Таким образом, форму государства представляет совокупность основных способов организации и устройства государственной власти, выражающих его сущность.
Форма правления - способ организации верховной государственной власти.
Одной из форм правления является монархия. Выделяют абсолютную и парламентскую монархии.
Абсолютная монархия - форма правления, при которой государственная власть осуществляется монархом единолично.
Парламентская монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена каким-то представительным органом, действующим на основе конституции. По большей части монарх выполняет представительные функции. Значительную роль играет парламент.
Иногда выделяют дуалистическую монархию - переходную форму монархии, при которой законодательная власть фактически разделена между монархом и парламентом: закон принимается с одобрения парламента, но монарх имеет право абсолютного вето и право издания указов, имеющих силу закона.
Второй формой правления является республика. Различают несколько видов республики: парламентскую, президентскую, полупрезидентскую.
|
|
Наиболее характерный признак, по которому их можно различить: кто формирует правительство и перед кем оно ответственно.
Президентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием (президент формирует правительство, как правило, из той партии, к которой принадлежит сам). Для отношений президента и парламента характерно независимое функционирование (у президента во многих президентских республиках отсутствует право роспуска парламента, парламент, в свою очередь, не имеет права смещать правительство). Вместе с тем президент зачастую пользуется правом вето, т.е. не подписывает принятые парламентом законопроекты и возвращает их для повторного обсуждения.
Парламентская республика — форма правления, при которой взаимоотношения законодательной и исполнительной ветвей власти строятся на принципе сотрудничества. Характеризуется прежде всего тем, что парламент сам формирует правительство, которое перед ним несёт ответственность. Здесь есть пост премьер-министра, который руководит правительством и становится, по существу, первым лицом в государстве. Парламент может оказать недоверие правительству, что влечёт за собой либо его отставку', либо роспуск парламента президентом. Президент избирается самим парламентом и его функции ограничиваются в основном представительскими (президент «царствует», но не правит).
Смешанная, или полупрезидентская, республика - форма правления, при которой наряду с всенародно избранным президентом действует возглавляемое премьер-министром правительство. Оно находится в двойном подчинении: его формирует и контролирует президент, но оно ответственно и перед парламентом, который может выразить правительству вотум недоверия.
|
|
Форма государственного устройства - способ объединения граждан данной территории.
С точки зрения территориального устройства государства подразделяются на унитарные (единое государственное образование); федерации (союз юридически относительно самостоятельных государственных образований: штатов, кантонов, земель, союзных республик и т.п.); конфедерации (государственно-правовые объединения).
Унитарное государство - это государство, в котором существуют общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы; административно-территориальные единицы не обладают собственной государственностью. Для всех одна конституция и гражданство. Решения, принятые центральным правительством и общим парламентом, обладают силой на всей территории государства.
Федеративное государство - добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований, имеющих собственные законодательные, исполнительные, судебные органы, конституцию, в единое союзное государство.
В федеративном государстве роль центрального правительства ограничена. Источником власти выступают крупные территориальные образования (республики, области, края, штаты, земли, кантоны).
Такое устройство лучше подходит для многонациональных стран, где несколько народов имеют давно сложившиеся культурные традиции и образ жизни, говорят на разных языках, подчиняются разным нормам, исповедуют разные религии.
Члены федерации не обладают правом одностороннего выхода из союзного государства. В большинстве союзных конституций содержится право федеральных органов вмешиваться во внутренние дела членов федерации в случае возникновения там чрезвычайных ситуаций: стихийных бедствий или массовых беспорядков.
Конфедерация - союз нескольких независимых государств, объединенных для проведения совместной политики в определенных целях (совместная оборона и т.д.).
Тип конфедерации - Европейский союз (ЕС). Страны ЕС обязались проводить совместный курс в сфере внешней политики и безопасности, основных направлений внутренней экономической политики, координировать политику в вопросах охраны окружающей среды, борьбы с преступностью, в области юстиции и др. Устанавливается единое европейское гражданство. Создается Европейский валютный институт и Европейский центральный банк, а в 1999 г. введена единая валюта - евро (некоторое время она условно называлась ЭКЮ).
Политический режим - совокупность средств и методов осуществления государственной власти.
В понятие политического режима входят представления о специфике политических отношений, формах идеологии, типе политической культуры общества. На основании степени распространения влияния и контроля политической сферы на другие сферы общества выделяют:
- авторитарные;
- тоталитарные;
- демократические режимы.
Авторитарный режим означает сосредоточение власти в руках какого-либо политического лидера или группировки, но при наличии ее определенных ограничений господствует исполнительная власть. Парламент существует как совещательное учреждение при главе государства. Основными методами государственной деятельности становятся приказы и команды. Личность находится в подчинении у властвующей группировки.
Всем единоличным, или авторитарным, режимам присущи некоторые общие антидемократические черты. Прежде всего это отсутствие политической оппозиции и свободы, разветвленный полицейский аппарат и сильная армия, используемые для решения внутригосударственных проблем. Конституция, парламент и правительство подчинены первому липу в государстве и выражают его волю. Именно оно становится источником принимаемых в обществе законов. Тотального контроля над экономикой, культурой здесь нет.
|
|
Диктатура - крайняя форма авторитарного политического режима. Под диктатурой (лат. dictatura - неограниченная власть) понимается осуществление власти в государстве недемократическими методами.
Еще одна форма антидемократического режима - тоталитаризм.
Тоталитарный режим представляет собой политическое господство группы лиц, возглавляемых лидером. Основные признаки этого режима:
- всесторонний контроль за жизнью общества;
- отсутствие реальных прав и свобод, демократических организаций;
- подавление оппозиции;
- репрессии;
- геноцид против собственного народа;
- милитаризация;
- господство единой общеобязательной идеологии.
- централизованная экономика, система бюрократического управления ею.
Личность теряет способность к самостоятельности суждений и действий, слепо подчиняясь авторитету.
Демократический режим признаётся самым прогрессивным, т.к. позволяет создать условия для подлинной свободы личности. Демократия - это народовластие, реализуемое через принцип большинства при соблюдении права меньшинства на оппозицию. Он характеризуется следующими признаками:
- выборность в органы государственной власти;
- создание правового государства;
- разделение государственных властей на законодательную, исполнительную, судебную;
- широкий спектр прав и свобод граждан;
- деятельность негосударственных общественно-политических организаций как равноправных партнёров государства;
- политический плюрализм;
- гласность;
- парламентаризм;
- широкие возможности личности;
- демократическая политическая культура.
Принцип народовластия реализуется на основе равных для всех политических прав в представительной и непосредственной демократии.
|
|
Представительная демократия - это участие граждан в деятельности органов государственной власти, принятии и реализации политических решений через избранных представителей (парламентаризм).
Непосредственная (прямая) демократия - это прямое, без посредников влияние граждан на политические решения и действия государственных органов и должностных лиц (сходы, собрания, выборы, референдумы - голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни).
Классической формой представительной демократии является парламентаризм. Он строится на принципах:
- представительства;
- выборности;
- сменяемости;
- двойной ответственности парламентариев;
- защиты прав меньшинства;
- широкой гласности.
Эти принципы реализуются в механизме избирательной системы.