В VI—V вв. возникает конфуцианство. Основатель этой религии — Конфуций — был сановником од-
ного из княжеских дворов. Наиболее характерной чертой его религиозно-философской системы можно считать верность традиции и боязнь всяких новшеств. Конфуций идеализировал патриархальную монархию, устои патриархальной семьи. Он придавал огромное значение системе воспитания, призывал к умеренности и довольству своим положением. Вот некоторые типичные для него изречения: «Во всем середина — вот что составляет добродетель», «Отец да будет отцом, сын — сыном, ван — ваном», «Неповиновение простолюдина есть начало всякого беспорядка».
Кроме конфуцианства, в Китае получила распространение религиозно-философская система даосизма (дао — основа мира), а с I в. — занесенный из Индии буддизм.
В древнем Китае были развиты философские и научные знания. Из философов следует упомянуть Ван Чуна (I в. н. э.), который отстаивал материалистические воззрения (в частности, не верил в бессмертие души). Значительное развитие получила астрономия: существовали карты звездного неба, предсказывались затмения и появление комет. Китайские математики знали свойства прямоугольного треугольника. До нас дошли также географические труды и агрономические трактаты. В древнем Китае были изобретены порох, бумага, компас, сейсмограф.
|
|
Из древних китайских историков наиболее знаменит Сыма Цянь (II—I вв. до н. э.), автор «Исторических записок». Из литературных произведений нам известны: «Ши цзин» («Книга песен») — сборник ритуальных гимнов и народных песен, «Щу цзин» («Книга истории») —речи, предписания и наставления древних царей, «Чунь Цю» («Весна и осень») —произведение, приписываемое Конфуцию.
И, наконец, следует упомянуть о чрезвычайно высоком уровне древнекитайского изобразительного искусства и художественного ремесла — фарфора, бронзы, резьбы по дереву и слоновой кости.