Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
В философской литературе культура определяется как общественно выработанный способ человеческой деятельности, направленной на преобразование природы, человека, социума и закреплённый в соответствующих материально-вещественных, логико-понятийных, знаково-символических, ценностно-ориентационных средствах [26].
Отечественные ученые придерживаются деятельностного подхода к рассмотрению феномена культуры, определяя ее как совокупность форм, способов, средств и результатов человеческой деятельности. Понятие «культура» характеризуется ими, с одной стороны, как процесс, с другой, как результаты деятельности социального субъекта по созданию и сохранению тех социальных явлений, которые оцениваются как наиболее важные, значимые ценности [4, 5, 6, 10, 11, 21, 22].
В реализации деятельностного подхода к пониманию культуры наблюдается множество вариантов, различающихся главным образом акцентами на процессуальной и результативной стороне деятельности, на ее духовной и материальной составляющих [25]. Поэтому первая задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «культура».
|
|
С одной стороны, культура определяется преимущественно как продукт человеческой деятельности, ее результат в виде совокупности «материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень развития общества» [25, 26].
С другой стороны, акцентируется внимание на процессуальной стороне культуры, на том, что она представляет собой творческую созидательную деятельность, в ходе которой опредмечиваются ранее созданные ценности и создаются новые. Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая предшествующую культуру [18, 19, 21].
Рассматривая культуру с позиции аксиологического подхода, в ней выделяют материальные и духовные ценности, которые создаются в процессе материальной и духовной деятельности.
Материальные ценности культуры охватывают всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия и средства труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и связи).
Духовные ценности культуры охватывают сферу сознания, духовного производства, выступают как социальные идеалы, смыслы, нормы, образцы поведения, которые определяют характер и направленность различных форм и областей социальной практики, общественных отношений, конкретных видов деятельности (познание, нравственность, воспитание, просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию) [22].
|
|
В зависимости от того, кто выступает социальным субъектом культуры как деятельности, создающей социально значимые ценности, различают культуру личности, культуру социальной группы и культуру общества. Эти формы культуры функционируют и развиваются в процессе взаимодействия человека, группы и общества.
В соответствии с деятельностной трактовкой понятия «культура» различение ее видов осуществляется с учетом качественного своеобразия отдельных видов человеческой деятельности.
Одним из специфических видов деятельности является физическая культура. Поэтому вторая задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «физическая культура».
Согласно ст. 2 Федерального Закона Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» физическая культура рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности [24].
Обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что отечественные ученые [4, 5, 6, 17, 18, 21] рассматривают понятие «физическая культура» как:
· вид общей культуры, качественная сторона творческой деятельности по освоению, совершенствованию, поддержанию и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей в социально значимых результатах, связанных с выполнением им обязанностей в обществе [18];
· жизненно важные способы и результаты использования людьми своих собственных двигательных возможностей для преобразования своих качеств, способностей, полученных от природы [17];
· культура двигательной деятельности, целью и результатом которой является достижение физического совершенства через физическое (телесное и духовное) преобразование человека, расширение его двигательного потенциала и двигательного диапазона [21];
· универсальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной деятельности, как отдельного человека, так и человечества в целом [21];
· совокупность материальных и духовных ценностей, используемых обществом для физического развития и физического совершенствования человека [21];
· специфическая деятельность, направленная на формирование двигательных умений и навыков, повышение физической кондиции человека, сохранение и укрепление здоровья, гармоничное развитие личности [4];
· деятельность, направленную на «социальное преобразование» тела человека, развитие его физических и духовных сил [5, 21];
· специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей [6, 8];
· специфическая сфера преобразования природы человеком и самого человека путем формирования все более совершенного организма, сознания, воли, а также развития соответствующих традиций, институтов и организаций [6].
Сравнивая вышеприведенные подходы к определению понятия «физическая культура», как специфического вида человеческой деятельности, можно заметить, что все исследователи связывают ее с двигательной активностью. По мнению В. К. Бальсевича, двигательная активность представляет собой целенаправленное осуществление человеком двигательных действий, направленных на совершенствование различных показателей его физического потенциала и освоение двигательных ценностей физической и спортивной культуры [3].
|
|
При определении специфичности физической культуры как одного из видов двигательной активности мы ориентируемся на утверждение отечественного психолога А. Н. Леонтьева о том, что за соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов. Автор в связи с этим писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь – может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [10, 11]. Поэтому специфичность физической культуры как вида деятельности обусловлена качественным своеобразием ее потребностей и мотивов.
Любая активность человека, в том числе и в виде физкультурной деятельности, приводит к определенным изменениям не только во внешней среде, но и в самом человеке как ее субъекте. К. Маркс писал, – «…Воздействуя на внешнюю природу и суммируя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу [15].
«Изменение собственной природы» может выступать в качестве мотивов поведения и деятельности человека. Поэтому в качестве существенного признака физической культуры, как специфического вида двигательной активности, авторами вышеприведенных работ выделяется ее направленность на:
¨ телесное («самореализация физических способностей», «повышение физической кондиции», «преобразование способностей, полученных от природы», «телесное преобразование человека», «социальное преобразование тела», «развитие физических сил», «сохранение и укрепление физического здоровья», «формирования все более совершенного организма»);
¨ духовное («самореализация духовных способностей», «развитие духовных сил», «способы использования людьми своих собственных двигательных возможностей», «формирование двигательных умений и навыков», «гармоничное развитие личности», «преобразование самого человека», «формирование сознания и воли», «развитие человека как субъекта этой активности»).
|
|
Результатами физической культуры как специфического вида двигательной активности человека являются позитивные изменения показателей телесного и духовного развития («физическое совершенствование», «расширение двигательного потенциала и двигательного диапазона»), которые выступают как материальные и духовные ценности и в своей совокупности характеризуют физическую культуру личности.
Близким по смыслу к пониманию физической культуры как двигательной активности направленной на телесное и духовное развитие человека, как ее субъекта, является понятие «физическая активность», которое определяется В. К. Бальсевичем как целенаправленная двигательная деятельность человека, выступающая как природно и социально детерминированная необходимость и потребность организма и личности в поддержании гомеостазиса, обеспечении морфологических, функциональных, биохимических и психологических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе и преодоления факторов, ему препятствующих. По мнению В. К. Бальсевича, понятие «физическая активность» включает в себя не только двигательную деятельность саму по себе, но и категорию цели этой деятельности в самом широком смысле [3].
Б. Г. Ананьев [1] отмечает, что человека можно рассматривать как индивида (природное существо), субъекта определенной деятельности, личность и индивидуальность. Поэтому изменения, возникающие у человека в результате физической активности, можно систематизировать в соответствии с этими представлениями:
· на уровне индивида – физическое развитие, здоровье (уровень адаптационных возможностей отдельных функциональных систем и организма в целом), двигательные способности;
· на уровне субъекта деятельности – знания, умения и навыки владения способами деятельности;
· на уровне личности – значимые для деятельности психические свойства личности;
· на уровне индивидуальности – свойства человека как индивида, субъекта и личности, связанные с физической активностью, которые являются уникальными, неповторимыми и обусловливают повышение его социального статуса.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно заключить, что физическая культура представляет специфический вид сознательной социально обусловленной двигательной активности человека, отличающейся направленностью на физическое развитие, сохранение и укрепление здоровья, развитие двигательных способностей и психических свойств личности, овладение знаниями и способами ее организации.
Результаты физической активности выступают как присвоенные человеком материальные и духовные ценностифизической культуры общества, и обусловливают в совокупности уникальность человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.
В последние годы в научно-педагогической литературе активно используется термин «спортивная культура» [3, 13, 14, 22, 23]. Поэтому третья задача нашего теоретического исследования состоит в раскрытии сущности и содержания понятия «спортивная культура».
Исходным для определения сущности и содержания понятия «спортивная культура» является понятие спорта.
Согласно ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ», спорт определяется как составная часть физической культуры, исторически сложившаяся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям [24].
Существенным признаком спорта выступает соревновательная деятельность, включающая соревновательные действия и связанные с ними отношения соперничества и сотрудничества спортсменов, специфические отношения с другими участниками: тренером, судьями, организаторами, болельщиками. Соревновательную деятельность отличает унификация входящих в ее содержание действий, условий их выполнения и способов оценки достижений в соответствии с официальными правилами соревнований, регламентация поведения спортсменов с принципами неантагонистических отношений между ними [9, 22]. Благодаря соревновательной деятельности спорт выступает как средство и форма выявления и социального признания физических, психических, духовных способностей в процессе соперничества, состязательности, борьбы между спортсменами.
Целью спорта является достижение спортивного мастерства и высокого спортивного результата в спортивных соревнованиях на основеорганизации тренировочного процесса.
Подготовка к соревнованиям не относится к существенным признакам спортивной деятельности – спорт в момент его зарождения существовал и без тренировочного процесса. Современный спорт высших достижений (игровые виды спорта) состоит преимущественно из серии соревнований при уменьшении количества тренировочных занятий. В этих условиях приоритетное значение отводится методу интегральной подготовки через участие в соревнованиях.
С одной стороны, тренировочная деятельность не может существовать без соревнований, т.к. соревновательная деятельность выступает системообразующим фактором, определяющим цель, задачи, содержание и процесс спортивной тренировки. С другой, тренировочная деятельность оказывает существенное влияние на соревновательный результат. Поэтому современный спорт в широком понимании включает в себя не только собственно-соревновательную деятельность, но и специальную подготовку к ней.
В. К. Бальсевич считает, что спорт как феномен общечеловеческой культуры является самодостаточной сферой человеческой деятельности, имеющей собственное предназначение, выполняя эвристические, эстетические, эталонные, оздоровительно-рекреативные, экономические и зрелищные функции [2].
Л. И. Лубышева отмечает, что наиболее значимыми для спортивной деятельности выступают потребности в самоорганизации спортивного стиля жизни, успехе и достижении высокого соревновательного результата [13].
Мы также полагаем, что специфичность спорта как вида деятельности обусловлена, в первую очередь, потребностями и внутренними мотивами, непосредственно побуждающими и направляющими к участию в соревнованиях. Спортивная деятельность привлекательна и значима для спортсмена тем, что она дает возможность реализовать себя и раскрыть свои возможности в соревновательной борьбе среди соперников, достичь победы, выигрыша.
Соревновательные мотивы, стремление к достижению успеха и самореализации в области избранного вида спорта обусловливают особенности спортивной деятельности, поведения и общения спортсмена с другими участниками спортивной деятельности, такие, как высокие физические и психические нагрузки, соблюдение режимных требований, отношения соперничества и сотрудничества.
Встраиванием спорта в систему культуры, актуализацией ценностного отношения к спорту через мотивационную сферу в процессе спортивной деятельности, создаются предпосылки развития его культурологических свойств, что позволяет говорить о культуре спортивной.
Трансформация ценностей спорта из категории общественно значимых в категорию личностно значимых позволяет говорить о наличии у спортсмена спортивной культуры личности.
Основу спортивной культуры личности, по мнению В. И. Столярова, С. Ю. Баринова, составляет позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованные индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира [22].
Спортивная культура личности, по мнению Л. И. Лубышевой, содержит специфический результат спортивной деятельности, средства и способы преобразования физического и духовного потенциала человека путем освоения ценностей соревновательной и тренировочной деятельности, а также тех социальных отношений, которые обеспечивают ее эффективность [13].
Все виды спорта, получившие в настоящее время широкое признание в мире, подразделяются Л. П. Матвеевым с учетом особенностей предмета состязаний и характера двигательной деятельности на пять групп [16].
Своеобразие видов спорта определяет качественное своеобразия содержания спортивной культуры. Большинство видов спорта относятся к группе, для которой характерна активная двигательная деятельность с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. Мы при анализе содержания понятия «спортивная культура» будем рассматривать виды спорта, относящиеся к данной группе.
В. И. Столяров, С. Ю. Баринов к основным ценностям спортивной культуры относят возможность на основе спортивных тренировок и соревнований совершенствовать свои физические кондиции, способность к систематической работе по самосовершенствованию, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех [22].
Л. И. Лубышева выделяет общекультурные, социально-психологические и специфические ценности спорта как части общей культуры. К специфическим ценностям автор относит способности спорта удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании, социализации, формировании здоровья, самореализации и повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда [14].
В процессе занятий спортом активно осваиваются, усваиваются и присваиваются интеллектуальные, интенционные, нравственные, достиженческие, валеологические, мобилизационные ценности двигательного характера, ценности здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки [9].
В. М. Выдрин отмечает, что ценности спорта могут проявляться непосредственно в виде здоровья, физического совершенствования, конкретных соревновательных достижений (занятое место, рекорд) [7].
Н. И. Пономарев к ценностям спорта относит: здоровье, физическую подготовленность, физическое развитие, спортивно-технические результаты, идейные, организационные, научные и методические основы спортивной тренировки, функциональное содержание спорта, общение, волевые и моральные качества, социальное признание, авторитет, чувство личного достоинства и чувство долга, самовоспитание [19].
В. И. Столяров к ценностям спорта относит социальные идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта, определяют их характер и направленность [23].
Обобщая вышеприведенные подходы к выделению ценностей, присваиваемых личностью в процессе спортивной деятельности, можно их классифицировать по биологическому, психологическому, педагогическому и социальному эффектам.
Биологический эффект спортивной деятельности выражается в «формировании здоровья», в присвоении «валеологических ценностей», в «физической подготовленности и физическом развитии», в «возможности совершенствовать свои физические кондиции», «удовлетворять потребности человека в физическом совершенствовании».
Психологический эффект проявляется в «умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех», в «способности к систематической работе по самосовершенствованию», в присвоении мобилизационных ценностей двигательного характера», в «самореализации», в «общении, волевых и моральных качествах».
Педагогический эффект заключается в присвоении интеллектуальных ценностей и ценностей здоровьесберегающих технологий спортивной подготовки», в «спортивно-технических результатах», в «научных и методических основах спортивной тренировки», в способности к «самовоспитанию».
Социальный эффект состоит в «повышении социального престижа личности в обществе путем достижения высокого результата, победы, рекорда», в «социальном признании, авторитете, чувстве личного достоинства и чувстве долга», в «социализации», в присвоении «нравственных и достиженческих ценностей», в «конкретных соревновательных достижениях», в «социальных идеалах, смыслах, символах, нормах, образцах поведения, которые регулируют деятельность социального субъекта и социальные отношения в сфере спорта».
В психологической литературе выделяются три черты спортивного характера, которые можно отнести к духовным ценностям спортивной культуры и рассматривать как результаты спортивной деятельности:
1. Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению;
2. Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надежность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных, изменяющихся условиях и сложных состояниях спортсмена, способствуя полной реализации достигнутого уровня подготовленности;
3. Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе к победе, к достижению соревновательной цели, до самого последнего финального усилия, выражается в наивысшей собранности, предельной мобилизации и полной отдаче всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет достигнуть неожиданно высокого результата.
Единство и взаимосвязь трех черт спортивного характера обусловливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности [20].
Лица со спортивным характером отличаются эмоциональной устойчивостью, что проявляется в стабильности соревновательных результатов, повышении эффективности соревновательной деятельности в экстремальных условиях ее выполнения и умении достойно проигрывать в честной борьбе.
Соревновательная деятельность в экстремальных условиях соперничества и сотрудничества содействует присвоению норм спортивной этики, как внутренних регуляторов взаимоотношений со всеми участниками соревнований.
Четвертая задача нашего теоретического исследования заключалась в определении соотношения физической и спортивной культуры (табл. 1).
При решении этой задачи мы отталкивались от тезиса А. Н. Леонтьева, о том, что различие между видами деятельности обусловлено различиями в мотивах, побуждающих и направляющих человека к их осуществлению [10].
Общими для физической и спортивной культуры являются такие мотивы, как потребность в двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие, общение, внешнее самоутверждение и формирование личности. Эти мотивы во взаимодействии между собой побуждают человека к физической активности для телесного и духовного развития.
Формирование спортивной культуры осуществляется на основе физической культуры и обусловлено возникновением и доминированием в мотивационной структуре личности соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации в области избранного вида спорта.
Данные мотивы существенно изменяют содержание физической активности, которая дифференцируется на две взаимосвязанные части – тренировочную и соревновательную деятельность. Двигательные действия в виде физических и соревновательных упражнений под действием этих мотивов выполняются с предельным проявлением физических и психических усилий.
Вызванные спортивными мотивами изменения в содержании деятельности обусловливают присвоение человеком новых материальных (высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта) и духовных ценностей.
Знания в области физической культуры обогащаются знаниями в области избранного вида спорта, человек овладевает способами организации занятий этим видом спорта.
Таблица. – Психологическая структура физической и спортивной культуры как видов двигательной деятельности
Физическая культура | Спортивная культура |
Мотивы деятельности | |
Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности | Потребность в двигательной активности Сохранение и укрепление здоровья Физическое развитие Общение Внешнее самоутверждение Формирование личности Соревновательные мотивы Мотив достижения успеха Мотив личностной самореализации |
Содержание деятельности | |
Физические упражнения | Физические упражнения Соревновательные упражнения |
Материальные ценности | |
Здоровье Телосложение Двигательные способности | Здоровье Телосложение Высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта |
Духовные ценности | |
Знания в области физической культуры Владение способами организации физической активности Социализация Интерес к физической активности | Знания в области избранного вида спорта Владение способами организации занятий избранным видом спорта Социализация Интерес к избранному виду спорта Свойства личности (уверенность, спокойствие, целеустремленность, настойчивость, эмоциональная устойчивость, устойчивость к фрустрации) Спортивная этика Социальный статус |
В процессе спортивной деятельности формируются свойства личности, обусловливающие благоприятные отношения к ее различным сторонам:
· к содержанию (интерес к избранному виду спорта);
· к себе как субъекту деятельности (уверенность в себе);
· к условиям соревнований (спокойствие, эмоциональная устойчивость);
· к процессу и результатам соревновательной деятельности (целеустремленность и настойчивость);
· к поражению и неудачам (устойчивость к фрустрации);
· к участникам соревнований (спортивная этика).
Достижение высоких соревновательных результатов обеспечивает повышение социального статуса человека.
Обобщая результаты теоретического анализа, можно заключить следующее, что физическая активность и спорт имеют общее предметное основание как виды двигательной деятельности. Наряду с этим они существенно различаются по содержанию и присваиваемым в процессе их осуществления материальным и духовным ценностям, что обусловлено различиями в их мотивах. Спорт как вид деятельности отличается от физической активности возникновением и доминированием соревновательных мотивов, мотивов достижения успеха и личностной самореализации. Под влиянием этих мотивов физическая активность разбивается на две взаимосвязанные части – тренировочную и соревновательную деятельность, а входящие в их содержание двигательные действия в виде физических и соревновательных упражнений отличаются максимальным проявлением физических и психических усилий. Спортивная деятельность приводит к присвоению новых, по сравнению с физической активностью, материальных и духовных ценностей, которые в совокупности с ценностями физической культуры образуют спортивную культуру личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. / Б. Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 517 с.
2. Бальсевич, В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ / В. К. Бальсевич. – СПб.: СПбНИИФК, 2006. – 67 с.
3. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека / В. К. Бальсевич // – М.: Теория и практика физической культуры, 2000. – 275 с.
4. Виноградов, П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни: учебное пособие / П. А. Виноградов, В. И. Жолдак, А. П. Душанин. – М.: Советский спорт, 1996. – 587 с.
5. Выдрин, В. М. Физическая культура и ее теория / В. М. Выдрин // Теория и практика физической культуры – 1986. – №5. – С. 24-27.
6. Выдрин, В. М.Физическая культура студентов вузов: Учебное пособие / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко. – Воронеж, Изд-во ВГУ, 1991. – 128 с.
7. Выдрин, В. М. Физическая культура как ценность / В. М. Выдрин. – Л.: Знание, 1976 – 38 с.
8. Ильинич, В. И. Физическая культура студента: учебник / В. И. Ильинич. – М., 1999. – 447 с.
9. Каган, М. С. Человеческая деятельность / М. С. Каган. – М.: Политиздат, 1974. – 328 с.
10. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
11. Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы философии. – 1972. – № 9. – С. 28-41.
12. Лотоненко, A. B. Молодежь и физическая культура / А. В. Лотоненко, Е. А. Стеблецов. – М., 1996. – 317 с.
13. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе / Л. И. Лубышева. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2006. – 174 с.
14. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 11-14.
15. Маркс, К. Полное собрание сочинение / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 1955. – 188 с.
16. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для инт-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – С. 427- 429.
17. Матвеев, Л. П. О культуре физической / Л. П. Матвеев //Физическая культура и современные проблемы физического совершенствования человека: материалы конференции. – Ереван, 1984. – С. 10.
18. Николаев, Ю. М. О культуре физической / Ю. М. Николаев // Современные проблемы теории и практики физической культуры: взгляды, идеи, концепции. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. – С. 14-18.
19. Пономарев, Н. И. Спорт как социальное и педагогическое явление / Н. И. Пономарев. – Л., 1989. – С. 5.
20. Психология / под ред. В. М. Мельникова. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 387 с.
21. Столяров, В. И. Философско-культурологический анализ физической культуры / В. И. Столяров // Вопросы философии. – 1988. – N 4. – С. 78-91.
22. Столяров, В. И. Понятие и формы спортивной культуры личности. Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма / В. И. Столяров, С. Ю. Баринов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2009.– С. 366-370.
23. Столяров, В. И. Спортивная культура как элемент культуры / В. И. Столяров // Современность как предмет исследования социальных наук: материалы Всерос. науч. конф. – М.: МГАФК, 2002. – С. 28-33.
24. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 № 80-ФЗ.
25. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана и др. – СПб.: Лань, 1998. – 448 с.
26. Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя. – М.: Политиздат, 1972. – 496 с.