Договорный процесс в коммерческом обороте

7.1. Квалифицирующие признаки и система

коммерческих договоров

7.1.1. Квалифицирующие признаки коммерческих договоров

Универсальным инструментом коммерческого оборота является договор. В гражданском праве договор занимает одно из центральных мест в правовом регулировании имущественных отношений. Часть вторая ГК РФ заложила основу для правового регулирования практически всех наиболее часто используемых в гражданском обороте договорных конструкций, также при этом предусмотрев возможность заключения договоров, в ГК РФ прямо не упомянутых. Гражданский кодекс РФ основан на концепции единства гражданского права как частного права, регулирующего всю совокупность отношений собственности и товарно-денежных связей, включая и торговый оборот.

В соответствии со ст. 420 ГК РФ договором является соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Коммерческие договоры как сделки в силу специфики субъектного состава и предмета правового регулирования обладают рядом особенностей, которые присущи им, в первую очередь как предпринимательским сделкам:

1) особенности коммерческой деятельности как разновидности деятельности предпринимательской: эта деятельность является самостоятельной, она осуществляется субъектами этой деятельности на свой риск, поэтому риски должны покрываться за собственный счет;

2) любая коммерческая сделка как сделка предпринимательская совершается с целью извлечения прибыли, поэтому любые договоры, не содержащие условия о возмездности (безвозмездные договоры), такие как дарение или безвозмездное пользование, по этому признаку не могут быть отнесены к разновидности коммерческих договоров. Л.В. Андреева отмечает, что "понятие коммерческой оборотоспособности не совпадает с понятием гражданской оборотоспособности по объектам и кругу совершаемых сделок. Объектами торгового оборота являются товары. Из круга совершаемых сделок в торговом обороте исключаются сделки по безвозмездной передаче имущества, в том числе в порядке наследования и реорганизации юридического лица" <1>. На важность возмездных начал коммерческого оборота указывает и Б.И. Пугинский, подчеркивая, что "коммерческая оборотоспособность означает возможность свободного отчуждения объектов на возмездной основе. Она не касается актов безвозмездной передачи имущества, в том числе в порядке дарения, наследования, реорганизации юридического лица либо иным способом" <2>. Кроме этого, особенности коммерческого оборота определяются спецификой сферы обращения товаров, а именно условиями оптового рынка, в отличие от сферы рынка потребления товаров;

--------------------------------

<1> Андреева Л.В. Коммерческое право России. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 77.

<2> Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010. С. 94.

3) коммерческие сделки совершаются профессионалами, что позволяет предъявлять к ним повышенные требования, направленные на обеспечение защиты массового и в большинстве своем непрофессионального потребителя от возможных злоупотреблений в условиях рыночных отношений. Признание стороны в договоре профессиональным предпринимателем связано с необходимостью его регистрации в этом качестве в установленном законом порядке. В соответствии с этим любые сделки, в которых принимает участие юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, не зарегистрированные в качестве субъектов торговой деятельности, не могут относиться к разряду коммерческих сделок;

4) в отличие от гражданско-правовых сделок, которые в основном представляют собой единичные акты, коммерческие сделки характеризуются множественностью, массовостью и частой повторяемостью их совершения между одними и теми же лицами (торговыми партнерами);

5) публичный и профессиональный характер деятельности и направленность ее на извлечение прибыли предопределяют необходимость участия государства в формулировании и поддержке особых условий коммерческих сделок, в определении четких границ свободы договора в целях обеспечения публичных интересов как интересов неопределенного круга лиц;

6) другая особенность коммерческих договоров заключается в том, что для них характерна наибольшая степень свободы сторон в заключении договора и в формировании его условий в полной мере действуют основные положения о свободе договора, предусмотренные ст. 421 ГК РФ. В двусторонних коммерческих договорах реализуются предусмотренные этой статьей возможности заключения договоров, не предусмотренных законом, смешанных договоров, содержащих элементы различных договоров;

7) систематичность, профессиональный характер, направленность на извлечение прибыли делают необходимым особое регулирование, направленное на установление повышенных требований к коммерсантам, что выражается либо в установлении дополнительных обязанностей, например об информировании контрагента о свойствах товара или условиях договора, либо в установлении повышенной ответственности за нарушение договора, либо в недопустимости ее снижения для предпринимательской стороны;

8) еще одной особенностью коммерческих договоров является, с одной стороны, использование простых форм их заключения, а с другой - выработка точных и строгих условий, определяемых правилами публичных договоров и договоров присоединения.

Как указывает В.В. Витрянский, "обозначение договора или группы договоров как "предпринимательских" носит условный характер: такой класс договоров не предусмотрен ГК РФ и иным законодательством. Вместе с тем законодательством обеспечивается дифференцированное (специальное) регулирование обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности (например, ст. ст. 310, 315 ГК РФ), обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью (ст. 322 ГК РФ), обязательств, исполняемых при осуществлении предпринимательской деятельности (ст. 401 ГК РФ)" <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Статья В.В. Витрянского "Особенности ответственности за нарушение предпринимательского договора" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2008, N 1.

<1> Витрянский В.В. Ответственность за нарушения "предпринимательского договора" // Материалы ежегодных научных чтений памяти профессора С.Н. Братуся (Москва, 24 октября 2007 г.). М., 2008. С. 17.

Коммерческим договорам присущи специфические признаки, не характерные для предпринимательских договоров, которые определяют особенности формирования режима их правового регулирования. Кроме возмездного характера договорных коммерческих обязательств и их специального субъектного состава, делающих необходимым выделение их в специальные виды договорных конструкций в ряду общих гражданско-правовых договорных институтов, особый характер коммерческой деятельности как деятельности торговой, имеющей совершенно особый предмет правового регулирования, позволяет выделить несколько общих признаков, присущих только коммерческим договорам.

1. Б.И. Пугинский в качестве основного критерия коммерческих договоров называет их связь с торговым оборотом процессом продвижения товаров от изготовителя к потребителю <1>. Важным является вопрос: чем обусловлена такая связь, что прежде всего определяет принадлежность того или иного вида договора к разряду коммерческого договора? Коммерческие договоры обладают самым существенным отличием от всех иных видов гражданско-правовых договоров, заключающимся в том, что материальным условием о предмете в них является особый объект гражданских прав - товар. Признак наличия в договоре товара как индивидуально-определенной вещи определяется его физическими свойствами как вещи, определяющими ее правовой статус товара, гражданской объектностью товара как предмета коммерческого оборота, а также экономико-правовыми свойствами товара как предмета торговли.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 141.

Материальность вещи является обязательным признаком ее как товара. Поэтому к числу коммерческих договоров не могут относиться договоры, материальным предметом которых являются ценные бумаги, например договор купли-продажи акций, договоры на передачу интеллектуальной собственности (например, договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ)), договоры уступки права требования (франчайзинг или финансовая аренда).

Предметом коммерческих договоров также не могут являться объекты недвижимости, потому что коммерческая деятельность осуществляется на оптовых рынках, а особенности правового режима недвижимости, предусматривающего в том числе государственную регистрацию перехода прав на нее и сделок с ней, предполагают индивидуальный подход к совершению каждой сделки с каждым отдельным объектом недвижимости, что исключает участие недвижимости в коммерческом обороте. Вещи, прочно связанные с землей (недвижимые вещи (п. 1 ст. 130 ГК РФ)), не могут выполнять функции товаров в силу того, что сделки с недвижимостью носят разовый характер, и по этой причине недвижимость не может быть объектом оптового рынка.

В целом распространение на объект гражданских прав правового режима государственной регистрации по смыслу ст. ст. 130 и 131 ГК РФ исключает участие этих вещей в коммерческом обороте и, как следствие, не позволяет им быть предметом коммерческих договоров. Поэтому к числу коммерческих договоров нельзя отнести договоры об отчуждении воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов.

2. Другой специфический признак коммерческих договоров определяется сектором, в котором существуют коммерческие отношения, а именно оптовым рынком товаров. Предметом коммерческой деятельности является предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли путем продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на оптовых рынках с целью продвижения товаров от изготовителей к оптовым потребителям. Конечным звеном в цепочке продвижения товаров от производителей до розничных рынков является оптовый потребитель, который по правовому статусу представляет собой профессионального предпринимателя. В этом заключается принципиальное отличие коммерческих договоров от договоров предпринимательских, в которых хотя бы одна из сторон может являться предпринимателем. Вопрос об отнесении договоров с участием потребителей к разновидности коммерческих договоров до настоящего времени не нашел окончательного решения. Важность этого вопроса связана еще и с тем, что от его решения зависит признание розничных рынков областью коммерческих отношений.

Существует мнение <1>, в соответствии с которым розничные рынки нельзя относить к сектору коммерческих отношений, так как на них распространяют действие нормы о защите прав потребителей. На розничных рынках конечными потребителями товара являются не только граждане-потребители, но и юридические лица, приобретающие товары в розницу для удовлетворения каких-либо потребностей, не связанных с дальнейшим продвижением этого товара на рынке. В связи с этим не все договоры на розничном рынке подлежат регулированию Законом РФ "О защите прав потребителей", т.е. носят характер потребительских договоров. Поэтому признак необходимости применения к регулированию отношений в сфере розничной торговли правил о защите прав потребителей не является определяющим критерием для невозможности отнесения этой группы отношений к разновидности коммерческих отношений.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Л.В. Указ. соч. С. 8.

Более важным критерием отнесения коммерческих отношений только к области оптовых рынков является специфическая особенность коммерческой деятельности, которая состоит в том, что обе стороны коммерческого отношения действуют с целью извлечения выгоды. Именно обоюдная экономическая выгода сторон коммерческого договора является его главным критериальным признаком. Исходя из этого, в противоположность оптовым рынкам, рынки розничные предназначены для того, чтобы на них товар вышел из товарного оборота и был использован по своему назначению потребителем в качестве вещи. На розничных рынках в результате продажи товар теряет свойства товара и покидает товарный оборот. На оптовом рынке интерес его участников удовлетворяется за счет получения сторонами договора взаимной экономической выгоды. На розничных рынках конечный потребитель приобретает товар не со спекулятивной целью, а для удовлетворения личных нужд, не ставя перед собой задачу получения прибыли от приобретенного товара.

Таким образом, торговля опосредуется двумя видами рынков - оптовым и розничным. Из этого следует важный вывод: объект торговых договоров значительно шире, чем объект договоров коммерческих, и охватывает собой последние, включая в себя договоры, заключаемые на розничных рынках с участием конечных потребителей товаров.

3. Из предыдущего признака коммерческих договоров следует, что обе стороны коммерческого договора являются профессиональными предпринимателями. Это предопределяет особенности правового режима коммерческих договоров. Особенностью коммерческой деятельности является важность соблюдения равных прав и возможностей сторон коммерческого отношения (принцип равенства). Это еще одна причина, по которой граждане - физические лица должны исключаться из ряда субъектов коммерческого права. Равенство сторон коммерческого договора дает его участникам ряд существенных преимуществ:

1) отсутствие льготных режимов договорных условий, связанных с необходимостью предоставления дополнительных прав или установления дополнительных обязанностей или ответственности для одной из сторон коммерческого договора (более того, подобные условия в коммерческих договорах должны рассматриваться как кабальные);

2) предоставление наибольшей степени свободы в определении условий коммерческих договоров. Ярким примером может служить возможность установления сторонами таких договоров в их тексте права на односторонний отказ от исполнения договора, даже в случаях, когда законом такое право не предусматривается (ст. 310 ГК РФ). Ответственность предпринимателей друг перед другом строится на началах правового равенства;

3) экономическое равенство сторон коммерческого договора подтверждает невозможность отнесения к разряду коммерческих договоров сделки в тех сферах экономики, которые отнесены к естественным монополиям или в которых возможно нарушение пределов осуществления гражданских прав хозяйствующими субъектами, занимающими на рынке доминирующее положение, т.е. в сферах, в которых отсутствуют экономическое равенство сторон и конкуренция.

Подводя итоги оценки квалифицирующих признаков коммерческих договоров, можно заключить, что коммерческий договор - это возмездное соглашение двух или нескольких профессиональных предпринимателей, действующих самостоятельно и на свой риск с целью извлечения обоюдной экономической выгоды на оптовых товарных рынках для продвижения товара от производителей к оптовым потребителям.

7.1.2. Свобода коммерческих договоров

Реализация принципов равенства, справедливости и свободы, провозглашенных Конституцией РФ, находит свое прямое отражение в законодательстве. Эти принципы служат стержнем правовой системы России. Свобода гражданско-правового договора относится к числу основных начал гражданского законодательства, установленных ст. 1 ГК РФ. Принцип свободы договора, закрепленный в ГК РФ (ст. 421), имеет существенное значение и для коммерческих договоров. Свобода, как известно, "возможна лишь в правовой форме, поскольку только право способно провести и проводит разграничительную линию между свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу как отношения независимых друг от друга субъектов права в рамках общего правопорядка" <1>.

--------------------------------

<1> Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995 (по изд. 1907). С. 304.

Принцип свободы договора, провозглашенный гражданским законодательством, важен и для коммерческих (торговых) договоров. Он закрепляет, в частности:

1) самостоятельность принятия решения о заключении договора (понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда такая обязанность установлена законом, - публичный договор (ст. 426 ГК РФ), предварительный договор (ст. 429 ГК РФ));

2) свободу выбора контрагента договора и выбора вида договора (стороны могут заключить договор, как предусмотренный (поименованный), так и не предусмотренный (непоименованный) законом и иными правовыми актами; контрагенты могут также заключить смешанный договор, т.е. договор, содержащий в себе элементы нескольких видов договоров, например комплексный договор поставки, включающий в себя элементы договора транспортной экспедиции и договора хранения). "Смешанный договор следует отграничить от комплексного. Понятие комплексного договора используется в случаях, когда договор включает несколько самостоятельных обязательств, например обязательство поставки сложного оборудования и обязательство шефмонтажа. Правила, применимые к смешанному договору, могут быть использованы и при заключении комплексного договора" <1>;

--------------------------------

<1> Копьев А.В. О свободе гражданско-правовых договоров в сфере предпринимательства // Налоги. 2008. N 19.

3) свободу определения условий договора, не противоречащих закону (при диспозитивном характере норм об условиях договора стороны могут изменить данные условия своим соглашением). Гражданско-правовой договор называют одним из средств осуществления диспозитивности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Молчанова Т.Н. Диспозитивность и гражданско-правовой договор // Сб. учен. тр. Свердловского юрид. ин-та. Свердловск, 1972. С. 43.

При подробном рассмотрении положений ст. 421 ГК РФ можно определить следующее содержание принципа свободы договора в современном гражданском обороте:

1) признание граждан и юридических лиц свободными в заключении договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). При этом понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключать договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством;

2) предоставление сторонам возможности заключать любой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ). Таким образом, стороны могут в необходимых случаях самостоятельно создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству;

3) свобода сторон определять условия заключаемого ими договора, в том числе и построенного по указанной в законодательстве модели (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Единственное требование к сторонам в этом случае состоит в том, чтобы избранное таким образом условие не противоречило закону или иным правовым актам. В частности, стороны не могут предусмотреть условие договора, содержание которого не соответствует предписаниям закона;

4) если условие договора не определено сторонами или диспозитивными нормами закона, такие условия определяются исходя из обычаев делового оборота, применимых к отношениям сторон (п. 5 ст. 421 ГК РФ).

Выделяются и иные составляющие принципа свободы договора, прямо не закрепленные в ст. 421 ГК РФ, но вытекающие из положений гражданского законодательства:

1) возможность заявления требования о расторжении договора только по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон;

2) невозможность изменения последствий неисполнения договора, предусмотренных соглашением, по решению судебных органов;

3) применение за нарушение договора чисто гражданской ответственности.

Из принципа свободы договора законодательством устанавливаются определенные исключения, в том числе и в сфере коммерческих (торговых) отношений. Например, свобода принятия решения о заключении договора поставки для государственных нужд и выбора контрагента у поставщика, занимающего доминирующее положение на рынке, отсутствует (п. 2 ст. 5 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд").

Принцип свободы договора может содержать исключения, которые можно разделить на:

1) объективные ограничения, т.е. содержащиеся в ГК РФ, иных федеральных законах и нормативных правовых актах;

2) субъективные ограничения, принятые на себя стороной договора добровольно, в рамках осуществления по своему усмотрению своих гражданских прав.

Возможно и ограничение свободы формирования условий договора. Свобода формирования условий договора может ограничиваться:

1) установлением законодательством перечня обязательных для включения в договор условий;

2) установлением содержания определенных условий либо границ свободы усмотрения сторон при формировании того или иного условия (например, установление определенного срока действия договора, применение регулируемой цены и т.д.).

В коммерческих отношениях, предполагающих максимальную свободу деятельности предпринимателей, в силу ст. 1 ГК РФ свобода коммерческого договора может быть ограничена только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. С целью защиты интересов конечных потребителей товаров, обеспечения качества товаров, их безопасности, соответствия их международным и отечественным требованиям, а также с целью предотвращения нарушения пределов осуществления гражданских прав хозяйствующими субъектами, занимающими на рынке доминирующее положение, т.е. в сферах, где отсутствуют экономическое равенство сторон и конкуренция, свобода заключения коммерческих договоров может быть ограничена нормами как ГК РФ, так и других законов, прежде всего Федеральными законами "О защите конкуренции" и "О естественных монополиях".

В коммерческих отношениях одним из ограничений свободы коммерческого договора является обязанность его заключения для некоторых хозяйствующих субъектов торговых рынков. Например, ст. 8 Федерального закона "О естественных монополиях" предусматривает обязанность субъекта естественной монополии заключить договор с потребителями. Статья 10 ЗоЗК запрещает организациям, занимающим доминирующее положение на товарных рынках, отказываться от заключения договоров с потребителями или покупателями при наличии экономических и технологических возможностей производства или поставки соответствующего товара.

Другим ограничением свободы коммерческих договоров являются императивные нормы законов или иных правовых актов, при отступлении от которых наступают последствия, предусмотренные ст. 168 ГК РФ, т.е. соответствующее условие либо договор в целом признаются недействительными. Так, ст. 10 ЗоЗК запрещает также организациям, занимающим доминирующее положение, в том числе субъектам естественных монополий, включать в договор условия, не относящиеся к предмету договора, а также навязывать условия, ущемляющие права и интересы другой стороны и невыгодные для нее, определять монопольно высокие или монопольно низкие цены, включать в договор дискриминационные условия, которые ставят организацию, заключающую договор, в неравное положение с другими организациями. Включение или навязывание таких условий должно рассматриваться как запрещенная монополистическая деятельность и злоупотребление правом, влекущие не только судебную защиту прав контрагента, но и административную ответственность.

К числу обязательных требований к заключению договоров относится их публичный характер. Однако на практике многие коммерческие организации отказываются от заключения договоров с конечными потребителями, ссылаясь на то, что они либо продают товар только оптовым потребителям, либо осуществляют продажу только по безналичному расчету. Кроме того, оптовый продавец может не заключить договор с оптовым покупателем, если сочтет это невыгодным для себя. ГК РФ в п. 1 ст. 426 содержит открытый перечень деятельности, при осуществлении которой применяется договор, названный в ГК РФ публичным. Представляется, что на оптовых рынках нет необходимости в установлении ограничений, связанных с публичным характером договора купли-продажи, так как публичный договор в первую очередь призван обеспечивать интересы широкого круга потребителей, а оптовая торговля направлена на продвижение товара на рынках. Кроме того, признание публичного характера коммерческих договоров означало бы возможность участия в них в качестве покупателя граждан-потребителей, так как дефиниция публичного договора, установленная ст. 426 ГК РФ, предполагает, что коммерческая организация обязана заключить договор с любым и каждым, кто к ней обратится. Граждане-потребители, как указывалось выше, не могут являться стороной в коммерческом договоре, что автоматически должно исключать признание его публичного характера.

Это правило непосредственно касается всех отчуждательных коммерческих договоров. Однако это не исключает существования сервисных коммерческих обязательств публичного характера. Например, ГК РФ устанавливает отличия между договором складского хранения (ст. 907) и хранением товаров складом общего пользования (ст. 908). При этом товарный склад признается складом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что он обязан принимать товары на хранение от любого товаровладельца. Поэтому п. 2 ст. 908 ГК РФ признает договор складского хранения, заключаемый товарным складом общего пользования, публичным договором. Эти же правила по аналогии должны распространяться и на другие виды сервисных обязательств. Например, договор, заключенный между перевозчиком и собственником товара, являющегося предметом оптовой торговли, не должен признаваться публичным, однако тот же грузоперевозчик не имеет права отказаться от заключения договора с физическим лицом, если речь будет идти о заключении договора перевозки транспортом общего пользования (ст. 789 ГК РФ).

В ряде законов отдельные договоры прямо названы публичными. Такие договоры не могут существовать как в публичном, так и не в публичном варианте, так как это установление законодателя носит императивный характер. Таким образом, исходя из признания коммерческих договоров не имеющими характер публичных, любые договоры, обозначенные в законе или иных нормативно-правовых актах в качестве публичных, не могут признаваться коммерческими договорами. Так, в Федеральном законе "Об электроэнергетике" названы публичными договор оказания услуг по передаче электрической энергии, заключаемый сетевой организацией, и договор энергоснабжения, заключаемый гарантирующим поставщиком. Согласно ст. 548 ГК РФ к публичным следует отнести не только договоры энергоснабжения, но и иные договоры снабжения через присоединенную сеть - снабжения тепловой энергией, водой (ст. ст. 539 и 548 ГК РФ) и т.п. В соответствии с этим данные виды договоров не должны признаваться разновидностью коммерческих договоров.

В коммерческом обороте для форсирования процессов по продвижению товаров отчуждательные договоры заключаются часто в форме договоров присоединения. В отличие от публичного договора контрагент по договору присоединения не вправе оспаривать его условия и влиять на их содержание. Однако в этом случае не нарушается принцип свободы договора, так как на усмотрение присоединяющейся стороны остается принятие решения, присоединяться к договору или нет. Из этого вытекает, что одним из условий использования договора присоединения у присоединяющейся стороны, как правило, должна быть возможность выбора контрагента из числа тех, кто предлагает договор присоединения. Отсюда следует, что в сферах экономики, в которых отсутствует конкуренция, договор присоединения не должен применяться <1>. Это одна из причин необходимости поддержания конкурентной среды на торговых рынках.

--------------------------------

<1> См.: Клейн Н.И. Применение принципа свободы договора в предпринимательской деятельности // Договоры в предпринимательской деятельности / Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. М., 2008. С. 26.

Установление законодателем правил о договоре присоединения направлено в первую очередь на защиту интересов гражданского оборота в целом, предоставляя возможность одной из сторон договора заключить его на своих условиях с целью упрощения и ускорения процедуры совершения сделки. Конструкция договора присоединения по смыслу п. 1 ст. 428 ГК РФ должна применяться без учета особенностей правового статуса сторон договора. Правило п. 2 ст. 428 ГК РФ направлено на защиту прав потребителей, но не в смысле распространения на нее законодательства о защите прав потребителей. Возможность удовлетворения требований присоединившейся стороны по основаниям, установленным п. 2 ст. 428 ГК РФ, предоставляет ей право на судебное расторжение или изменение договора на основании п. 2 ст. 450 ГК РФ. Это правило прямо не указывает на то, что этой стороной является гражданин-потребитель. Только при систематическом толковании норм п. п. 2 и 3 ст. 428 ГК РФ становится очевидным, что у лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (т.е. потребителей), по отношению к предпринимателям имеется дополнительное преимущество, которое позволяет судам не принимать во внимание степень оценки присоединившейся стороной договора его условий. Таким образом, модель договора присоединения не содержит прямого механизма защиты прав потребителя, при этом значительно упрощая возможность заключения коммерческих договоров оптовыми продавцами на их условиях. В любом случае конструкцию договора присоединения следует расценивать не как ограничение свободы заключения коммерческих соглашений, а, напротив, в качестве правового стимула для развития товарного оборота.

Пункт 3 ст. 428 ГК РФ значительно ограничивает лишь права стороны, заключившей договор в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая должна быть осмотрительна при заключении договора, присоединяясь к его условиям, так как ей предоставлено право требовать расторжения или изменения договора присоединения лишь в случаях, когда она докажет, что не знала или не должна была знать, на каких условиях заключается договор.

Свобода коммерческих договоров может быть ограничена правосубъектностью их сторон. Следует иметь в виду, что сторонами коммерческого договора всегда являются коммерческие организации, профессионально осуществляющие предпринимательскую деятельность. Применительно к юридическим лицам это ограничение может быть связано с сохранившейся для некоммерческих и отдельных видов коммерческих организаций специальной, т.е. ограниченной целями их деятельности, закрепленными в учредительных документах, правоспособностью. Такими же ограничительными являются, например, нормы, запрещающие заключение определенных договоров банкам, страховым организациям и товарным биржам. Например, в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой, а также страховой деятельностью. Определенные запрещения содержатся также в п. 2 ст. 3 Закона РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" и в ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56 (с послед. изм.).

Особое значение имеют ограничения, связанные с введением лицензионного порядка осуществления предпринимательской деятельности. Режим лицензирования деятельности коммерческих организаций предполагает для них возможность заниматься отдельными видами деятельности только при наличии специального разрешения - лицензии. А это значит, что только они могут заключать определенные виды договоров. В некоторых статьях ГК РФ исключается возможность выступления в качестве стороны в договоре определенных видов юридических лиц. Например, п. 2 ст. 690 ГК РФ запрещает передачу коммерческой организацией своего имущества в безвозмездное пользование ее учредителю, участнику, руководителю, члену ее органов управления или контроля. В том и другом случае нарушение соответствующего требования влечет за собой признание заключенного договора недействительным, к тому же ничтожным. К таким же последствиям приводит заключение договора дарения с лицами, которым в силу ст. 575 ГК РФ запрещено выступать в роли дарителей.

Ограничения свободы коммерческого договора могут определяться особенностями оборотных свойств товара. В силу п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе. Имеется в виду ограничение оборотоспособности определенных объектов путем указания лиц, которым они могут принадлежать, а также продажа которых производится по специальному разрешению в порядке, предусмотренном законом. Так, например, Федеральным законом "Об оружии" перечислены виды гражданского и служебного оружия, оборот которого на территории РФ ограничен.

Товарами, на которые распространяется режим ограничения их движения в обороте, являются некоторые виды лекарственных препаратов (наркотические, психотропные и иные) <1>, алкогольная продукция <2>, некоторые виды пищевых продуктов <3> и иные виды товаров, реализация которых осуществляется на основе специального лицензирования и квотирования <4>. Такое ограничение может быть установлено различными способами, например путем установления категорий субъектов, которые могут приобретать определенные категории товаров <5>, либо формированием специального разрешительного порядка реализации определенных категорий товаров <6>. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом <7>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815.

<2> Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании и обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

<3> Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

<4> Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1992 г. N 959 "О поставках продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена".

<5> См.: ст. 10 Федерального закона "Об оружии".

<6> См.: ст. 3 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"; ст. 2 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах"; ст. 12 Федерального закона "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

<7> См., например: Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

7.1.3. Система коммерческих договоров

Система гражданско-правовых договоров имеет существенное значение для законодательной практики и науки в целом. Как справедливо отмечает С.С. Занковский, "эта проблема - часть более общего вопроса о классификации договорных обязательств, а предложить такую классификацию, в которую легко и логично уложились бы все обязательства, до сих пор никому не удалось. Это, по-видимому, и невозможно, потому что договоры вызываются к жизни практикой, а она не задумывается о том, уложатся ли они в созданные теорией классификационные ряды" <1>. Именно посредством классификации договоров определяется такой важнейший его признак, как направленность обязательства из договора к результату, к которому стремятся его стороны.

--------------------------------

<1> Занковский С.С. Предпринимательские договоры. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 20.

В юридической литературе большое значение придается разграничению гражданско-правовых договоров на типы, виды и разновидности <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Брагинский М.И. Указ. соч. С. 39; Быков А.Г. Система хозяйственных договоров // Вестник МГУ. 1974. N 1. С. 6 - 9; Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 37 - 38; Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М., 1959. С. 100 - 102; Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С. 64 - 68.

По общему правилу тип договора - это глава в ГК РФ, например гл. 30 ГК РФ "Купля-продажа". Вид договора - это соответствующий параграф в главе, например § 3 "Поставка товаров".

В законодательстве зарубежных стран торговые договоры классифицируются по двум основным признакам: 1) по содержанию обязательства, предусматривающего возмездное отчуждение товара (Франция, Испания); 2) по признаку заключения его коммерсантом (Германия, Япония).

Разделение коммерческих договоров на соответствующие виды в Российской Федерации строится по иным признакам, основанным на юридико-экономической классификации гражданско-правовых договоров, установленной ГК РФ. Как было указано выше, основным квалифицирующим признаком любых коммерческих сделок является их непосредственная связь с материальным условием договоров о предмете - товарами. Объект коммерческого договора, представляющий собой предполагаемую при заключении договора деятельность обязанных сторон договора, может иметь различное содержание. Однако далеко не все виды договоров, поименованных в ГК РФ, могут быть отнесены к разряду коммерческих договоров. Не могут быть отнесены к коммерческим договорам договоры, которые не опосредуют движение товара по оптовым рынкам.

С другой стороны, в коммерческом обороте возрастает количество сделок (договоров), не упомянутых в ГК РФ, но непосредственно связанных с торговым оборотом. Такая тенденция получила название "коммерциализация торговли" <1>. Среди такого рода договоров называются договор оптовой купли-продажи, договоры на изготовление рекламной продукции, на оказание маркетинговых услуг, коммерческого посредничества и комиссии и иные.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 141.

1. Основу коммерческого оборота составляет перепродажа товаров со спекулятивной целью (т.е. с целью извлечения прибыли). Это достигается путем передачи товара от одного оптового продавца другому вплоть до оптового потребителя, который продает этот товар конечному потребителю на розничном рынке. Передача товара в собственность осуществляется на основании отчуждательных договоров, центральным из которых является договор купли-продажи как род и некоторые его виды. На возможность использования в коммерческом обороте тех или иных видов договора купли-продажи оказывают воздействие несколько факторов:

1) особенности субъектного состава договора, исключающие его из ряда коммерческих договоров. Например, в договоре розничной купли-продажи покупателем является гражданин-потребитель, а не профессиональный предприниматель, что не позволяет отнести этот вид договора к разряду коммерческих договоров. Это не означает, что коммерческое право не должно учитывать интересы конечных потребителей. Права потребителей должны соблюдаться не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии производства и оптовой реализации товаров;

2) необходимость индивидуализации некоторых объектов гражданских прав обусловливает невозможность их участия в оптовом обороте. По этому признаку, например, договор ренты, также относящийся к отчуждательным договорам, не может быть признан коммерческим договором;

3) кроме индивидуализации в некоторых случаях необходимо проведение регистрационных действий по отношению к материальному условию о предмете договора по основаниям ст. ст. 130 и 131 ГК РФ, что не позволяет проводить оптовую продажу некоторых видов объектов гражданских прав. По этой причине к числу коммерческих договоров не могут быть отнесены договоры купли-продажи недвижимости и купли-продажи предприятия;

4) специфика правового режима организации продажи некоторых видов товаров, в частности, применение к договорам купли-продажи правил монопольного законодательства, государственного регулирования цен, установление ряда регламентов и правил при осуществлении сделок купли-продажи, настолько резко ограничивает свободу предпринимательства, что не позволяет отнести некоторые виды таких договоров к числу коммерческих договоров (например, договор энергоснабжения).

Исходя из этого коммерческими отчуждательными договорами можно считать: договор поставки, договор контрактации, договор мены.

Передача имущества во временное пользование, направленная на извлечение прибыли и осуществляемая профессиональными предпринимателями, соответствует большинству признаков коммерческих договоров, кроме одного - цели договора. Основной целью любого коммерческого договора в конечном счете является перепродажа товара, т.е. его отчуждение. Передача имущества во временное пользование не имеет целью отчуждение имущества и предполагает его возврат собственнику. Поэтому договоры аренды, доверительного управления, займа не могут быть отнесены к коммерческим договорам.

2. В коммерческом обороте используется большое количество договорных конструкций, связанных с оказанием услуг и выполнением работ в отношении продвижения товаров на оптовых рынках. Эти договоры имеют целью обслуживание товарного оборота, обеспечивая условия для исполнения основных обязательств по перепродаже товаров. Обслуживающий, вспомогательный характер таких договорных конструкций позволяет выделить их в особую группу сервисных коммерческих договоров. К числу договоров по оказанию услуг в торговом обороте можно отнести транспортные договоры (перевозка грузов, транспортная экспедиция), договоры возмездного оказания услуг (например, охрана товаров), хранения (на товарном складе, в камерах хранения транспортных организаций, хранение ценностей в банках и банковских сейфах), страхования (товаров, коммерческих рисков и ответственности), услуги в области логистики.

Ряд гражданско-правовых договорных конструкций, объектом которых является проведение работ, в качестве правового результата предполагают возникновение или трансформацию материальных благ, которые являются необходимым элементом для осуществления продвижения товаров на оптовых рынках. К числу таких работ можно отнести технологические работы (например, по наладке и настройке товаров), маркетинговые исследования, предполагающие в качестве результата определенный продукт по исследованию товарных рынков, такелажные работы, работы по производству рекламной продукции. Однако не все виды работ, предусмотренные ГК РФ, могут быть расценены в качестве коммерческих договоров. Например, договоры бытового и строительного подряда непосредственно не связаны с функцией продвижения товара на рынках, поэтому их не следует относить к коммерческим договорам. То же касается и договора подряда для государственных и муниципальных нужд, а также выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и разработки новых технологий.

3. В гражданском обороте существует особый вид оказания услуг, который связан с осуществлением одной из сторон договора представительских или посреднических функций. Представительство и посредничество - это особый вид деятельности, который очень широко используется в коммерческом обороте. На рынке существует большое количество лиц, профессионально занимающихся возмездным оказанием услуг, целью которых является развитие торгово-хозяйственных связей, оптимизация продаж товаров, организация поиска потенциальных покупателей и активизация распространения товаров. К этой группе договоров относятся договоры комиссии, консигнации (внешнеторговой комиссии), поручения и торгового агентирования, дистрибьюторские и дилерские соглашения.

4. Отдельно следует классифицировать такую важную категорию коммерческих сделок, как биржевые сделки. В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении реального товара, нестандартных контрактов на поставку товара, реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки), стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки), сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

Особым видом коммерческих договоров являются договоры, правовой целью которых является организация торговли. К числу таких сделок относятся договоры, организующие согласованный сбыт и снабжение товарами, договоры органов исполнительной власти с коммерческими организациями, договоры о межрегиональных поставках товаров.

7.2. Заключение коммерческих договоров

Для регулирования коммерческих отношений посредством договорных конструкций сначала необходимо, чтобы договор был заключен.

По общему правилу договор считается заключенным при соблюдении двух необходимых условий:

1) при достижении сторонами соглашения по всем существенным условиям договора;

2) соглашение, достигнутое сторонами, должно соответствовать по своей форме всем требованиям, предъявляемым к такого рода договорам (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Поэтому наиболее важными моментами при заключении договора являются согласование его условий и форма его заключения. Не менее важную роль играют документы, оформляющие договорные отношения в коммерческом обороте, и вопросы, связанные с правилами их подписания.

7.2.1. Согласование договорных условий

В любом договоре можно выделить различные виды условий: существенные, подразумеваемые и вырабатываемые самими сторонами. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенные условия договора наиболее важны, так как они определяют возможность признания договора заключенным. Законодательство России содержит нормы, предоставляющие субъектам предпринимательства максимальную свободу в согласовании условий предпринимательских договоров (диспозитивные нормы).

Успешное заключение и исполнение коммерческих договоров непосредственно зависит от правильности предварительного согласования их условий. Специфика процесса согласования при заключении и исполнении этих договоров обусловливается следующими обстоятельствами:

1) коммерческие договоры являются комплексными соглашениями, направленными не только на единоразовую передачу и оплату товара, но и на регулярное совершение торговых операций;

2) особенностью коммерческих договоров является их долгосрочный характер. Необходимость согласования их условий, рассчитанных на долговременное сотрудничество, предполагает одновременное решение вопросов вложения инвестиций и осуществления согласованных технических и производственных мер по улучшению хозяйственной деятельности. Однако, как указал ВАС РФ, длительные хозяйственные связи с поставщиком не являются основанием для обязания его заключить договор на поставку продукции для государственных нужд <1>;

--------------------------------

<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" // Хозяйство и право. 1997. N 9.

3) согласование условий договоров позволяет предусмотреть обязанности сторон, касающиеся привлечения на рынки новых видов продукции, улучшения качественных характеристик товаров и т.п.;

4) отчуждательные договоры могут требовать включения в их содержание условий о встречных услугах, определение которых возможно лишь в процессе согласования договорных условий.

Условие о предмете договора включает в себя наименование самого предмета, количественную характеристику предмета, качественную характеристику предмета. Особенности имеет предмет договора залога товаров в обороте. В соответствии со ст. 357 ГК РФ залогом товаров в обороте признается залог товаров с оставлением их у залогодателя и с предоставлением залогодателю права изменять состав и натуральную форму заложенного имущества (товарных запасов, сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и т.п.) при условии, что их общая стоимость не становится меньше указанной в договоре о залоге. Таким образом, при залоге товаров в обороте указание в договоре их индивидуализирующих признаков необязательно <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 28 мая 2002 г. N 1663/01 по делу N А27-7013/2000-1 // Вестник ВАС РФ. 2002. N 9.

Цена в большинстве договоров не отнесена к существенным условиям. Исключением в товарном обороте является продажа товаров в кредит с рассрочкой платежа. Отсутствие цены в договоре не освобождает покупателя от обязанности оплатить принятый им товар по цене, обычно взимаемой при сравнимых обстоятельствах за аналогичные товары (п. 3 ст. 424 ГК РФ), поскольку все договоры в предпринимательской деятельности предполагаются возмездными (ст. 423 ГК РФ). Президиум ВАС РФ указал, что при разрешении спора, вызванного неисполнением или ненадлежащим исполнением возмездного договора, необходимо учитывать, что в случае, когда в договоре нет прямого указания о цене и она не может быть определена из условий договора, оплата должна производиться по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги (п. 3 ст. 424 ГК РФ). При этом наличие сравнимых обстоятельств, позволяющих однозначно определить, какой ценой необходимо руководствоваться, должно быть доказано заинтересованной стороной. При наличии разногласий по условию о цене и недостижении сторонами соответствующего соглашения договор считается незаключенным <1>.

--------------------------------

<1> См.: п. 54 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

Цена в договоре может быть привязана к курсу иностранной валюты. В соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, "специальных правах заимствования" и др.). Следует иметь в виду, что в случаях, когда договором устанавливается цена, заведомо существенно более низкая, чем среднерыночная, такое условие о цене может быть признано ничтожным, так как суд в этом случае может счесть, что часть товара передана покупателю безвозмездно, а, как известно, в соответствии со ст. 575 ГК РФ дарение в отношениях между коммерческими организациями запрещено.

Стороны коммерческого договора могут заключить договор, не поименованный в ГК РФ. В этом случае при возникновении спора заключение такого договора будет определяться судом по своему усмотрению, исходя из признания существенными тех или иных условий.

7.2.2. Специфика порядка и способа заключения

коммерческих договоров

К коммерческим договорам применяются общие требования о заключении договоров, предусмотренные гражданским законодательством. Процедура заключения предпринимательского договора включает в себя три этапа: направление оферты, акцепт оферты и восприятие акцепта стороной, направившей оферту. Однако специфика коммерческих договоров и сферы их применения обусловливает ряд особенностей, касающихся порядка заключения коммерческих договоров.

В связи с увеличением количества заключаемых договоров, вовлечением в торговый оборот все большего объема товаров стороны нередко прибегают к более сложной процедуре заключения договора, чем та, которая предусмотрена в ГК РФ. В этом случае договор заключается не по классической схеме (направление оферты - акцепт - договор), а в результате переговоров сторон, когда практически не представляется возможным проследить, какая из сторон выступала в качестве оферента, а какая - акцептанта <1>. Чтобы оферент мог расценивать сообщение акцептанта как согласие на предложение о заключении договора, такое согласие должно быть выражено в определенной форме. "Классической" формой акцепта является подписание договора или направление письма, свидетельствующего о согласии заключить договор на предложенных условиях. Рассмотрим особенности заключения коммерческих договоров.

--------------------------------

<1> См.: Кучер А.Н. Оферта как стадия заключения предпринимательского договора // Законодательство. 2001. N 5. С. 45.

1. К коммерческим договорам неприменима публичная оферта, так как в соответствии с п. 2 ст. 437 ГК РФ она понимается как содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется. Отказ в признании коммерческих договоров в качестве публичных договоров закономерно требует признания невозможным использования публичной оферты в коммерческой деятельности. Практика подтверждает, что большинство оптовых продавцов и покупателей осуществляют хозяйственные связи на товарных рынках не путем публичного распространения предложений, а посредством использования профессионально выработанных отношений с постоянными партнерами, проведения маркетинговых исследований, использования таких организаторов торговли, какими, например, являются товарные биржи.

Невозможность использования публичной оферты не исключает применение для привлечения внимания к своим товарам рекламы и иных предложений, адресованных неопределенному кругу лиц, которые могут рассматриваться как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Реклама, как правило, предшествует предложению заключить договор. Она может распространяться через средства массовой информации, путем рассылки проспектов, каталогов, с помощью рекламных щитов и т.п.

2. Другой особенностью коммерческих договоров является возможность конклюдентного акцепта действием. В соответствии с п. 2 ст. 438 ГК РФ молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. Согласно п. 3 ст. 438 ГК РФ в случаях, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, уплата соответствующей суммы и т.п.) признается акцептом. Однако при таком способе заключения договора бывает достаточно сложно выявить волю лица, совершающего конклюдентные действия <1>, поэтому для придания им формы акцепта необходимо, чтобы они были выполнены точно на условиях, которые указаны в оферте.

--------------------------------

<1> См.: Андреева Л.В. Форма договора и последствия ее несоблюдения // Российская юстиция. 1999. N 2. С. 15.

Судебная практика также признает частичное исполнение договора надлежащим акцептом. В Постановлении Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 (п. 58) было разъяснено, что "для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом Кодекс не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте, и в установленный для ее акцепта срок".

Заключение договоров путем конклюдентного акцепта действием приобретает особую важность в обязательствах, связанных с регулярными поставками товара между постоянными партнерами на рынке. В этих случаях существенным является доказывание факта получения оферты (заказа) продавцом товара, иной отгруженный товар может быть не принят покупателем. Б.И. Пугинский справедливо считает, что в этих случаях продавцу должно быть предоставлено право в установленный срок уведомить покупателя о полном или частичном отказе от исполнения заказа <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 162.

3. В коммерческой деятельности часто используется юридическая конструкция предварительного договора. Использование предварительного договора для заключения в последующем основного договора, например о передаче товара, имеет своей целью юридическое связывание сторон обязательством из предварительного договора еще до того, как у контрагента появится право на необходимую для исполнения вещь, с тем чтобы в установленный им срок восполнить отсутствие условия, необходимого для заключения основного договора.

То, что лицо ввиду невозможности или недобросовестности может и не исполнить свое обязательство по предварительному договору о заключении основного договора (не станет в установленный срок собственником вещи, подлежащей передаче, или, став им, уклонится от заключения основного договора), в принципе не может рассматриваться в качестве основания для признания предварительного договора недействительным, поскольку подобные обстоятельства могут иметь место на стадии исполнения, но никак не на стадии заключения предварительного договора. В свою очередь контрагент может в судебном порядке потребовать либо взыскания убытков, причиненных незаключением основного договора, либо принудительного заключения договора <1>. Кроме того, природа предварительного договора не позволяет ему выступать в качестве правоустанавливающего документа на товары, он является лишь основанием для понуждения заключить в будущем основной договор. Право собственности на товар не может быть приобретено покупателем по предварительному договору о продаже имущества <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 14 июля 2009 г. N 402/09 по делу N А41-К1-13707/07 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> См.: п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Вестник ВАС РФ. 2003. N 10 (ч. I). Специальное приложение.

4. Для осуществления долгосрочных поставок на товарных рынках нередко заключаются генеральные (рамочные) соглашения, которые по своей юридической природе весьма близки к предварительным договорам. Главным отличием генеральных соглашений от предварительных договоров является отсутствие в них условия, обязывающего их стороны заключить договор в будущем. Под рамочным договором понимается договор, целью которого является организация длительных деловых связей в виде потока разнообразных деловых отношений, для достижения которых требуется заключение (как правило, между теми же сторонами) договоров-приложений, отдельные условия которых согласовываются в базовом договоре <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ефимова Л.Г. Рамочные (организационные) договоры. С. 3.

Согласно проекту изменений в ГК РФ в ст. 429.1 рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами при заключении отдельных договоров (локальных договоров) на основании или во исполнение рамочного договора, а к отношениям сторон, не урегулированным ими при заключении отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре. То есть всякий локальный договор, заключенный в рамках рамочного договора, должен обладать признаками самостоятельной (автономной) сделки. Поэтому прекращение действия рамочного договора не может прекратить действие уже заключенной на его основании локальной сделки в силу ее независимости с момента ее заключения от условий рамочного договора. В некоторых случаях рамочный договор, так же как и предварительный договор, может содержать в себе существенные условия локальных договоров. Однако наличие существенных условий локальных договоров, в отличие от предварительного договора, не является обязательным элементом содержания рамочного договора. В этих случаях признание рамочного договора недействительным влечет незаключенность локальных договоров, заключенных на его основании в силу отсутствия в них существенных условий. В этом заключается принципиальное отличие рамочного договора от предварительного договора, в котором связь "предварительный договор - основной договор" не обладает признаком взаимной недействительности.

Возможность отсутствия согласования в рамочном договоре существенных условий локальных сделок является не единственным его отличием от предварительного договора. Другим отличием является длящийся характер рамочного договора, в то время как предварительный договор в большинстве случаев заключается в целях однократного совершения основной сделки.

Примерами рамочных договоров могут служить:

1) генеральный страховой полис, на основании которого в соответствии с п. 1 ст. 941 ГК РФ на сходных условиях в течение определенного срока по соглашению страхователя со страховщиком может осуществляться систематическое страхование разных партий однородного имущества (товаров, грузов и т.п.) на основании одного договора страхования;

2) договор об организации перевозки грузов, в соответствии с которым, согласно ст. 798 ГК РФ, перевозчик


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: