Цель: Раскрыть истоки, особенности и этапы развития казахской
Задачи: 1. Показать особенности номадической цивилизации казахов, хронотоп, шаманизм и тенгрианство как предфилософия казахов
2. Показать тюркоязычную философию Кашгари, Баласагуни, суфизм Яссави, историцизм Дулатив
3. Идеи казахского Просвещения
4. Характерные черты казахского Ренессанса: структуализм Кудайбердиева, языкознания Байтурсынова, историцизм Дулатова, эволюционизм Турайгырова
Особенности казахской философии прежде всего обусловлены особенностями кочевого образа хозяйствования и жизни казахов. В течении значительного периода казахская философская мысль находила свое выражение в лоне вербальных (словесных) форм культуры (поэзии, поговорках, пословицах и т.д.). «Для казахского общества характерно философствование в нефилософских формах на уровне универсалий мировоззрения. Поэтому восточные философемы утопают в традиционных художественных и религиозных текстах, что побуждает историков философии исследовать философские системы в социально – культурных аспектах, изучать тексты мировоззренческого плана». (Орынбеков М.)
|
|
Древние казахи придерживались преимущественно шаманских религиозных верований, где большое место занимает культ природы, культ предков и поклонение животным. В иерархии природных сил главное место занимает небо – Тенгри, а также земля, огонь, вода.
Анархарсис Скифский - знаменитом мыслителе сакской эпохи, довольно много и достоверных фактов, и легенд. По свидетельству геродота, он жил в VI – VII веках до нашей эры.
Прежде всего о нем можно узнать из трудов Платона (427-347 д.н.э.)
Анахарсис – друг известного реформатора Солона, и естественно, что он пытается ввести новые порядки у себя на родине. Но такие нововведения, конечно же, пришлись не по душе тамошнему правителю. По нашему разумению, главной причиной убийства Анахарсиса был его ум, богатый опыт, его мудрость и растущая популярность в народе.
Анахарсис был одинок в своем стремлении просветить народ, что невозможно было сделать, и причина его гибели именно в этом. Родственники Анахарсиса не только убили его, но и предали забвению и само имя великого мыслителя. И если бы не его греческие единомышленники, друзья-философы, наверное, мы бы никогда и не узнали о нем.
В последние минуты жизни Анахарсис, истекая кровью, произнес: «Разум оберег меня в Элладе, зависть погубила меня на родине».
Началом нашей национальной культуры является орхоно-енисейский памятник письменности седьмого-восьмого веков. В него входят сказания о Культегине и Тоньюкуке.
Стелы в честь Бильге-кагана, его брата полководца Кюль-Тегина, советника каганов Тоньюкука являются памятником древнетюркской рунической письменности и освещают историю Тюркского каганата (552-745 г н.э.) Стелы содержат рассказ о жизни и подвигах их героев, излагаемый на фоне общей истории тюркского государства и сопровождаемый различного рода политическими декларациями. В надписях приводится богатый материал для изучения истории и культуры древнетюркских племен и народностей, их языка и литературных приемов. Особенно выдающимися являются стелы в честь Бильге кагана и Кюльтегина блестящая политическая проза повествует о создании и подъеме и последовавшем упадке и крушении 1-го тюркского каганата. Большой мудростью, прозорливостью веет от обращения, звучащего в малой надписи в честь Кюль-тегина. Здесь он обращается к современникам и потомкам, к «тюркскому народу» с призывом хранить единство, избегать раздоров, оберегать как зеницу ока собственную государственность.
|
|
Абу Наср Мухаммад ибн Узлаг аль-Фараби-ат Турки родился в 870 г. в городе Фараб на Сыр-Дарье в тюркской семье. Фараби был образованным человеком, проявлял глубокий интерес в изучении медицины, музыки, этики, политики, психологии. Фараби является одним из первых комментаторов Аристотеля. Прославился аль-Фараби как оригинальный философ. Им написаны более 100 работ по истории естественных науки и философии, многие из которых пока не переведены на родной язык. Фараби выступал за научное познание мира, за научное предвиденье, выступал против принуждения и насилия в обществе. Он верил, что зло будет уничтожено и на земле восторжествует доброе начало, теоретически обосновал идеал общества без войн, насилия и порабощения. Идеал миролюбивых и дружеских отношений между всеми народами земли. В работах «Взгляды жителей добродетельного города», «Гражданская политика» Фараби рассматривает проблемы политики и морали, осмысливает политическое и моральное состояние феодального общества, поднимает вопрос об отношении государства к обществу, осмысливает социальные противоречия абассидского халифата и дает им теоретическое объяснение. Многие философские идеи аль-Фараби оказали теоретическое влияние на формирование и развитие идей и концепций западно-европейской философии, в особенности на философские взгляды Б. Спинозы. Идеи аль-Фараби оказали влияние на философские взгляды многих мыслителей мусульманского мира, таких как ибн-Сина, Ж. Баласагуни и др.
Особое место занимает в истории тюркской культуры Юсуф Баласагуни, один из выдающихся мыслителей своего времени.
Юсуф Баласагуни жил в переходное время. В одиннадцатом веке тюркские племена стали активно перенимать арабо-персидскую культуру и объяснялось это вполне объективными причинами. Одна из них – то, что в годы упадка тюркского каганата и образования новых государств и новых этносов необходима и новая философия культуры. И не будь этой необходимости, арабо-персидская культура не могла бы так глубоко проникнуть в духовный мир тюрков. Юсуф Баласагуни, являясь представителем тюркских народов, проповедует ислам. Но тот, кто внимательно прочтет «Кутатгу билик» поймет, что главная цель книги – не пропаганда религиозных идей, а размышления о человеческом счастье.
Академик А.Н. Канонов пишет, что в «Кутадгу билик», рукопись которой находится в Намангане, приводятся основные 4 принципа: Адил (справедливость); Деvleт (Достаток); Акiл (разум); Каnaat (умеренность)
Таким образом, «Кутадгу билик» - произведение, рожденное на основе синтеза тюркской и арабо-персидской культур. Ему не было равных в литературе того времени, когда не было никаких учебников о человеке, обществе, бытие. Эта книга стала настольной книгой правителей, ученых, просвещенных людей.
|
|
Как же должен построить свою жизнь разумный человек? Мудрый должен много знать. Знающий человек отличает богатство от сытого довольства. Неразумный человек будет рабом довольства. Значит, истинное богатство не в количестве скота, не в золотом мешке, а в знаниях, в трезвом расчете. Богатство необходимо для жизни. Оно дается, как возможность подготовиться к другой жизни. Богатый человек – это тот, в сердце которого есть святость.
Другим философом периода расцвета караханидского каганата является Махмуд Кашгари. В работе «Дивану лугат аттюрк» (Словарь тюркских наречий), написанной в 1072-1083 г., он дает не только описание тюркских родов и племен, их языка их обычаев, но истории, политической жизни тюрков. Он не только обращает внимание на важность знания, воспитания, нравственности в общественной жизни людей, но и на роль языка как мощного рычага в установлении и регуляции отношений между родами. Кашгари обращает внимание на такие нравственные качества как мужественность, преданность, патриотизм (и т.д.), которые важны, по мысли тюркского философа, в жизни общества и укрепления государства. Важную роль Кашгари отводит родному языку как ср-ву общения и сближения тюркских народов.
Ахмед Яссауи тоже написал свою книгу «Диуани Хикмат» (книга мудрости) на тюркском языке арабской графикой. Это тоже свидетельство слияния арабской и тюркской культур. Но Ахмед Яссауи привнес совершенно новое, необычное направление в жизнь кочевников. Это аскетическое мировоззрение, философия суфизма.
Ахмед Яссауи, безусловно, - мыслитель-мистик, он принимает заповеди ислама и исполняет их. Для него является непогрешимой истиной, что Аллах един и Мухаммед пророк его. Этому свидетельством может быть его аскетический образ жизни. Исследователи его жизни утверждают, что Ахмед Яссауи, достигнув возраста пророка (63 года), отрекся от земных благ и остаток жизни провел под землей. Это означало признание им пророка. Значит он, будучи мыслителем, не был против основных принципов ислама. Первое – Аллах дает свободу выбора. Второе – что именно это право свободы губит его.
|
|
Если же мы задумаемся над вопросом о необходимости свободы человека, то наш краткий ответ таков: она нужна для познания Аллаха. Другие доводы тускнеют перед этим, ибо познание Аллаха – это путь к человечности. Яссауи именно так понимал свободу человека. В своих «хикметах» он говорил о том, что любовь к Аллаху очищает от житейской грязи и приходит к выводу, что эта истина не о какой-либо одной религии одного народа, а общечеловеческая. Глубина философской мысли Яссауи в этом.
Свобода человека дана для познания Аллаха, а для чего нужно человеку познание Аллаха? В понимании философа-мистика Ахмеда Яссауи это нужно для того чтобы познать самого себя. На этой идее основывается гуманизм ислама.
В 18 веке произошло присоединение Казахстана к России, что привело к потере независимости Казахстана с одной стороны. С другой – стало возможным приобщение казахов к русской культуре, науке, новым формам хозяйствования. Казахское просвещение – это этап в культуре и мировоззрении казахов, отмеченный следующими чертами. Просветители придавали первостепенное значение для становления роста личности человека знаниям. Первейшей целью человека они считали – распространение знаний, культуры среди народа. Само становление просветителей шло через усвоение русской культуры, а через нее – мировой.
К казахским просветителям относят Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева.
Чокан Чингисович Валиханов (1835-1865 гг.) – один из первых выдающихся представителей научной и общественно-политической мысли Казахстана, внесший неоценимый вклад не только в казахскую, но и в мировую культуру. Он оставил в наследство своим потомкам огромное количество великолепных работ по проблемам географии, этнографии, истории, фольклористики, ориентологии, религиоведению, философии, социологии, политике, многие из которых не утратили своего значения и по сей день.
Ибрай Алтынсарин (1841-1889 гг.) – видный представитель казахского просвещения, педагог, общественный деятель в области школьного образовании, теоретик-этнограф, историк, экономист. Вооружившись передовыми, для своего времени, взглядами на различные аспекты человеческого бытия и общественной жизни, он именно с этих позиций начинает ожесточенную борьбу против средневековой отсталости своего народа, против его невежества, забитости, национального и социального порабощения. И. Алтынсарин активно занимался литературной деятельностью. Он известен как автор превосходных стихотворений, направленных на воспитание у читателей лучших нравственных качеств – трудолюбия, доброты, честности, скромности, отзывчивости, уважения к старшим и т.д.
Алтынсарин был глубоко убежден, что казахи – народ способный к прогрессу и восприятию самой высокой культуры. Это утверждение он неоднократно, признано многими и доказано на деле. Вместе с тем он полагал, что казахский народ еще далек от цивилизованности, что он «находится в переходном состоянии» от бескультурья и невежества к образованности и цивилизации.
Абай выдающийся казахский просветитель и демократ, поэт и мыслитель, основоположник казахской письменной литературы.
Центральным вопросом своей философии он сделал важные во все исторические эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения, особенно в Казахстане второй половины XIX в., нравственно-этические проблемы.
Исходя из идеи подверженности изменениям всего сущего, кроме Бога, который остается неизменным в своих основополагающих качествах, Абай и пытался разрешить проблемы нравственного совершенствования человека. Он считал, что люди его времени одержимы пороками, и перечислил огромное количество нравственных изъянов человека. Среди них базовым, так сказать, он признавал невежество, а производными от него- все другие такие как лживость, нечестность, отсутствие искренности, стяжательство, хвастовство, трусость, показное щегольство, обман, эгоизм, леность, коварство предательство и многое другое. Вместе с тем, согласно его представлениям, вопреки преобладанию в обществе людей порочных, в их среде немало и добродетельных. Отчего это происходит? Этот вопрос волновал его на протяжении всей жизни, пока, наконец, он не пришел к выводу, что человек не является от рождения злым или добрым, несправедливым или милостивым. Тем или другим он становится под влиянием своих современников, под влиянием своего окружения. «Человек – дитя своего времени, - утверждал он. – Если он плох, в виноваты его современники».
Нравственная философия Абая носит в значительной мере дидактический характер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от моральных пороков, аморального и править ему стремление к знаниями и культуре, к благородству, честности, трудолюбию и т.д.
Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – общепризнанный поэт, выдающийся композитор, крупный религиозный деятелем и эрудированный философ. Философия Шакарима формировалась на основе сопоставления истинной веры и науки, знания и религии. Тщательнейшим образом изучив историю философии и науки, Шакарим в своей работе «Три истины» приходит к своей истине о признании создателя всего сущего, бессмертия души и совести, как её бестелесной субстанции.
Ахмет Байтурсынов – выдающийся казахский просветитель-демократ, поэт, писатель, известный общественный деятель, ученый, философ. Основная сфера его научных изысканий – это литературное творчество, исследование языка и закономерностей его функционирования в обществе, его роли в организации общественной жизни и деятельности людей. Он одним из первых в Казахстане занялся серьезным углубленным исследованием творческого наследия Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, Абая Кунанбаева, содержания жанров, форм, значения устного словесного искусства казахов, казахского фольклора.
Неоценимый вклад в дело обогащения культуры казахов внес М. Дулатов – выдающийся общественно-политический деятель, поэт, писатель, ученый-историк и философ. Всю свою жизнь он посвятил борьбе за свободу и славу своего народа и оставил глубокий след в истории своей страны.