Религия и культура

В VI—V вв. возни­кает конфуцианство. Основатель этой религии — Конфуций — был сановником од-

ного из княжеских дворов. Наиболее характерной чертой его религиозно-философской системы можно считать верность тра­диции и боязнь всяких новшеств. Конфуций идеализировал патриархальную монархию, устои патриархальной семьи. Он придавал огромное значение системе воспитания, призывал к умеренности и довольству своим положением. Вот некоторые типичные для него изречения: «Во всем середина — вот что со­ставляет добродетель», «Отец да будет отцом, сын — сыном, ван — ваном», «Неповиновение простолюдина есть начало вся­кого беспорядка».

Кроме конфуцианства, в Китае получила распространение религиозно-философская система даосизма (дао — основа мира), а с I в. — занесенный из Индии буддизм.

В древнем Китае были развиты философские и научные зна­ния. Из философов следует упомянуть Ван Чуна (I в. н. э.), который отстаивал материалистические воззрения (в частности, не верил в бессмертие души). Значительное развитие получила астрономия: существовали карты звездного неба, предсказыва­лись затмения и появление комет. Китайские математики знали свойства прямоугольного треугольника. До нас дошли также географические труды и агрономические трактаты. В древнем Китае были изобретены порох, бумага, компас, сейсмограф.

Из древних китайских историков наиболее знаменит Сыма Цянь (II—I вв. до н. э.), автор «Исторических записок». Из ли­тературных произведений нам известны: «Ши цзин» («Книга песен») — сборник ритуальных гимнов и народных песен, «Щу цзин» («Книга истории») —речи, предписания и настав­ления древних царей, «Чунь Цю» («Весна и осень») —произ­ведение, приписываемое Конфуцию.

И, наконец, следует упомянуть о чрезвычайно высоком уров­не древнекитайского изобразительного искусства и художест­венного ремесла — фарфора, бронзы, резьбы по дереву и сло­новой кости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: