

8. Материализация знания, переход от абстрактной научной тео­
рии к практике, не является прямым и непосредственным.
Она представляет собой сложный, тонкий, противоречивый
процесс, состоящий из определенных посредствующих (про-


ц


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: