Познание является одним из важнейших видов деятельности человека. Цель познавательной деятельности - получение знания о рассматриваемом предмете: его свойствах, структуре, составе, связях с другими предметами. Средствами познания выступают наблюдение, анализ, эксперимент и другие методы, используемые в различных науках, а также во вненаучном познании (философии, познании средствами искусства, обыденном познании). Целью познания является получение достоверного знания об изучаемом предмете. Круг объектов познавательной деятельности очень широк (объектом изучения может быть как доступный для нашего непосредственного воздействия предмет, так и, к примеру, удаленные от нас на многие тысячи световых лет звезды).
Познание - это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъектов, результатом которого является новое знание о мире.
Результат процесса познания - знание.
Знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.
|
|
Знание понимают:
1) в узком смысле - как подтвержденная научными средствами информация;
2) в широком смысле - любого рода информация.
В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. Под субъектом познания в узком смысле слова подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком смысле - все общество. Объектом познания является либо познаваемый предмет, либо весь окружающий мир; объектом познания может быть и сам человек. В таких случаях говорят, что имеет место самопознание. Процесс анализа субъектом своего сознания и своего отношения к жизни называют рефлексией.
Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется теорией познания, или гносеологией (от древнегр. «гносис» - познание).
Изучая теорию познания, мы, по существу, обращаемся ко второй стороне основного вопроса философии (это вопрос о тождестве мышления и бытия, т.е. вопрос о том, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности).