Финансирование ФК и С в странах с рыночной экономикой предполагает различные источники поступления финансовых ресурсов в отрасль, которые можно объединить в две основные группы - бюджетные и внебюджетные.
Бюджетное финансирование- это предоставление в безвозвратное пользование средств из государственного бюджета для полного или частичного покрытия своих расходов предприятиями и организациями.
Структура и содержание бюджетного финансирования ФК и С в России осуществляется на основе действующей бюджетной классификации, введенной законом РФ «О бюджетной классификации РФ» (№115-ФЗ от 05.08.2000).
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении проектов бюджетов и исполнения бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Рассмотрим более подробно те составляющие бюджетной классификации, которые имеют непосредственное отношение к вопросу финансирования ФК.
|
|
Классификация доходов бюджетов РФ предусматривает следующие группы, объединяющие конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:
группа «Налоговые доходы»: налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции, пошлины и сборы.
группа «Неналоговые доходы»: доходы от имущества, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы.
Группа «Безвозмездные перечисления» от: бюджетов других уровней, государственных организаций, наднациональных организаций, нерезидентов.
Группа «Доходы целевых бюджетных фондов»: дорожные фонды, экологические фонды, фонд борьбы с преступностью, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, фонд по атомной энергии, фонд содействия военной реформе, фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов, фонд охраны водных объектов, фонд по охране озера Байкал, целевые фонды субъектов РФ.
Группа «Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативно-правовых актов, принятых органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ.
|
|
Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств на выполнение функций государства. Таким разделом функциональной классификации расходов бюджетов для отрасли является «Здравоохранение и физическая культура».
Вторым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются подразделы, конкретизирующие направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов. Раздел «Здравоохранение и физическая культура» состоит из трех подразделов-«Здравоохранение», «Санитарно-эпидемиологический надзор» и «Физическая культура и спорт».
Третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ образуют целевые статьи, отражающие финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов. Подраздел «Физическая культура и спорт»предусматривает следующие целевые статьи расходов: «центральный аппарат», «НИОКР», «ведомственные расходы на средне профессиональное образование», «ведомственные расходы на повышение квалификации и переподготовку», «ведомственные расходы на высшее профессиональное образование», финансирование части расходов на содержание спортивных команд, «ведомственные расходы на ФК и С», прочие расходы на федеральные целевые программы.
Четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ составляют виды расходов, которые детализируют направления финансирования расходов в пределах целевых статей. Например, целевая статья «центральный аппарат» предусматривает такие виды расходов, как денежное содержание аппарата и расходы на содержание аппарата.
Соотношение средств на развитие ФК и С, выделяемых из федерального бюджета, с одной стороны, и бюджетов субъектов РФ, с другой стороны в соответствии с функциональной классификацией расходов, составляло в 1999 году примерно 1:7.5. Данное соотношение будет меняться в пользу последних. Это связано с тем, что в соответствии с Бюджетным кодексом, принятым в 1998 году и введенным в действие в 2000 году, организация, содержание и развитие учреждений ФК и С, находящихся в муниципальной собственности или собственности органов местного самоуправления, должны осуществляться исключительно из местных бюджетов.
Анализ практики бюджетного финансирования ФК и С свидетельствует, что оно осуществляется и по другим разделам функциональной классификации расходов бюджетов («Национальная оборона», «Образование», «Социальная политика»), периодически используются фонды Президента и Правительства.
Ведомственная классификация расходов бюджетов РФ предназначается для обеспечения адресного выделения финансовых ресурсов и отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ.
Главными распорядителями средств федерального бюджета применительно к отрасли «Физическая культура и спорт» являются Госкомитет РФ по физической культуре, спорту и туризму и Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО).
По долевому составу расходов наиболее значимыми являются затраты на «Здравоохранение и физическую культуру»- 76.1%. Данная позиция в 2000 году предусматривала ведомственные расходы в объеме 754 млн.рублей. Из них было выделено на заработную плату работников сборных команд-45.2 млн.руб., на содержание государственного учреждения «Центр спортивной подготовки»-50 млн.руб., на проведение спортивных мероприятий-659.1 млн.руб.
|
|
Необходимо отметить, что основная доля средств, выделяемая на финансирование спортивных мероприятий, относится к сфере спорта высших достижений. На долю физкультурно-массовых мероприятий среди населения приходится лишь 5.2% средств.
Практика последних лет такова, что бюджетные поступления существенно отстают от сумм, заложенных в бюджет при его утверждении. Так, в 1995 году отрасль ФК и С реально получила из госбюджета 59.3% запланированных средств, в 1998 году-42.3%. Однако по состоянию на 1.07.2000 года фактическое исполнение бюджета составило 100%.
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ отражает виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции, и состоит из следующих важных для ФК и С категорий расходов. Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных организаций, оказание господдержки отраслям экономики в форме дотаций, субсидий на текущее финансирование. В категорию текущих расходов включены следующие группы: «Закупки товаров и оплата услуг»: оплата труда госслужащих (основной оклад, надбавки), начисления на оплату труда (страховые взносы в Фонд социального страхования, фонд занятости, пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования), командировки и служебные разъезды, приобретения предметов снабжения и расходных материалов, оплата транспортных услуг, услуг связи, коммунальных услуг и др.; «Субсидии, субвенции и текущие трансферты» - выплаты пенсий, пособий, стипендий и т.п.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В категорию «капитальные расходы» включены следующие группы:
-капитальные вложения в основные фонды: приобретение оборудования и предметов длительного пользования, капитальное строительство, капремонт,
-создание государственных запасов и резервов;
|
|
-приобретение земли и нематериальных активов; -капитальные трансферты и др.