Лисовский С.Б.
Академия управления при Президенте Республики Беларусь,
Минск, Республика Беларусь
Наиболее острой проблемой, стоящей перед высшей школой, является недостаточный уровень физического и функционального состояния студенческой молодежи. Результаты ряда исследований показали, что уровень физического развития и физической подготовленности студентов вузов имеют четкую тенденцию постоянного снижения (Т. Г. Коваленко, 1999; В. А. Уваров, 2000, Л. И. Лубышева, 2003; В. К. Бальсевич, 2003). Нервно-эмоциональная и умственная напряженность учебной деятельности, несоблюдение норм здорового образа жизни, низкая двигательная активность и недостаток мышечных усилий – все это негативно отражается на состоянии здоровья студентов.
Сложившееся система физического воспитания в вузах не в полной мере решает одну из главных задач – поддержание состояния здоровья и физической подготовленности студентов на должном уровне. Нередко не учитывается интересы и потребности студентов, что не способствует устойчивой мотивации к двигательной деятельности.
В настоящее время у студенческой молодежи возрастает популярность к физическим занятиям силовой направленности: атлетическая гимнастика, фитнес, шейпинг, тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, бодибилдинг, армрестлинг, гиревой спорт. Студенты и учащиеся находят в этих видах эффективные средства телесного и духовного совершенствования, самораскрытия, самоутверждения.
Ряд исследователей (Л. П. Матвеев, 1991; А. Н. Воробьев, 1977 и др.) отмечают, что психофизиологические предпосылки максимальных проявлений силовых способностей тотального характера созревают именно в студенческом возрасте. Подчеркивается, что сила на данном возрастном этапе является базовым физическим качеством.
Таким образом, в физическом воспитании студентов сложилась проблемная ситуация, выражающаяся в противоречии между уровнем социальных требований, личной мотивацией и эффективностью физического воспитания студентов.
Перспективный путь решения данной проблемы, по нашему мнению, в разработке программно-методического обеспечения силовой подготовки по дисциплине «Физическая культура» с учетом социально-культурных требований студентов.
Целью данного исследования явилось изучение потребностей и интересов студентов к занятиям силовой подготовкой.
Для решения поставленной цели проводился анкетный опрос. В анкетировании приняли участие 129 студентов 3-4 курсов основного учебного отделения Академии управления при Президенте Республики Беларусь (рис. 1).
1 – сила, силовые способности; 2 – «сильный человек» – здоровый, успешный; 3 – общая физическая подготовка; 4 – развитие силы; 5 – коррекция телосложения; 6 – увеличение мышечных объемов; 7 – высокий результат в определенном силовом упражнении; 8 – изучение спецкурса «Атлетизм»; 9 – оздоровительная направленность; 10 – спортивная направленность; 11 – оздоровительная с методико-практическими разделами силовых видов спорта; 12 – потенциал атлетизма в аспекте повышения конкурентоспособности на рынке труда
Рис. 1. Характер интересов и потребностей студентов к силовой подготовке
В результате исследования был установлен достаточно высокий уровень вербального отношения студентов к развитию силы, силовых способностей. Так, 99% респондентов считают важным в процессе физического самосовершенствования развитие не только выносливости, быстроты, гибкости, но и силы. Причем, 43% респондентов, ассоциируют сильного человека, способного поднимать большие тяжести, со здоровьем, успешностью.
В процессе опроса студентов выяснилось, что при выборе атлетизма как системы физического самосовершенствования 84% респондентов ставят своей целью общую физическую подготовку; 83% – развитие силы; 79% – исправление недостатков телосложения; 73% – увеличение мышечных объемов; 15% – достижение значительных результатов в определенных силовых упражнениях.
Изучение отдельного специализированного курса силовой подготовки в рамках предмета «Физическая культура» считает необходимым 82% из числа опрошенных. Причем, 49% респондентов предпочли бы заниматься силовой подготовкой с оздоровительной направленностью; 40% – со спортивной направленностью (11% – бодибилдингом, 27% – пауэрлифтингом); 35% респондентов выбрали бы оздоровительное направление с включением методико-практических разделов спортивной подготовки в силовых видах спорта.
На вопрос анкеты «Как Вы считаете, способствуют ли занятия силовыми упражнениями молодому человеку быть конкурентным на рынке труда в современных условиях» утвердительно ответили 89% студентов.
Таким образом, на основе результатов исследования можно сделать вывод, что правильный учет интересов и целевых установок имеет важнейшее значение для мотивации студентов к регулярным физкультурным занятиям. Силовая подготовка, атлетизм в полной мере отвечают требованиям досуговой деятельности студентов, в понимание которой входит выполнение не только биологически обоснованной нормы двигательной активности, а возможность воздействия на духовную сферу личности, ее саморазвитие, инициативу.