Карасева М. А.
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
Чебоксары, Россия
Для решения научных и практических вопросов формирования здорового образа жизни большое значение имеет определение самого понятия «здоровье» [2].
Понятие «здоровье», его философско-методологическая и социальная интерпретация содержания остается все еще во многом неясной и трудной для понимания. И. И. Брехман [2] и Ю. П. Лисицын [12] отмечают, что значение имеет современное определение самого здоровья. Эти авторы считают, что здоровье одна из сложных проблем современной науки и характеризуется как:
- благополучие физическое, психическое и эмоциональное;
- количественные и качественные резервы;
- адаптация;
- ценность;
- потребность;
- целостное функциональное состояние.
Известный отечественный медик И. В. Давыдовский определяет здоровье как полноту приспособления, а болезнь - как его нарушение. Академик В. П. Казначеев рассматривает «здоровье индивида как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни» [14, 8].
|
|
Очевидно, что традиционные подходы к определению здоровья декларативны, они часто определяют, каким оно должно быть, а не то, чем на самом деле является здоровье. Для понимания этой дефиниции исследователи выделяют следующие основания:
• здоровье - это способность к самосохранению и увеличению жизненных сил человека, а также способность улучшать возможности, свойства и способности своего организма;
• здоровье - это способность противостоять повреждениям, болезням и другим формам деградации, оно находится в зависимости от здоровья окружающих людей;
• здоровье - область человеческой культуры и способность производить, поддерживать и сохранять себе подобных, а также культурные, духовные и материальные ценности;
• здоровье - это результат собственной деятельности и способность увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;
• здоровье - это способность созидать адекватное самосознание, морально-этическое отношение к себе, своему окружению и будущим поколениям через систему воспитательно-образовательных учреждений;
• здоровье - это уровень адаптационных возможностей организма и способность приспосабливаться к среде обитания, к своим возможностям, сохраняя для себя искусственную и естественную среду обитания [10].
Для оценки здоровья детей и подростков используются четыре критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционирования основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности.
|
|
Здоровье - это не только статическое состояние, но и динамический процесс. На практике различают понятия «статическое здоровье» (СЗ) и «динамическое здоровье» (ДЗ). СЗ - это определенное состояние организма в период относительного мышечного покоя вне пищевых, питательных, нервных и других нагрузок. ДЗ - это состояние организма, определяемое количественно путем исследования его функций до и после дозированных нагрузок (физических, пищевых, нервных, дыхательных и других) [14, 9].
Многочисленные научные исследования О. А. Абдуллиной, П. К. Анохина, В. К. Бальсевича, Н. X Жалимханова, А. Г. Комкова, Ю. П. Копылова, Л. Б. Кофман, В. И. Лях, Г. Б. Мейксон, В. Г. Мишиева, В. К. Пельменева, В. К. Спирина, А. Г. Щедриной, а также результаты Всероссийской диспансеризации детей указывают на стойкое снижение показателей состояния их здоровья. На сегодняшний день, по утверждению П. А. Виноградова, А. П. Душанина, около 63% учащихся общеобразовательных школ имеют ослабленное здоровье [4]. Э. Г.Булич указывает, что количество детей, имеющих функциональные нарушения, возросло на 35%, с хронической патологией - на 38%, число нарушений психического здоровья увеличилось на 20% [3]. Научные исследования Ф. Р. Зотовой свидетельствуют о наличии в школах 80% хронически больных детей [8].
Доля здоровых детей, по данным П. А. Виноградова [4], к концу обучения в школе не превышает 20-25%. По показаниям ряда исследователей, к фактически здоровым относятся всего 5% детей. Наметившаяся негативная тенденция продолжает сохраняться.
Так, в Чувашской Республике за последние 10 лет распространенность всех заболеваний у детей от рождения до 14 лет увеличилась на 34,3%, а среди подростков 15-17 лет - в 1,7 раза. Отмечается рост количества детей с дефицитом массы тела и отклонениями в психике [15]. Как следует из статотчетов за 2008, 2009 годы Новочебоксарского городского центра Госсанэпиднадзора, состояние здоровья школьников г. Новочебоксарска соответствует тому уровню, какой анализируется в письме N70-M от 04.09.95 Министерства образования Российской Федерации, а также в письме N13-16/05 от 03.03.94 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.
Индекс здоровья детей в Новочебоксарске в 2006 году составил 22,2, то есть только 22 ребенка из 100 не болели в году. В 2009 году индекс здоровья составил 24,7. Процент детей, состоявших на диспансерном учете в 2008 году, составил 38,2%, в 2009 году - 39,9% школьников из 100 обследованных являлись хроническими больными. Результаты обследования школьников города были проведены медицинскими работниками в 2006, 2008,2009 годах. Приведем полученные данные.
Таблица 1 - Результаты медицинского обследования 917 учащихся школ города Новочебоксарска (по данным городского управления образованием)
Виды заболеваний | 2006 г. | 2007 г. | 2008г. | 2009 г. |
Понижение зрения | 15,3 | 15,2 | 14,7 | 10,7 |
Нарушение осанки | 6,5 | 9,6 | 9,6 | 13,8 |
Заболевание желудочно-кишечного тракта | 2,3 | 3,6 | 3,9 | 4,3 |
Заболевание органов дыхания | 1,8 | 2,9 | 3,2 | 2,5 |
Психические заболевания | 1,5 | 1,4 | 1,6 | |
(705) | (820) |
Результаты изучения показали, что стабильным остается процент детей, стоящих на диспансерном учете, с понижением зрения, резко увеличивается процент детей с заболеванием опорно-двигательного аппарата, заболеванием центральной нервной системы, в два раза возрос процент детей с заболеванием мочеполовой системы.
На состояние здоровья школьников пагубно влияют:
1) информационные перегрузки, которые испытывают учащиеся вследствие высокой учебной нагрузки;
|
|
2) несовершенство организации учебной деятельности;
3) недостаточная двигательная активность;
4) авторитарно-репродуктивная система обучения;
5) низкий уровень компетентности учителей-предметников в решении оздоровительных задач, в проблемах воспитания культуры здоровья;
6) отсутствие в системе образования концепции и идеологии здоровья учащихся;
7) низкий уровень культуры здоровья школьников;
8) отсутствие системы формирования здорового образа жизни в учебных заведениях;
9) употребление наркотических, токсических веществ и алкогольных напитков школьниками;
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни». Здоровый образ жизни объединяет все, способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Образ жизни - категория ценностная, так как человек осознанно, а не бессознательно стремится к определенному стилю жизнедеятельности, который соответствует его желаниям и потребностям.
Здоровый образ жизни - это мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервов организма, оптимальному выполнению личностью социально-профессиональных функций [13].
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
- режим труда, отдыха, питания;
- двигательную активность;
- личную гигиену;
- профилактику вредных привычек;
- закаливание;
- учет неблагоприятных воздействий внешней среды;
- культуру межличностного общения и т.д.
Сохранение и укрепление здоровья - важное условие высокого уровня физического и психического здоровья человека, его высокой работоспособности и активности, что является одной из важнейших государственных задач.
|
|
Под образом жизни мы понимаем поведение человека, которое направлено на сохранение и укрепление здоровья и базируется на гигиенических нормах, требованиях и правилах. Образ жизни - это своего рода система взглядов на проблему здоровья не как на некую абстракцию, а как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной цели, которая складывается в процессе жизни у человека под влиянием различных факторов.
Нами составлена программа формирования здорового образа жизни младших школьников, которая успешно реализуется в СОШ № 8 г. Новочебоксарска. Организатором формирования здорового образа жизни выступает весь педагогический коллектив школы.
Литература
1. Березин И. П. Школа здоровья / И. П. Березин, Ю. В. Дергачев. – М.: Моск. рабочий, 1989. – 219 с.
2. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье /И.И. Брехман. – 2-е изд. доп. и перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 206 с.
3. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных группах: учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений / Э. Г. Булич. – М.: Высшая школа, 1986. – 255 с.
4. Виноградов П. А. Основы ФК и ЗОЖ /П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И. Жолдак. – М.: Советский спорт, 1996. – 592 с.
5. Васильева О. С. Психология здоровья человека. Эталоны, представления, установки: учеб. пособие для вузов по направлению и спец. «Психология». / О. С. Васильева, Ф. Р. Филатов. – М.: Academia, 2001. – 344с.
6. Егоров Е.И. Бег и здоровье / Е.И. Егоров. – Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1989. – 76 с.
7. Егоров О. Школа здорового образа жизни / О. Егоров // Учитель. – 2001. - № 4 – С.61-63.
8. Зотова Ф. Р. Валеологическая подготовленность учителей и учащихся современной школы (по данным социологического опроса) / Ф. Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2005. - № 3. – С. 41-45.
9. Зотова Ф. Р. Здоровьесбережение школьников в процессе обучения: проблемы и пути решения / Ф.Р. Зотова. – Набережные Челны: РИО Кам. ИФК, 2005. – 164 с.
10. Зайцев Г. Отмечаем Всемирный День Здоровья: модели валеол. уроков / Г. Зайцев // Директор школы. – 2003. - № 2 – С.83-91.
11. Кочетов А. И. Организация самовоспитания школьников / А. И. Кочетов. – Минск: нар. асвета, 1990. – 175 с.
12. Лисицын Ю. П. Когда привычка приводит к болезни / Ю. П. Лисицын, О. С. Радбиль, Ю. М. Комаров. – М.: Знание, 1986. – 48 с.
13. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие для вузов / В. В. Марков. – М.: Академия, 2001. – 319 с.
14. Физическая культура: учеб. пособие для подготовки к экзаменам // В. Ю. Волков, В. И. Загоруйко. – СПб.: Питер, 2004 – 222 с.
15. Филиппова И. В. Комплексная оценка функционального состояния организма школьников с учетом возраста и особенностей учебной нагрузки: дис. … канд. пед. наук /И. В. Филиппова. – Чебоксары, 2005. – 159 с.