Тема 4. Средневековая философия

Цель: раскрыть основные периоды, основные проблемы философии Средневековья

Задачи: 1. Рассмотреть основные проблемы философии Фомы Аквинского и Аврелия Августина

2. Рассмотреть проблему метода и субстанции в философии нового времени: Френсис Бекан, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц.

3. Раскрыть социально-политические воззрения французских просветителей: Вольтер, Руссо, Монтескье, Ламетри Гольбах, Дедро.

Европейская христианская или средневековая философия занимает большой период времени — I—XV века. Главное отличие христианской философии — ее со­пряженность с проблемами религии. Философия развива­ется с учетом основных догм христианства.

Патристика и схоластика — это основные этапы сред­невековой философии. Главные проблемы патристики - проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема); отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели — «град божий»; отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его души; проблема происхождения зла в мире, и почему его терпит Бог.

Этап «схоластики» (IX—XV вв.) с точки зрения разви­тия философии выглядит более изощренным, развитым. Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугена; Бенавентура; Альберт Великий; Фома Аквинский; Росцеллин; Абеляр; Ансельм Кентерберрийский и многие другие) продолжала поднятые патристикой фило­софские проблемы. Однако, эти проблемы носили несколь­ко иной характер. По содержанию они по-прежнему были связаны с Божеством и тайной спасения, но на первый план выходят отношения разума и веры, религии и науки. Проблема соотношения общего и единичного тоже занимала много места. Она была связана с догмой о «Троице» и ре­шалась с позиций «номинализма» (общее существует толь­ко в имени или в уме, реально существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует реально в виде некой сущности).

В отличие от Европы, переживавшей в конце I тыс. н.э. упадок в экономическом и культурном отношении, в мусульманском мире, охватывавшем после завоевания арабов в VII в. н.э. огромную территорию от Индии до Атлантики, происходит подъем производства, науки и культуры, значительное оживление торговли. В отличие от европейской схоластики арабская фило­софия не испытала сильного влияния идей Платона, а боль­ше склонялась к аристотелизму.

Философы и ученые мусульманского мира оказали мировоззренческие и теоретические влияния на формирование Западной философии и науки. Через мусульманский Восток Запад впервые познакомился с наследием античной культуры, одновременно с прогрессивными достижениями Восточной культуры и в особенности с наработками и теоретическими достижениями, философско-научными новациями, прогрессивной рационалистической философией и наукой мыслителей мусульманского мира, писавшие свои замечательные произведения на арабском языке, хотя далеко не все из них были арабами, а были тюрками, иранцами по этническому происхождению.

Первым родоначальником исламской философии являются аль – Кинди и аль – Фараби. Абу - Якуб ибн Исхак аль-Кинди (800-~879 уроженец Басры, был хорошо образован, известен не только как философ, но и как врач, математик, астроном, написал трактаты по геометрии, оптике, метереологии, психологии.

Большой интерес аль - Кинди проявлял к таким проблемам как: проблема Бога, проблема разума и определения сущности философии, классификация наук.

Большой вклад в развитие философии и науки внес Абу Али ибн Сина (980-1037), уроженец туркестанской Бухары, энциклопедически образованный человек. Самым известным на Востоке и Западе считается капитальный труд «Канон медицины», в котором содержатся довольно разработанная для того времени анатомия, физиология, терапия, хирургия, фармакология, профилактика.

Авиценну называли «князем философов» и «князем врачей». Авиценна отрицал тво­рение мира во времени. Он рассматривал сущее как вневременную эманацию Бога; миру как вечной длительности во времени соответ­ствует вечный Бог, а душа человека есть нечто бессмертное — она есть духовная форма тела (в аристотелевском смысле).

Аверроэс — арабский философ Ибн Рущд (1126—1198), представитель восточного аристотелизма, автор и "медицинских трудов. В трактате «Опровержение опровержения» он отвергал нападки теологов на философию, отстаивая права разума в позна­нии. Им проведено разграничение рациональной религии, доступ­ной немногим образованным, и образно-аллегорической религии, доступной всем, что явилось одним из источников теории двойственной истины. Идеи Аверроэса оказали боль­шое влияние на развитие европейской средневековой философии.

Философия суфизма. Суфизм (от арабского слова «суф» — шерсть) — общее название мистико-аскетического Г направления в Исламе. Религиозное учение суфизма проповедовало отвращение к богатству, созерцательность, бескорыстную любовь к Аллаху. Позже появляется суфийская философия, в которой основными идеями стали примат божественного откровения над разумом и веры над наукой. К суфиям примыкали не только мыслители, но и поэты мирового значения, например — Руми, Джами и другие. Наиболее известным представителем философии суфизма был Аль-Газали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: